6 дней
О сайте2 | MEL CD 10 02509 2017, дата записи: 2017 |
Игорь Стравинский (1882–1971) 1 Весна, соч. 6 № 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.02 Сергей Прокофьев (1891–1953) 2 Кудесник, соч. 23 № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.20 3 Катерина, соч. 9 № 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.17 Владимир Юровский (1915–1972). Шесть романсов, соч. 4 4 1. К милой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.37 5 2. К беде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.29 6 3. Доброй ночи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.08 7 4. Ландыш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.33 8 5. Другу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.00 9 6. Музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.59 Марк Минков (1944–2012). «Плач гитары», вокальный цикл на слова Федерико Гарсиа Лорки 10 1. Гитара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.19 11 2. Не видит никто в этом поле слёзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.58 12 3. Баладилья о трёх реках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.59 13 4. Танец и смерть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.25 14 5. Пейзаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.32 15 6. Кармен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.14 Общее время: 57.59 Александра Дурсенева, меццо-сопрано Любовь Орфёнова, фортепиано (1), Владимир Слободян, фортепиано (2–15) Запись 2017 г. Звукорежиссер – Александр Михлин Редактор – Дмитрий Масляков Фото – Сергей Табунов (кроме стр. 8–11) Дизайн – Анна Ким Переводы: Николай Кузнецов (текст), Светлана Лихачёва (стихи), Тимоти Джон Чилкотт (стихи) Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию новый диск заслуженной артистки России Александры Дурсеневой. Лауреат международных конкурсов, солистка Большого театра России, выступающая на лучших оперных сценах мира, Александра Дурсенева в последние годы уделяет особое внимание камерно-вокальному жанру. Данная программа посвящена русской музыке ХХ века и включает в себя подлинные музыкальные раритеты – малоизвестные, а то и вовсе незнакомые даже искушенным знатокам вокальной лирики произведения. Открывают диск ранний романс Игоря Стравинского «Весна» (1907) и два опуса Сергея Прокофьева: ироничный «Кудесник» и свободная обработка народной песни «Катерина». Но это лишь «вступление» к основной программе диска: впервые записанным вокальным циклам композиторов Владимира Юровского (старшего) и Марка Минкова. Основатель знаменитой сегодня музыкальной династии Владимир Юровский сочинял в разных жанрах (его балет «Алые паруса» был поставлен в Большом театре и заслужил одобрение Д. Шостаковича, песни из кино- и мультфильмов до сих пор сохраняют свою популярность); романсы соч. 4 были написаны молодым автором в 1930-е годы. Яркий и экспрессивный вокальный цикл «Плач гитары» на стихи Федерико Гарсиа Лорки был сочинен Марком Минковым в начале 1970-х; он входил в обязательную вокальную программу Международного конкурса имени П.И. Чайковского, в концертный репертуар З. Долухановой и других известных артистов, но никогда не записывался на пластинки. Запись вокальной музыки Стравинского, Прокофьева, В. Юровского и М. Минкова осуществлена Александрой Дурсеневой совместно со своими постоянным концертмейстером заслуженным артистом России Владимиром Слободяном в 2017 году. |
Буклет ------------- Этот диск – зеркало моей души, отражение периода жизни, когда я была любима и очень счастлива. Эмоции, переполнявшие меня, прекрасно передает музыка непростого, противоречивого и многоликого XX века, которая и сейчас продолжает звучать во мне... От всей души благодарю за помощь своих друзей, единомышленников и поклонников, поддержавших меня на разных этапах создания этого альбома: Ольгу и Сергея Чарыковых, Викторию и Алексея Ефановых, Рустэма Залялетдинова, Екатерину Белокрылову, а также профессора Антонио Фаллико, председателя совета директоров Банка Интеза. Спасибо всей семье Юровских за доверие, Галине Минковой – за понимание, Дмитрию Маслякову – за терпение. Мои особенные слова благодарности человеку, который был со мной в самом начале большого пути в камерной музыке – педагогу и концертмейстеру Диане Гендельман. Она мой камертон и по сию пору. Спасибо моей дорогой Любови