6 дней
О сайте4 | MEL CD 10 02534 2017, дата записи: 2017 |
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Дуэт для скрипки и альта Соль мажор, KV 423 1 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . 6.56 2 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . 3.41 3 III. Rondeau. Allegro . . . . . . . . . . 5.32 Михаэль Гайдн (1737–1806) Дуэт для скрипки и альта До мажор, MH 335 4 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . 5.32 5 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . 3.43 6 III. Rondo con spirito . . . . . . . . . . 4.31 Рейнгольд Глиэр (1875–1956) 12 дуэтов для двух скрипок, соч. 49 7 Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.51 8 Andantino . . . . . . . . . . . . . . . 2.15 9 Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.10 10 Poco allegro . . . . . . . . . . . . . . 2.14 11 Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.08 12 Con moto . . . . . . . . . . . . . . . . 1.49 13 Allegretto . . . . . . . . . . . . . . . . 2.28 14 Con fuoco . . . . . . . . . . . . . . . . 1.40 15 Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.05 16 Con moto . . . . . . . . . . . . . . . . 2.07 17 Cantabile . . . . . . . . . . . . . . . . 1.45 18 Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.00 Сергей Прокофьев (1891–1953) Соната для двух скрипок До мажор, соч. 56 19 I. Andante cantabile . . . . . . . . . . 2.54 20 II. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . 3.16 21 III. Commodo (quasi allegretto) . . . . 4.21 22 IV. Allegro con brio . . . . . . . . . . . 5.57 Общее время: 73.09 Иван Почекин, альт (1–6), скрипка (7–22) Михаил Почекин, скрипка Запись из Большого зала Московской консерватории, 2017 год. Звукорежиссер – Мария Соболева Звукоинженер – Елена Сыч Руководитель проекта – Карина Абрамян Редактор – Татьяна Казарновская Менеджер проекта – Марина Безрукова Дизайн – Григорий Жуков Перевод: Николай Кузнецов (англ.), Ирина Черемисина (нем.) Фото – Евгений Евтюхов |
буклет -------------------- В безбрежном море аудиозаписей классической и современной музыки, записанных и изданных на всех континентах в жанрах симфонической, оперной, хоровой музыки, камерная, в частности, написанная для струнных инструментов, звучащих в ансамбле и соло, появляется значительно реже и довольно быстро становится раритетом. Творчество композиторов, писавших для струнных квартетов, трио, дуэтов, обращено прежде всего к душе человека и, как правило, отмечено доверительной интонацией и особой теплотой высказывания. Этот диск, где звучат дуэты для двух скрипок, дуэты для скрипки и альта, выпущен легендарной отечественной фирмой звукозаписи «Мелодия». Он не архивный, не исторический – диск записан сегодня, сейчас, в наше время, на нем представлено искусство двух замечательных музыкантов нового молодого поколения, и эта художественная идея поистине дорогого стоит. Иван и Михаил Почекины сегодня не только успешно выступают на ведущих сценах России, Европы и мира, но и в своих творческих биографиях представляют наиболее интересный и перспективный путь для молодых музыкантов. Теперь уже почти десятилетие братья Почекины ведут активную сольную и ансамблевую исполнительскую деятельность. В последние годы Иван Почекин очень успешно освоил игру на альте и вместе с Михаилом создал несколько программ, где дуэт двух скрипок и дуэт скрипки и альта представлен в самом разнообразном репертуаре. Для первого совместного диска молодые артисты выбрали редкую по стилю и содержаниюпрограмму, необычную и очень интересную, и вы сможете в этом убедиться. Программа этого диска мне представляется не только очень интересной по музыке, составленной с большим вкусом и оригинальностью, но и во многом культурологической. Наряду с произведениями хорошо известными и часто исполняемыми (Моцарт и Прокофьев) звучит музыка малоизвестная широкой публике, но представляющая при этом бесспорный художественный интерес. Да и сам выбор авторов не случаен, их связывают время, эпоха и интересные детали их личных