Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
2
MEL CD 10 02529
2017, дата записи: 1973, 1975, 1980, 1986
melodist / 2017-12-24 03:08:47 / Редакция № 1: 2022-10-05 12:42:30
Изображение
Петр Чайковский (1840–1893)
1 «Примиренье», соч. 25 №1 (сл. Н. Щербины) 5.31
2 «Не спрашивай», соч. 57 №3 (сл. И.В. Гёте, перевод А. Струговщикова) 3.31
3 «Ни слова, о друг мой», соч. 6 №2 (сл. А. Плещеева) 3.50
4 «Зачем?», соч. 28 №3 (сл. Л. Мея) 2.47
5 «Уж гасли в комнатах огни», соч. 63 №5 (сл. К. Романова) 3.17
6 «Кабы знала я», соч. 47 №1 (сл. А. Толстого) 3.52
7 «Отчего?», соч. 6 №5 (сл. Г. Гейне, перевод Л. Мея) 4.02
8 «На нивы желтые», соч. 57 №2 (сл. А. Толстого) 4.17
9 «Смерть», соч. 57 №5 (сл. Д. Мережковского) 2.57
10 «День ли царит», соч. 47 №6 (сл. А. Апухтина) 3.06

Сергей Рахманинов (1873–1943)
11 «В молчаньи ночи тайной», соч. 4 №3 (сл. А. Фета) 3.14
12 «Как мне больно», соч. 21 №12 (сл. Г. Галиной) 2.06
13 «Мелодия», соч. 21 № 9 (сл. С. Надсона) 4.05
14 «Полюбила я на печаль свою», соч. 8 №4 (сл. Т. Шевченко, перевод А. Плещеева) 2.23
15 «Не пой, красавица», соч. 4 №4 (сл. А. Пушкина) 4.34
16 Отрывок из А. Мюссе, соч. 21 №6 (сл. А. Мюссе, перевод А. Апухтина) 2.13
17 «О, не грусти», соч. 14 №8 (сл. А. Апухтина) 3.23
18 «Покинем, милая», соч. 26 №5 (сл. А. Голенищева-Кутузова) 2.37
19 «Она, как полдень, хороша», соч. 14 №9 (сл. Н. Минского) 2.46
20 «Какое счастье», соч. 34 №12 (сл. А. Фета) 2.32
21 «Благослови, душе моя, Господа» («Литургия Св. Иоанна Златоуста», соч. 31 №2) 4.02
22 «Благослови, душе моя» (греческого распева) («Всенощное бдение», соч. 37 №2) 4.57

Общее время: 76.13

Елена Образцова, меццо-сопрано

Александр Ерохин, фортепиано (1–13)
Важа Чачава, фортепиано (14–20)
Московский камерный хор (21, 22)
Художественный руководитель и дирижер – Владимир Минин
Записи с концертов в Большом зале Московской консерватории 13 марта 1975 г. (1–10), 21 ноября 1973 г. (11–13), 21 февраля 1986 г. (14–20), 28 декабря 1980 г. (21–22)
Звукорежиссеры: М. Пахтер (1–10), Э. Шахназарян (11–13), Ю. Гриц (14–20), И. Вепринцев (21–22)
Ремастеринг – Е. Барыкина
Редактор – Н. Сторчак
Дизайн – А. Ким
Перевод – Н. Кузнецов