Орфёновой за веру, любовь и бескорыстное служение музыке, Дмитрию Эльяшеву – за часы, проведенные в студии звукозаписи, Светлане Лихачёвой – за эквиритмичность перевода стихов на английский, Жанне Яковлевой и Сергею Табунову – за креативность в воплощении художественного образа моего «я». И лишь об одном важном для меня творческом союзе, который длится,к моему счастью, уже много лет, с Владимиром Слободяном, я предпочту умолчать. Лучше просто послушать наш диск. Ваша Александра Дурсенева ХХ век был совсем недавно, но постоянно выясняется, как много в нем уже забытого или наоборот еще не узнанного. Новый диск Александры Дурсеневой представляет четыре композиторских имени, два из которых давно относятся к классикам и вопросов не вызывают. Это Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев. Хотя совсем ранняя «Весна монастырская» (1907) Стравинского и два насмешливых романса Прокофьева – «Кудесник» (1915) и «Катерина» (1944) – тоже не принадлежат к самым исполняемым их сочинениям. Но все же главным содержанием диска является музыка двух других авторов – Владимира Юровского и Марка Минкова. Шесть романсов одного и шесть другого записаны впервые. Фамилия Юровских сейчас у всех на слуху, эта могучая семья с тремя дирижерами (два брата и их отец) хорошо известна. С ней Александру Дурсеневу многие годы связывают тесные творческо-дружеские отношения. Но гораздо меньше знают Юровского-деда, который был композитором. Нынешний художественный руководитель Госоркестра Владимир Михайлович Юровский – его полный тезка, он родился через пару месяцев после смерти деда и был назван в его честь. Владимир Михайлович Юровский-старший (1915–1972) вырос в украинском городке Тараща, где его отец занимался фотографией и владел первым в этих местах кинотеатром. Можно сказать, что мир немого кино был для мальчика вместо детского сада, он очень рано проявил очевидные музыкальные способности, начал импровизировать и работать тапером. Потом он учился в Киеве, а в 18 лет поступил в Московскую консерваторию к Мясковскому. Во время войны в эвакуации в Куйбышеве сблизился с Шостаковичем, который оценил его балет «Алые паруса», написанный для Большого театра (премьера прошла в 1942 году прямо в Куйбышеве). Михаил Владимирович Юровский вспоминал: «Отец прекрасно играл на фортепиано, знал наизусть огромное количество музыки. Я помню, как во время наших многочисленных разговоров отец садился за рояль и играл фрагменты из произведений самых разных композиторов, играл даже не пианистически, а как-то оркестрально; слышались даже оркестровые тембры. Отец знал буквально наизусть “Леди Макбет” Д.Д. Шостаковича. Именно в его “домашнем” исполнении я впервые услышал эту гениальную музыку». Идеологические ураганы, бушевавшие вокруг Шостаковича, Прокофьева и других композиторов, Юровского не задели, все-таки он много работал в наиболее безопасной нише. Музыка для кино, театра и детских мультфильмов всегда была важной частью его профессии и в итоге заслонила все остальное: сложно конкурировать с песенкой «Паровозика из Ромашкова», мимо которой, наверное, не прошел ни один советский и постсоветский ребенок. Музыка к мультфильмам «Золотая антилопа», «Чьи в лесу шишки», «Заколдованный мальчик» – это тоже он. Однако композитор Владимир Юровский оставил и солидный перечень произведений «высоких» жанров: несколько балетов, оперу, неизбежные оратории на патриотическую тематику, два цикла симфонических картин «Русские художники», пять симфоний, романсы. Выбранные для этого диска шесть ранних романсов на тексты Городецкого и бальмонтовские переводы Шелли, запись которых семья Юровских доверила Александре Дурсеневой, являются прямыми наследниками дореволюционной русской вокальной лирики, но звучащей строго, скупо и даже затаенно. Вдумчивая партия рояля важна не меньше, чем голос. Марк Анатольевич Минков (1944–2012) принадлежит совсем другой эпохе, другой музыкальной среде. Но теперь уже можно сказать, что, как и творчество Юровского, его сочинения составляют часть той огромной затонувшей Атлантиды русской музыки ХХ века, которую еще поднимать и поднимать. Он тоже получил фундаментальное музыкальное образование, окончил Московскую консерваторию, учился у Николая Сидельникова и Арама Хачатуряна, является автором нескольких опер и балетов. Но кроме того, он написал музыку к более чем