2 дня
О сайте2 | MEL CD 10 02453 2016, дата записи: 2016 |
1 «Сыблеиқәара» / «Черноокая» (Борис Зардания) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.28 2 «Амра ҧхозар ишаҳәшаҳәуа» / «Если солнце для меня и вправду солнце» (Баграт Шинкуба) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.27 3 «Изури, бзиа бызбоит» / «От тебя, красавица, скрыть я не могу» (Платон Бебиа) . . . . . . . . . . . . . . 4.13 4 «Аҧҳәызба ар рымаҭәа зшәу» / «Девчонка в форме бойца» (Даур Зантария) . 2.41 5 «Аҧсуа иашәа» / «Песня абхаза» (Терент Чаниа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.15 6 «Уарада» / «Уарада» (Георгий Чачба-Шервашидзе, перевод на абхазский Баграта Шинкуба) . . . . 4.26 7 «Аҧсны» / «Абхазия» (Баграт Шинкуба) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.44 8 Аиааира агимн / Гимн Победы (Константин Ченгелия) . . . . . . . . . . . . . . 2.16 9 «Озбақь» / «О герое Озбак» (абхазская народная песня; обработка Константина Ченгелия) . . . . . . . . . 3.23 10 «Ахәрашәа» / «Песня ранения» (абхазская народная песня; обработка Константина Ченгелия) . . . . . . . . . 3.35 11 «Сыблеиқәара» / «Черноокая» (Борис Зардания, перевод на русский Константина Ченгелия) . . . . . . . . . 2.23 12 «Аҧҳәызба ар рымаҭәа зшәу» / «Девчонка в форме бойца» (Даур Зантария, перевод на русский Константина Ченгелия) . . . . . . . . . . 2.35 Общее время: 38.34 Алхас Ферзба, бас Антонина Кадобнова, фортепиано Запись 2016 года Звукорежиссер – Александр Волков Редакторы: Дмитрий Масляков, Наталья Сторчак, Эсма Джениа Статья – Аида Ашхаруа Фотографы: Наала Авидзба (обложка, стр. 4), Дмитрий Масляков (стр. 8) Дизайн – Анна Ким |
«Песня абхаза незабвенна, Поднимает дух она! Поём ее не для того, чтоб не забыть: С ней мы движемся вперед!» Терент Чаниа (перевод К. Ченгелия) Жизненный опыт многих поколений, их мечты и чаяния, страдания и радости вобрала в себя абхазская песня, ставшая образной энциклопедией и музыкальной летописью Абхазии. Природную склонность абхазов к музыкально-поэтическому творчеству отмечали многие русские исследователи еще с середины XIX века. А благодаря налаженной еще в советское время динамичной системе музыкального образования, позволяющей максимально раскрыть творческие возможности молодежи, Абхазия представила миру целое поколение высокопрофессиональных музыкантов. Сегодня на мировой сцене блистают Хибла Герзмава, Алиса Гицба, Кристина Эшба, Нана Черкезия, Елена Анкваб, органисты Марина Шамба и Лука Гаделия, пианистки Нана Агумава и София Нармания, альтист Александр Авидзба и др. К ярким достижениям абхазской культуры относятся песни Константина Ченгелия, десять из которых представлены на этом диске. Константин Антонович Ченгелия родился в 1931 году. Он окончил Тбилисскую консерваторию в классе выдающегося композитора А.М. Баланчивадзе. За свою творческую деятельность (в числе которой создание и руководство хорами) Ченгелия был удостоен звания народного артиста Республики Абхазия и ордена Славы «Ахьдз–Апша». Многие годы он возглавляет Союз композиторов Абхазии. Многочисленные оптимистичные и жизнеутверждающие произведения Константина Ченгелия в разных жанрах снискали признательность жителей республики многих поколений, они отмечены престижными республиканскими премиями: имени Дмитрия Гулиа и «Летопись войны». Приоритет в его творчестве принадлежит вокальным произведениям. В центре музыки Ченгелия стоит образ гордой красавицы Абхазии. Облюбовав себе красивейшее место на планете (между Черным морем и горами Кавказа), она способна яростно бороться, глубоко чтить свою историю и героических предков, выражать чувства возвышенной любви. Все эти лики родины мы найдем в песнях композитора Константина Ченгелия. Песни «Гимн Победе» и «Девчонка в форме бойца» родились во время войны, принесшей Абхазии неисчислимые потери и трагедии, когда защитники родины отстаивали право существования абхазского народа и боролись за сохранение своей древней самобытной культуры. Композитор создал много песен, отразивших самые разные состояния и чувства военной поры. «Гимн Победе» был вдохновлен первой победой над врагом, которая вселила уверенность в скором окончании войны. Наполненная чувством любви к родине, душевной пылкостью и патриотизмом, эта песня была подхвачена всей республикой и стала в дальнейшем гимном победы. На диске песня звучит в новом варианте со словами самого Ченгелия. Лирическая песня «Девчонка в форме бойца» на слова Даура Зантария посвящена верным и мужественным медсестрам. Сердечность, лиризм и в то же время душевная стойкость песни напоминала воинам о счастливых днях мирной жизни и придавала сил. Индивидуальности Константина Ченгелия очень близки лирические песни о любви. В разные периоды творчества он написал песни «Черноокая» (на стихи Бориса Зардания), «Если солнце для меня и вправду солнце» (на стихи народного поэта Баграта Шинкуба), «От тебя, красавица, скрыть я не могу» (на стихи маститого поэта Платона Бебиа). Эти искренние и выразительные песни очень популярны у абхазского слушателя. Секрет их успеха в народных истоках песенного мелоса и в чутком выборе стихов выдающихся поэтов абхазской культуры, созвучных мыслям и чувствам композитора. С особой ответственностью Ченгелия относится к созданию песен на патриотическую тематику. Болью за трагическое прошлое родины наполнена песня «Уарада» на слова Г.М. Чачба-Шервашидзе, который выразил в своем гениальном стихотворении мотив сиротского чувства, отлучения от горячо любимой родины. Уникальности народной песни, хранительницы народных традиций, всегда несущей высокий нравственный смысл, поет славу композитор в «Песне абхаза» на замечательные слова Терента Чаниа; а непосредственное обращение к дорогой родине в песне «Апсны» (на слова Баграта Шинкуба) содержит глубокие и сильные чувства гордости за нее. Две заключительные песни цикла «О герое Озбак» и «Песня ранения» – это обработки историко-героических народных песен, без которых невозможно представить абхазский музыкальный фольклор. В них воплотилось важнейшее свойство музыки Ченгелия – тесная связь не только с народной интонацией, но и с многовековой абхазской традицией прославлять песней подлинного героя. Альбом Константина Ченгелия «Песня абхаза» – это подношение народу Абхазии и подарок к юбилею самого композитора, отмечающего свое 85-летие. Аида Ашхаруа, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РА, член Союза композиторов РА Алхас Ферзба (бас) родился в городе Сухум в 1982 году. Окончил Сухумское музыкальное училище по классу виолончели и вокальный факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе профессора П.С. Глубокого. Алхас Ферзба – обладатель премий международных конкурсов вокалистов имени Глинки (III премия, Россия, 2009), имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» (II премия, Россия, 2010), имени Винченцо Беллини (II премия, Италия, 2011). Ферзба неоднократно выступал на фестивалях «Хибла Герзмава приглашает» в Абхазии, активно участвует в проектах Фонда Ирины Архиповой. В 2011–2013 гг. Ферзба был солистом Московского государственного Детского музыкального театра имени Н.И. Сац, с 2013 года – солист Оперного театра Московской консерватории. Алхас Ферзба активно выступает в России и за рубежом, в том числе под руководством таких дирижеров, как Диего Кроветти, Николай Некрасов, Владимир Минин, Александр Петухов, Сергей Кондрашев, Евгений Бражник, Алевтина Иоффе и др. Антонина Кадобнова (фортепиано) окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу фортепиано (профессор Е.Н. Кузнецова), органа (профессор С.Л. Дижур), композиции (профессора Т.Н. Хренников и Т.А. Чудова). В 2004 г. Антонина Кадобнова окончила аспирантуру Московской консерватории по специальности «концертмейстерское мастерство» (класс профессора Н.В. Богелава). Антонина Кадобнова ведет обширную концертную деятельность и принимает участие во многих фестивалях: «Весна в Киото», «К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина», «Московская осень» и др. Она является лауреатом ряда международных и всероссийских конкурсов как солистка, композитор и концертмейстер. С 2005 года – руководитель концертных программ Благотворительного фонда им. П.Г. Лисициана. В настоящее время Антонина Кадобнова – концертмейстер вокальной кафедры Московской консерватории (класс профессоров П.И. Скусниченко и доцента Е.И. Василенко), концертмейстер Российской академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Р.П. Лисициан). С 2003 года – руководитель концертных программ Фонда Ирины Архиповой. |