биографий. Во время прослушивания записи у меня было ощущение присутствия на концерте в двух отделениях, где в каждом из них взаимосвязь между композиторами носит свой глубинный смысл. А особая тембральная красочность выбранной музыки для данных инструментов доставляет эстетическое удовольствие. Дуэт Михаэля Гайдна До мажор гораздо менее известен, чем Дуэт Моцарта, широко исполняемый и популярный и, конечно, трудно сравнивать масштабы их дарований. Однако великий Моцарт относился к своему коллеге Михаэлю Гайдну, младшему брату Йозефа Гайдна, с большим почтением и дружелюбием. Он высоко ценил его подлинный композиторский талант, оказывая ему помощь и поддержку самого разного свойства. Сочинение Михаэля Гайдна, несомненно, написано большим мастером. Соль-мажорный дуэт Моцарта – музыка изумительной красоты, в которой исполнители нашли во взаимодействии двух струнных инструментов диалог живых и динамически разнообразных эмоций. Дуэт австрийского гения уже в нашу эпоху вызвал к жизни замечательные стихи Давида Самойлова: Композитор Моцарт Вольфганг, Он горазд, – Сколько требуется, столько И отдаст... Ox, и будет Амадею Дома влет. И на целую неделю – Черный лед. Ни словечка, ни улыбки. Немота. Но зато дуэт для скрипки И альта. Во «втором отделении» нашего аудио-концерта соединены волей судеб два имени, принадлежащих русской музыке, – Рейнгольда Глиэра и Сергея Прокофьева, которого Глиэр учил игре на рояле и основам композиции. Этим Рейнгольд Морицевич Глиэр и вошел, кроме своего замечательного собственного творчества, в историю мировой музыки. ...12 дуэтов Глиэра для двух скрипок мало знакомы даже меломанам. Композитор известен, прежде всего, музыкой к балетам «Медный всадник» и «Красный цветок», концертом для голоса с оркестром. Эти и другие масштабные его сочинения занимают достойное место в музыкальной культуре. Однако послушав скрипичные дуэты в исполнении Ивана и Михаила Почекиных, вы откроете для себя замечательные страницы, окрашенные редким лирическим дарованием композитора. Многие дуэты воспринимаются как акварельные зарисовки пейзажей русской природы. Они отмечены искренними, порой чувственными «романсовыми» интонациями, близкими речевой мелодекламации, созерцанием окружающего нас мира, его таинства. При этом в некоторых дуэтах вы услышите динамику движения, танцевального по характеру или отмеченного более яркой жанровой образностью. Программу данного диска завершает Соната для двух скрипок Сергея Прокофьева, написанная в 1932 году, в зарубежный период жизни композитора. Ее официальная премьера прошла в Париже, но реальное первое публичное исполнение состоялось раньше, в Москве, в исполнении скрипачей легендарного Квартета имени Бетховена Дмитрия Цыганова и Василия Ширинского. Сумрачная лирика первой части (Andante cantabile), эмоциональное напряжение в Allegro, изысканное Allegretto и бравурное, виртуозное и очень темпераментное финальное Allegro con brio соединились в четырехчастный цикл, завершающий этот парад солирующих струнных инструментов. Евгений Баранкин, музыкальный критик Иван Почекин (р. в 1987 г.) – один из ярчайших представителей русской скрипичной школы в своем поколении. Стремительное развитие его карьеры началось в 2005 году после победы на III Московском международном конкурсе скрипачей имени Никколо Паганини. Творческие контакты связывают Ивана Почекина с выдающимися дирижерами, среди которых Владимир Юровский, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Александр Сладковский, Юрий Симонов, Владимир Федосеев, Гинтарас Ринкявичюс, Марк Горенштейн, Фридрих Хайдер, Дмитрий Лисс, Игнат Солженицын, Ян Латам-Кёниг, Фабио Мастранджело, Чарльз Оливьери-Монро. Музыкант принимает участие в различных фестивалях, в числе которых «Кремль музыкальный», московский Пасхальный фестиваль, «Безумный день» в Нанте, Pianoscope в Бовэ. По приглашению Дениса Мацуева скрипач выступал в программах фестивалей Crescendo и «Звезды на Байкале». В сентябре 2014 года в рамках «Большого фестиваля РНО» скрипач был удостоен чести сыграть на легендарной скрипке работы Карло Бергонци ex-Paganini, любезно предоставленной семьей Максима Викторова: в исполнении Ивана Почекина, Российского национального оркестра и маэстро Плетнёва прозвучал Второй скрипичный концерт Н. Паганини. На протяжении многих лет Иван Почекин сотрудничает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным филармоническим оркестром России, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Уральским академическим филармоническим оркестром, Филармоническим оркестром Овьедо, оркестром Загребской филармонии, Симфоническим оркестром радио и телевидения Южной Кореи, Симфоническим оркестром Софийского радио, Камерным оркестром Германии, Базельским симфоническим оркестром. В 2006 году при содействии Фонда скрипичного искусства Иван Почекин записал дебютный компакт-диск с сочинениями Н. Паганини и Э. Шоссона, а в 2011 году музыкант подписал контракт с фирмой Naxos на запись двух альбомов из произведений Никколо Паганини, куда вошли Пятый и Шестой скрипичные концерты и виртуозные пьесы. В настоящий момент альбомы вышли в свет и получили восторженные отзывы критики. Иван Почекин начал заниматься игрой на скрипке в возрасте пяти лет у Галины Турчаниновой. Впоследствии его наставниками стали Майя Глезарова, Виктор Третьяков, Райнер Шмидт. Своими ранними успехами скрипач во многом обязан матери, которая занималась с ним на протяжении 10 лет. Творческая дружба связывает артиста с Борисом Березовским, Анри Демаркеттом, Татьяной Гринденко, Райнером Шмидтом, Александром Князевым, Александром Гиндиным, Артемом Дервоедом, Филиппом Копачевским, Юрием Фавориным. Иван Почекин также играет на альте. Молодой музыкант Михаил Почекин уже успел завоевать любовь публики. На протяжении многих лет артист выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным филармоническим оркестром России, симфоническим оркестром Мариинского театра, Литовским национальным симфоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», симфоническим оркестром Наварры, Уральским академическим филармоническим оркестром, симфоническим оркестром Черногории, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Базельским симфоническим оркестром. Концерты Михаила с большим успехом проходят в Auditorio Nacional de Música в Мадриде, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале Мариинского театра, Palau de la Música в Валенсии, Мюнхенской филармонии Gasteig. Солист сотрудничает со многими дирижерами, среди них Юрий Симонов, Александр Сладковский, Хайнц Холлигер, Сергей Скрипка, Валентин Урюпин, Димитрис Ботинис, Станислав Кочановский, Юозас Домаркас, Роберто Форес Весес, Кевин Гриффитс, Кристиан Кнапп, Боян Суджич. В 2008 году артист был удостоен премии имени Пабло Сарасате, после чего по инициативе Мадридской консерватории сыграл концерт на скрипке работы великого мастера Антонио Страдивари ex-Boissier, ранее принадлежавшей знаменитому испанскому скрипачу. Также Михаил Почекин неоднократно становился лауреатом и обладателем специальных призов международных музыкальных конкурсов, в том числе имени А. Постаккини, Р. Липицера, Я. Хейфеца, П. Сарасате, Р. Риччи. Михаил Почекин родился в 1990 году в семье музыкантов, его отец – известный скрипичный мастер, мать – педагог по классу скрипки. С пяти лет стал обучаться игре на скрипке под руководством Галины Турчаниновой, продолжил совершенствоваться у блистательных музыкантов и педагогов Виктора Третьякова, Анны Чумаченко и Райнера Шмидта. Творческие контакты связывают музыканта c Вен-Син Янгом, Кристианом Тетцлаффом, Мануэлем Фишер-Дискау, Анной Чумаченко, Андреем Барановым, Кианом Солтани, Юрием Фавориным, Филиппом Копачевским, Александром Раммом. Особое место в жизни артиста занимают выступления в дуэте с братом, скри- пачом и альтистом Иваном Почекиным. Михаил играет на скрипке работы Франческо Гобетти (Венеция, около 1720 г.), любезно предоставленной Albert Eckstein Stiftung (Ульм, Германия), а также является стипендиатом фонда PE-Foerderungen (Германия). |