шестидесяти фильмам (его всем известные позывные – «Наша служба и опасна и трудна» из сериала «Следствие ведут знатоки») и находился в самом эпицентре такого пестрого явления, как позднесоветская поп-культура. Исполнители его песен – Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Жанна Рождественская, Михаил Боярский, Андрей Макаревич, Елена Камбурова и Алла Пугачёва. Среди совместных работ с Пугачёвой есть «Не отрекаются любя» на текст Вероники Тушновой и «Монолог» на текст Марины Цветаевой, до сих пор не утратившие своей пронзительности. Вкус к серьезной поэзии – оченьпривлекательная черта его творчества. Написанный в начале 1970-х вокальный цикл «Плач гитары» на стихи Федерико Гарсиа Лорки – шесть контрастных романсов, эффектно раскрашенных кинематографической знойностью. Цикл имел вполне академическую судьбу: был в репертуаре Зары Долухановой, входил в обязательную программу вокалистов на конкурсе Чайковского. Александра Дурсенева, сочному голосу которой эта музыка хорошо подходит, хранит ей верность со времен конкурса Глинки, когда «Кармен» из «Плача гитары» в ее исполнении пользовалась большим успехом. Примерно со времени своих конкурсных побед (среди которых первая премия в 1994 году на конкурсе камерных певцов «Янтарный соловей» в Калининграде) певица работает в труппе Большого театра, а также активно выступает на ведущих оперных площадках мира. В основе ее репертуара русские меццо-сопрановые партии: Ваня в «Иване Сусанине» Глинки, Марфа в «Хованщине» Мусоргского, Любаша в «Царской невесте», Весна в «Снегурочке» и Амелфа в «Золотом петушке» Римского-Корсакова, Басманов в «Опричнике», Марта в «Иоланте» и Графиня в «Пиковой даме» Чайковского, Клариче в «Любви к трем апельсинам» и Дуэнья в «Обручении в монастыре» Прокофьева. Из недавних событий – концертное исполнение оперы Прокофьева «Семён Котко» в амстердамском Консертгебау под управлением Владимира Юровского. В ближайших планах – участие в «Борисе Годунове» Мусоргского на сцене Парижской оперы. Параллельно с работой в опере не забывает Александра и камерный жанр.Этот диск записан вместе с двумя пианистами, давними партнерами певицы по сцене. Владимир Слободян больше 40 лет живет в Калининграде, он очень продуктивный педагог, известный концертмейстер, неутомимый пропагандист камерной музыки ХХ века, организатор ансамбля «Музыка ХХ», создатель уникального концертного цикла «Антология мирового романса», в который входило 35 программ и около 1000 произведений. Его партнерами по сцене были Елена Образцова, Мария Биешу, Бэла Руденко, Ольга Бородина. Александра Дурсенева, сотрудничающая со Слободяном со времен «Янтарного соловья», называет его своим «советником по музыке». Еще один верный соратник певицы – пианистка Любовь Орфёнова, концертмейстер Сергея Лейферкуса и Виталия Таращенко, один из самых востребованных русских коучей, педагогов по языку, без которых не обходятся сегодня серьезные постановки русских опер на ведущих мировых сценах. Недавняя важная ее работа – выпуск «Снегурочки» Римского-Корсакова в Парижской опере (режиссер Дмитрий Черняков). Екатерина Бирюкова Альбом, записанный Александрой Дурсеневой, интересен благодаря редко исполняемому репертуару. Замечательные романсы И. Стравинского и С. Прокофьева, признанных классиков ХХ века, соседствуют с произведениями советских композиторов более позднего времени, произведениями замечательными. Я хорошо знал Марка Минкова, мы учились с ним в Московской консерватории. Помимо прекрасных эстрадных песен М. Минков написал ряд замечательных произведений в академических жанрах. Прекрасным примером является его вокальный цикл «Плач гитары». С особым чувством я слушал запись романсов моего отца, Владимира Михайловича Юровского, на тексты великого английского поэта Перси Шелли. В. Юровский, в основном, работал в крупных музыкальных жанрах: опера, балеты, симфоническая музыка. Тем более драгоценны немногочисленные романсы, отразившие его внутренний мир, его трепетную душу... Мне кажется, что романсы, написанные в 1936 году 21-летним композитором, и сейчас не потеряли своей свежести и музыкальной привлекательности. Хочется отметить глубоко проникновенное исполнение А. Дурсеневой, талантливой оперной певицы, создавшей яркие образы в каждом романсе, и ее прекрасный ансамбль с пианистами Л. Орфёновой и В. Слободяном. Михаил Юровский |