Фирма «Мелодия» продолжает знакомить любителей вокального искусства с творчеством выдающейся русской певицы ХХ века Елены Образцовой. Этот альбом посвящен любимым композиторам певицы – П.И. Чайковскому и С.В. Рахманинову, чья музыка сопровождала ее на протяжении всей артистической жизни, начиная с консерваторских лет.
Настоящий диск включает десять романсов Чайковского и десять романсов Рахманинова. Записи сделаны на концертах Елены Образцовой в Большом зале Московской консерватории в 70–80-е годы и дают возможность услышать ее интерпретации романсовой лирики в разные периоды творчества в ансамбле с концертмейстерами Александром Ерохиным и Важей Чачавой.
Семь романсов Рахманинова с концерта Елены Образцовой 21 февраля 1986 года (партия фортепиано – В. Чачава) ранее не переиздавались. Записи исполнения Еленой Образцовой романсов Чайковского и Рахманинова в ансамбле с А. Ерохиным публикуются впервые.
Также впервые в дискографии певицы представлены два песнопения из духовных сочинений Сергея Рахманинова для хора – Литургии Св. Иоанна Златоуста (соч. 31 № 2) и Всенощного бдения (соч. 37 № 2), прозвучавшие на концерте Московского камерного хора под управлением Владимира Минина 28 декабря 1980 года.
melodist / 2017-12-24 03:09:16 / Редакция № 3: 2022-10-05 12:44:54
Изображение
буклет
-------------------
Этот альбом посвящен музыке П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова в исполнении выдающейся певицы Елены Васильевны Образцовой.
Музыка Чайковского и Рахманинова, любимых композиторов певицы, сопровождала ее на протяжении всей артистической жизни. Романсы Чайковского и Рахманинова Елена Образцова неизменно включала в программы своих
выступлений по всему миру, начиная с первого сольного концерта, состоявшегося в Малом зале Ленинградской филармонии весной 1965 года.
Освоение камерного творчества композиторов, поиск верной интонации исполнения проходили у Елены Образцовой в консерваторские годы, а затем в работе с ее первым концертмейстером Александром Павловичем Ерохиным. Событиями музыкальной жизни середины 70-х годов стали монографические программы знаменитого филармонического цикла «Русский романс», в котором Образцова и Ерохин представили антологию русской камерной вокальной музыки. В феврале 1972 года Еленой Образцовой впервые был исполнен концерт, целиком посвященный Рахманинову, в ноябре 1973 – Чайковскому.
«Было чрезвычайно интересно послушать два монографических вечера Елены Образцовой, посвященных музыке Чайковского и Рахманинова, – откликался рецензент «Музыкальной жизни». – Интересно и показательно. Слушая певицу, отчетливо понимаешь, сколь различен ее подход к “эмоциональной сердцевине” музыки этих композиторов. Для нее это – два мира, две жизни». В интервью после победы на конкурсе Чайковского в 1970 году Елена Образцова сделала поразительное признание: «У меня долго не получался Чайковский, пока я не поняла, что Чайковский – композитор-философ, который пишет о прошлом, о прочувствованном, пережитом, его творчество является философией жизни, а не моментом переживания».
В 1978 году Еленой Образцовой уже в ансамбле с концертмейстером Важей Николаевичем Чачавой на фирме «Мелодия» была осуществлена студийная запись 12 романсов Чайковского, удостоенная приза «Золотой диск», а спустя 10 лет там же вышла пластинка с записью сольного концерта певицы, состоявшегося в Большом зале консерватории 21 февраля 1986 года, на которой впервые были представлены романсы Рахманинова.
«У некоторых любителей музыки еще бытует мнение, что камерное исполнительство, в отличие от оперного, не требует открытости эмоций, сильных пламенных переживаний, а певец, выступающий в камерном репертуаре, должен умерять силу звучания своего голоса, думать больше о piano и mezza-voce, чем о forte», – писал в статье, посвященной выходу этой пластинки, музыковед Всеволод Тимохин. Елена Образцова никогда не разделяла подобной точки зрения: «Художественные проблемы, возникающие перед исполнителями, надо решать, исходя из замысла композитора, запечатленного в нотном тексте. И если в нотах романса стоит три forte, то я выполню это указание неукоснительно, и мои три forte в концертном зале прозвучат нисколько не тише и не “камернее”, чем со сцены оперного театра». Действительно, многие камерные трактовки певицы по накалу чувств, масштабности и эмоциональным контрастам не уступают ее созданиям на оперной сцене.
«Романтический нерв» искусства Елены Образцовой с особой яркостью проявляется в ее прочтении романсов Рахманинова. Поэтическая мечтательность, лирическая просветленность, драматический порыв, запечатленный в музыке композитора, находят у певицы горячий и глубоко волнующий отклик. «Переживания лирического героя романсов Рахманинова всегда захватывают меня необычайно, – признавалась она. – Сердцем я откликаюсь на каждый нюанс,
оттенок настроения. Ими охвачен герой в настоящий момент, в данную минуту – ими полна его душа, его сердце, и они должны быть немедленно выражены со всей искренностью и силой чувства».
Иную эмоциональную сферу воплощает Елена Образцова в романсах Чайковского. Это мир чувств уже выстраданных, пережитых, и хотя душа героя отнюдь не всегда спокойна и умиротворена, ее еще сотрясают вспышки, отзвуки былых страстей, все же речь здесь идет о прошлом, о «днях минувших». Это бесконечно дорогие сердцу воспоминания, радостные и скорбные, но именно воспоминания, а не переживания, которыми охвачен герой в настоящую минуту, как в рахманиновских трактовках певицы».
Настоящий диск включает десять романсов Чайковского и десять романсов Рахманинова. Записи сделаны на концертах Елены Образцовой в Большом зале Московской консерватории в 70–80-е годы и дают возможность услышать ее
интерпретации романсовой лирики Чайковского и Рахманинова в разные периоды творчества в ансамбле с концертмейстерами А.П. Ерохиным и В.Н. Чачавой.
Семь романсов Рахманинова с концерта Елены Образцовой 21 февраля 1986 года (партия фортепиано – В. Чачава) ранее не переиздавались. Записи исполнения Еленой Образцовой романсов Чайковского и Рахманинова в ансамбле с А. Ерохиным публикуются впервые.
Также впервые в дискографии певицы представлены два песнопения из духовных сочинений Сергея Рахманинова для хора – Литургии Св. Иоанна Златоуста (соч. 31 № 2) и Всенощного бдения (соч. 37 № 2), прозвучавшие на концерте Московского камерного хора под управлением Владимира Минина 28 декабря 1980 года.

Составитель Л.А. Леонтьева
По материалам статьи В. Тимохина к выпуску пластинки «Романсы Чайковского и Рахманинова», ВТПО «Фирма Мелодия», 1989 год
и очерка «Елена Образцова: Творческий портрет» из серии «Мастера исполнительского искусства», Издательство «Музыка», 1979 год
melodist / 2021-11-07 00:19:55 / Редакция № 3: 2022-10-05 12:49:42
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка