1 день
О сайте2 | MEL CD 10 02523 (3 CD) 2017, дата записи: 2016 |
Диск 1. КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ОРГАНА Концерт ля минор, BWV 593 1 Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.37 2 Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.13 3 Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.41 Концерт Соль мажор, BWV 592 4 [Vivace] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 02.58 5 Grave . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 02.09 6 Presto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 01.39 Концерт До мажор, BWV 595 7 [Allegro] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.31 Концерт ре минор, BWV 596 8 Allegro–Grave–Fuga . . . . . . . . . . . . . 04.13 9 Largo e spiccato . . . . . . . . . . . . . . . 02.22 10 [Allegro] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 02.42 Фантазия (концерт) Соль мажор, BWV 571 11 [Allegro] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.03 12 Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 01.55 13 Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 01.46 Концерт До мажор, BWV 594 14 [Allegro] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 06.07 15 Recitativ. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . 02.44 16 Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 07.27 Общее время: 53.17 Константин Волостнов, орган Диск 2. СОНАТЫ ДЛЯ ОРГАНА Соната № 1 Ми-бемоль мажор, BWV 525 1 [Allegro] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 02.46 2 Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 07.16 3 Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.32 Соната № 2 до минор, BWV 526 4 Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.39 5 Largo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.23 6 Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.48 Соната № 3 ре минор, BWV 527 7 Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 04.38 8 Adagio e dolce . . . . . . . . . . . . . . . . 06.18 9 Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.44 Соната № 4 ми минор, BWV 528 10 Adagio–Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . 02.33 11 Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 04.33 12 Un poco allegro . . . . . . . . . . . . . . . . 02.15 Соната № 5 До мажор, BWV 529 13 Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 04.36 14 Largo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 05.10 15 Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.26 Соната № 6 Соль мажор, BWV 530 16 Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.42 17 Lente . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 07.16 18 Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.17 Общее время: 76.03 Диск 3. ТОККАТЫ ДЛЯ ОРГАНА Токката и фуга ре минор, BWV 565 1 Toccata . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 02.21 2 Fugue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 05.26 Токката (прелюдия) Ми мажор, BWV 566 3 [Prelude] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 02.00 4 [Fugue I] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.52 5 [Interlude] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 00.38 6 [Fugue II] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 02.59 Токката и фуга Фа мажор, BWV 540 7 Toccata . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 07.32 8 Fugue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 05.04 Токката До мажор, BWV 564 9 Toccata . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 05.09 10 Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03.52 11 Fugue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 04.20 Токката и фуга ре минор, BWV 538 12 Toccata . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 04.26 13 Fugue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 07.00 Общее время: 54.47 Константин Волостнов, орган Записано в 2016 г. на органе «Porthan» Евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии, Санкт-Петербург. Звукорежиссеры: Александр Волков (запись, сведение, мастеринг), Григорий Васильев (монтаж) Редактор – Дмитрий Масляков Фото – Константин Грешневиков Дизайн – Анна Ким Перевод: Эрика Стивенс (английский), Айли Мюллер (финский) Цифровое издание: Дмитрий Масляков, Роман Томлянкин Фирма «Мелодия» представляет вашему вниманию альбом органной музыки Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Константина Волостнова. Новый проект «Мелодии» необычен во многих отношениях. Во-первых, впервые за многие годы Баховское органное наследие публикуется на российском лейбле столь широко и разнообразно. Три ярких жанровых направления – все органные токкаты, сонаты и концерты – вошли в это издание. Во-вторых, «Мелодия» открывает своим слушателям новое имя. Константин Волостнов – органист поколения тридцатилетних; выпускник Московской консерватории, он также закончил Высшую школу музыки в Штутгарте, где совершенствовался под руководством выдающиеся органиста Людгера Ломанна. Лауреат первых премий ряда престижных конкурсов (в том числе состязания органистов в Сент-Олбансе в Великобритании, где он также был удостоен приза «за лучшее исполнение сочинений Баха»), Константин Волостнов сегодня совмещает активную концертную деятельность с преподаванием в alma mater. Он имеет обширную дискографию, его репертуар простирается от раннего барокко до современных авторов. В 2012‒16 гг. Константин Волостнов дважды исполнил цикл из 15 концертов, включивших все органные сочинения И.С. Баха. Наконец, этот альбом – первая аутентичная барочная органная запись, выпущенная «Мелодией». Произведения «Великого кантора» звучат на инструменте евангелическо-лютеранской церкви св. Марии в Санкт-Петербурге. Орган, изготовленный финской мануфактурой «Martti Porthan», – почти что полная копия известного исторического инструмента XVIII века, находящегося в немецком городе Пониц и построенного знаменитым Готфридом Зильберманном, органостроителем и другом Баха. Само издание, помещенное в подарочную коробку, также включает обширные статьи на русском, английском и финском языках, фотографии и детали звуковых возможностей |
буклет ------------ Уникальность всего наследия Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) и в том числе его органной музыки заключается, с одной стороны, в универсальности, многомерности художественных идей, изобретательности композиторских приемов, непосредственности выражения музыкальной мысли, с другой – в заостренном чувстве специфики инструмента и выразительности интонации. Бах обладал поистине безграничной фантазией, он с удивительной легкостью адаптировал, например, скрипичный материал для исполнения на клавишном инструменте и наоборот, нисколько не теряя при этом в органичности и рельефности музыки. Баховские органные токкаты, трио-сонаты и концерты – все по-своему связаны с инструментальными жанрами как камерного, так и оркестрового типа. И если в токкатах Бах весьма свободен в использовании инструментальных приемов, то сонаты и концерты буквально опираются на них. Шесть сонат (BWV 525–530) собственноручно объединенные Бахом в единую тетрадь, создавались, по-видимому, в том числе и для дидактических целей. Существует два первоисточника: автограф композитора и его список-копия, выполненный его сыном – Вильгельмом Фридеманом (1710–1784) и второй супругой – Анной Магдаленой (1701–1760), который также содержит правки самого Баха. Время написания сонат приблизительно 1723–1730 гг., такой разброс обусловлен тем, что некоторые из частей появлялись ранее этого периода в виде отдельных пьес, а также использовались Бахом в других сочинениях для различных составов. Так, например, первая часть из Сонаты ре минор (BWV 527) существовала как отдельная инструментальная пьеса, а первая часть Сонаты ми минор фигурирует в качестве оркестрового эпизода в кантате «Die Himmel erzählen die Ehre Gottes», BWV 76 («Небеса проповедуют славу Божию»). В целом при написании органных сонат Бах ориентировался именно на инструментально-ансамблевые принципы изложения. Отсюда предельная виртуозность этой музыки: витиеватые и прихотливые линии каждого голоса, непринужденно исполняемые отдельными солистами, в этих «трио-сонатах» становятся испытанием и техники, и тонкости музыкального вкуса органиста. Органные концерты Баха – это особый раздел его творчества, появление которого было обусловлено знакомством Баха с итальянской музыкой во время службы при герцогском дворе в Веймаре (1708–1717). Оказало влияние и соприкосновение с переложениями инструментальных концертов для органа, что было весомой частью творчества двоюродного брата Баха – органиста и композитора Иоганна Готфрида Вальтера (1684–1748), занимавшего в то время пост органиста в городской церкви Веймара. Наследный принц Иоганн Эрнст IV Саксен-Веймарский (1696–1715) был весьма одарен и сочинял музыку, и концерты BWV 592 и BWV 595 являются обработкой сочинений этого молодого автора. Центральное же место занимают транскрипции концертов Вивальди, творчество которого Бах глубоко и внимательно изучал. Интересно, что в число переложенных для органа концертов попал и один из самых больших и необычных – Ре мажор для скрипки с оркестром, известный еще как «Великий Могол» («ll Grosso Mogul», RV 208). История его создания отсылает нас к пробуждающемуся интересу европейцев к ориентальности, чему в данном случае способствовали активные и разветвленные торговые и культурные связи Венеции, города, где Вивальди провел большую часть жизни. Нетрудно представить, сколь глубокое впечатление могли произвести необычные, смелые и новаторские гармонические приемы, использованные «рыжим аббатом» в своих сочинениях и особенно в этом концерте (баховская транскрипция написана в До мажоре, BWV 594). Концертная по форме и по духу Фантазия Соль мажор, BWV 571 (до 1707 года), принадлежность которой баховскому перу в какой-то момент оспаривалась, использует самостоятельный материал, она также вошла в наше издание. Говоря о транскрипциях, не стоит забывать о существовании еще 16 клавесинных обработок, сделанных Бахом на основе концертов Вивальди, Алессандро и Бенедетто Марчелло, Телемана и принца Эрнста. Однако органные версии затрагивают еще один важный для развития органного искусства в целом аспект: приспособленность этого инструмента, ввиду своего масштаба и полифонической развитости, к воспроизведению оркестрового материала. Позже, уже в XIX веке это качество органа станет ключевым в концепции развития инструмента, но определенные предпосылки для этого складываются уже во времена Баха и в его творчестве. Подтверждением тому может послужить и Токката До мажор, BWV 564, написанная как раз в период знакомства Баха с творчеством итальянцев, состоящая из трех частей, где вторая – Адажио – практически буквально воспроизводит стилистику медленных частей инструментальных концертов. Токкаты и токкаты и фуги, традиционно относящиеся к свободным формам, в творчестве Баха воплощаются весьма разнообразно, но почти все они в той или иной степени содержат элементы, свидетельствующие о влиянии инструментальной музыки. Пожалуй, в наименьшей степени это выражено в Токкате (другое известное название Прелюдия и фуга) Ми мажор, BWV 566 (ок. 1707 года). Неоспорим тот факт, что эта пьеса, созданная в ранний период творчества, отражала традиции уже уходящей северо-немецкой школы. При этом драматургическая завершенность и тональная замкнутость трех из четырех ее разделов демонстрирует уже эволюцию старого жанра в сторону их большей функциональной независимости. При этом протяженные разделы, полностью исчерпывающие скромный тематический потенциал, весьма однородны по изложению, ввиду чего, в сочетании с подвижным темпом, создают ощущение непрерывной остинатности, впоследствии ставшей неотъемлемой выразительной чертой баховской токкаты. В то же время эта остинатность – основа эффектной виртуозности быстрых частей итальянского концерта. Подобный прием изложения (конечно, помимо гармонической изощренности) Бах позднее черпает при непосредственном знакомстве с музыкой Вивальди, Марчелло и др. Особый интерес с точки зрения влияния инструментального стиля письма представляет знаменитая Токката ре минор, BWV 565 (вероятнее до 1708 года). Ее нетипичность на фоне общей стилистики органного творчества Баха также вызывала некоторые сомнения в авторстве. Объяснением тому, однако, может послужить предположение, что эта самая популярная органная пьеса является обработкой неизвестной скрипичной пьесы, о принадлежности или непринадлежности баховскому перу которой судить крайне сложно. Но именно гипотетический струнный генезис материала и способен оправдать его серьезные отличия, хотя «органность» этой токкаты, ее идеальная приспособленность для исполнения на любимом инструменте Баха сомнений также не вызывают. Токкаты и фуги Фа мажор, BWV 540 (предположительно ок. 1716 года) и ре минор, BWV 538 («дорийская», риблизительно между 1716 и 1732! годами) схожи по концепции. Собственно токкаты в каждом из этих циклов и есть ярчайший пример весьма прогрессивного концертного виртуозного стиля в органной музыке (stylus concertato; здесь справедливо будет отметить, что в подобном ключе Бах создал, например, Прелюдию и фугу Соль мажор, BWV 541, схожие черты имеют фуги соль минор, BWV 542 и ля минор, BWV 543). Фуги же, наоборот, внешне выдержаны в духе полифонии ушедших дней, обращенной к эпохе строгого стиля, при этом драматургия их развития говорит о сформировавшемся зрелом стиле гения. Константин Волостнов ОРГАН «PORTHAN» ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ СВЯТОЙ МАРИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 5 декабря 2010 года – знаменательная дата, не только для прихожан Евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии, но и для всех органистов и любителей органной музыки Петербурга и России в целом: в церкви, после десятилетий перерыва снова зазвучал орган! Инструмент, построенный финской органостроительной фирмой «Martti Porthan» в традиции позднего барокко (прототипом послужил орган мастера Готфрида Зильберманна, установленный в немецком городе Пониц в 1737 году), является пока единственным в своем роде представителем «исторического органостроения» в Санкт-Петербурге. Церковь Святой Марии, один из немногих храмов, которым посчастливилось пережить непростые времена. Церковь, построенная по проекту архитектора Г. Паульсона в центре города, на Большой Конюшенной улице, была освящена в 1805 году и являлась Домом молитвы до 1938 года. Затем церковь была закрыта, здание использовалось как общежитие, а с 1970 года в ней разместился Дом природы. К счастью, в начале 1990-х годов церковь возвратили приходу. Благодаря помощи многих приходов и организаций Финляндии, церковь Святой Марии была отреставрирована и вновь освящена в 2002 году. Первый орган церкви, построенный мастером С.П. Талом из города Тарту, имел 15 регистров и был установлен в 1805 году. В 1876 году у прихода появилась возможность построить новый инструмент – орган был заказан на фирме «Зауэр» и насчитывал 36 регистров. В 1936 году этот инструмент реконструировала и расширила до 46 регистров финская фирма «Кангасала». То, что в Кафедральном соборе Церкви Ингрии должен находиться достойный орган, было очевидно с момента начала реставрации храма Святой Марии. Но серьезные шаги в этом направлении стали предприниматься с 2004 года, ког- да финской организацией «Finn Church Aid» был организован Комитет по строительству органа под руководством епископа Ерма Лаулая. Во многом благодаря самоотверженной работе этого человека в течение ряда лет собирались средства для строительства нового органа, большую часть которых пожертвовали различные приходы Финляндии. Также свою лепту внесли Министерство образования Финляндии, частные лица и некоторые российские фирмы. В процессе работы Комитета по строительству органа из различных, предложенных органостроительными фирмами вариантов, в результате длительных обсуждений был выбран проект финской органостроительной фирмы под руководством Мартти Портана. Фирма, образовавшаяся в 1986 году, два года базировалась в Кангасала и затем переехала в Тервакоски, где находится по сегодняшний день. Интересно отметить, что 90% элементов, используемых в строительстве инструментов, изготавливается непосредственно на фирме. В течении более чем 20 лет специализацией фирмы является строительство органов в различных исторических стилях. Это означает, что выбор регистров, способы строительства и материалы, внешний вид, настройка, характерные черты инструментов соответствующих эпох тщательно изучаются и претворяются в жизнь в новом инструменте, который соответствует тому или иному историческому типу. В течение многих лет Мартти Портан и его сотрудники изучали знаменитые исторические инструменты в различных европейских странах. Также производятся исследования, касающиеся различных вопросов органостроения: большая работа проведена по изучению сплавов, предназначенных для изготовления труб. На сегодняшний день фирмой построено более 40 органов, осуществлена реставрация многих, в том числе романтических инструментов. Орган церкви Святой Марии был готов летом 2009 года, но в Санкт-Петербург инструмент прибыл лишь 15 марта 2010 года в сопровождении милицейского эскорта. При выборе прототипа не последнюю роль сыграло и то, что интерьер Friedenskirche Поница удивительным образом напоминает интерьер церкви Святой Марии Санкт-Петербурга. Орган церкви Святой Марии не является точной копией инструмента города Пониц, он взят за основу. Новый орган сочетает в себе черты раннего и позднего этапов творчества Готфрида Зильберманна. Известно, что органостроители братья Зильберманны учились во Франции, что, безусловно, наложило отпечаток на творчество каждого из них (в большей степени Андреаса). По возвращении в Германию Готфрид, также тесно сотрудничавший с Иоганном Себастьяном Бахом, привнес в свои инструменты, например, широкомензурную терцию, французский Nasat, французские язычки. Позднее терция приобрела принципальную мензуру, язычки стали более «немецкими». В органе Поница наблюдаются эти более поздние влияния, но в органе церкви Святой Марии объединились два стиля – французский и немецкий. Размеры мануальных и педальной клавиатур идентичны оригиналу. Отсутствие нижнего Cis (как в педали, так и на мануалах) обусловлено внутренней симметрией, влияющей, в том числе, на внешний вид фасада. Орган звучит на полтона выше принятого (т.н. Хортон), но его темперация «компромиссная», поэтому возможно использовать все тональности, которые все-таки сохранили индивидуальные черты. Изменения в диспозицию привнесены для того, чтобы расширить репертуарные возможности. Освящение инструмента состоялось на Праздничном богослужении 5 декабря 2010 года. Главный органист церкви Святой Марии Марина Вяйзя Органист Константин Волостнов родился в Москве в 1979 году. На органе начал заниматься в 11 лет у Марии Поташниковой (ДМШ № 1 имени С.С. Прокофьева). С 1994 по 1999 годы учился в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (классы фортепиано и органа А.М. Шмитова). В 2004 году окончил Московскую консерваторию, где его педагогами были доцент Юрий Мартынов (фортепиано, клавесин), профессор Алексей Паршин (орган), профессор Алексей Любимов (камерный ансамбль). В 2007 году Константин Волостнов окончил аспирантуру МГК имени П.И. Чайковского под руководством профессора Наталии Гуреевой и Высшую школу музыки в г. Штутгарте (Германия) под руководством профессора доктора Людгера Ломанна. В 2013 году стал первым в истории Высшей школы музыки Штутгарта аспирантом-органистом, получившим диплом «с отличием». В 2008 году Константин Волостнов стал победителем сразу двух международных конкурсов: имени Э.Ф. Валькера в городе Шрамберге (Германия) и конкурса имени А.Ф. Гедике в Москве, где он завоевал также премию «За лучшее исполнение сочинений отечественных авторов». В 2009 году состоялась триумфальная победа Константина Волостнова на 25-м Международном конкурсе в Сент-Олбансе (Великобритания), где он получил не только I премию, но также и приз «за лучшее исполнение Баха», приз публики и приз «за лучшее премьерное исполнение сочинения Джона Каскена». Константин Волостнов – участник многих фестивалей в России и за рубежом, среди них «Московская осень» (2000–2015), Московский Международный органный фестиваль (2001–2010), «Кремль музыкальный» (2008), Международные органные фестивали во Франции (в том числе в Шартре), Германии, Испании, Великобритании, Канаде и др. В период с 2012 по 2015 годы дважды исполнил цикл из всех органных сочинений И.С. Баха (15 программ). Дискография исполнителя насчитывает 10 изданий, в том числе: «Современная органная музыка композиторов-преподавателей московской консерватории», монографический диск со всеми органными сонатами Ф. Мендельсона, диск, записанный на органе Кафедрального католического собора в Москве, Русская органная музыка (Орган Рижского Домского собора), Орган Московского международного Дома музыки. Имеет записи на радио и ТВ. С 2005 по 2006 годы занимал пост художественного руководителя Федеральной филармонии Кавказских Минеральных Вод. С 2012 года является художественным руководителем Международного фестиваля «Орган ПЛЮС в Царицыно». Константин Волостнов выступал под руководством Владимира Юровского, Кента Нагано, Александра Лазарева, Владимира Ашкенази, Михаила Плетнёва и др. С 2010 года преподает в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. |