4 дня
О сайте4 | MEL CD 10 02451 2016, дата записи: 2006 |
Дмитрий Шостакович Трио для скрипки, виолончели и фортепиано № 2 ми минор, соч. 67 1 I. Andante – Moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.35 2 II. Allegro non troppo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.18 3 III. Largo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.40 4 IV. Allegretto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.45 Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано соль минор, соч. 57 5 I. Prelude. Lento – poco piu mosso – Lento . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.24 6 II. Fugue. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.12 7 III. Scherzo. Allegretto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.57 8 IV. Intermezzo. Lento . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.23 9 V. Finale. Allegretto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.05 Общее время: 60.25 Алексей Гориболь, фортепиано Илья Иофф, скрипка Лидия Коваленко, скрипка (5–9) Андрей Догадин, альт (5–9) Алексей Массарский, виолончель Запись Квинтета произведена по изданию «Государственное музыкальное издательство» 1956 года Запись 2006 г. Звукорежиссеры: В. Динов (1–4), А. Барашкин (5–9) Руководитель проекта – К. Абрамян Редактор – Т. Казарновская Дизайн – И. Крюков Менеджер проекта – М. Лыгина Перевод – Н. Кузнецов В оформлении использована картина А.Н. Козлова «Мост через Яузу», 1934. |
Фортепианное трио № 2 ми минор (в четырех частях: Andante – Moderato, Allegro con brio, Largo, Allegretto), соч. 67, Шостакович посвятит памяти Ивана Ивановича Соллертинского, своего ближайшего друга. Но сообщая 8 декабря 1943 года И.Д. Гликману о начатой новой работе, он этого еще не знал. Композитор не предполагал, что новый опус продолжит отечественную традицию «памятных» трио (вслед за Трио «Памяти великого художника» П.И. Чайковского и «Элегическим трио» С.В. Рахманинова памяти П.И. Чайковского) и пополнит всемирный свод сочинений «In memoriam». Через четыре дня после внезапной смерти Соллертинского (11 февраля 1944 года) Шостакович, оглушенный утратой, завершит эскизы и партитуру I части, проставит в партитуре дату «15 II 1944 / Москва», начнет набрасывать и переписывать набело II часть и отложит на несколько месяцев. Лишь во второй половине лета 1944 года в Иваново, оправившись от потрясения, он обретет второе дыхание и стремительно допишет II часть (4 августа), а 13 августа поставит дату и роспись в конце всей партитуры. В готовую рукопись (уже post factum!) Шостакович внесет посвящение и название «Трио для рояля, скрипки и виолончели» (разница в цвете чернил, которыми писал композитор, не оставляет сомнений именно в такой последовательности: нотный текст, оформление). Отсутствие порядкового № 2 не столь уж удивительно, хотя еще в 1923 году юный Митя Шостакович сочинил первое Трио до минор, посвятив его возлюбленной Тане Гливенко. Складывается впечатление, что композитор, заполняя титульный лист, либо забыл о своем обаятельном, но незрелом первенце, либо сознательно дистанцировался от него, чтобы отдать приоритет новому трио как первому и единственному. Неслучайно под таким же названием – просто Трио без номера – Шостакович включил сочинение в один из домашних опусников (правда, не окончательный, позднее он все же прибегнет к нумерации). В музыкантской среде впоследствии говорили, что в начальных флажолетах виолончели в сумрачно-сосредоточенной с танцевально-патетическими всплесками I части (Andante – Moderato) Шостакович якобы отразил манеру Соллертинского насвистывать в паузах между разговорами (об этом известно из воспоминаний виолончелиста и музыковеда Б.В. Доброхотова). Однако подтвердить эту поэтичную гипотезу вряд ли удастся: судя по рукописям, Шостакович писал чистовую партитуру трио почти параллельно с эскизами, и это означает, что он успел внести в нее посвистывающие флажолеты до кончины друга. Сестра Соллертинского, напротив, находила музыкальный портрет брата в блестящей, стремительной на грани возможного, парадоксальной II части. При всей психологической оправданности такого допущения стоит все же заметить, что в авторской партитуре этой части изначально указан вполне умеренный темп – Allegro non troppo, который претерпит существенное ускорение (до искрометного Allegro con brio) только во время первых репетиций сочинения. III часть (Largo) – скорбный плач, «тихая кульминация» цикла, написанная в характерном для Шостаковича, излюбленном им жанре пассакалии, без перерыва переходит в финал (Allegretto) – трагический апофеоз, проницательно названный современниками «пляской смерти». В финале впервые в творчестве Шостаковича (и очень мощно) проявилась полузапретная в сталинской России «еврейская тема». Три темы IV части отсылают слушателя к еврейской традиции клезмерского музицирования – дань автора своему погибшему в 1941 году ученику Вениамину Флейшману, а также всему еврейскому народу и его культуре, последовательно уничтожаемым фашистами в годы войны (послевоенную «борьбу с космополитизмом» в собственной стране Шостакович вряд ли мог предвидеть). Над завершением оперы Флейшмана «Скрипка Ротшильда» композитор работал параллельно с I частью Трио, закончив инструментовку 5 февраля 1944 года, за пять дней до смерти Соллертинского. С этого момента еврейский фольклор (и шире – еврейская проблематика) займет в музыке Шостаковича одно из магистральных положений. Так или иначе, завуалированно или откровенно, элементы еврейского фольклора войдут в «Неоконченную сонату» для скрипки и фортепиано (1945) и, соответственно, в «Симфонический фрагмент 1945 года», для которого Шостакович позаимствует тему из «Неоконченной сонаты», в Первый концерт для скрипки с оркестром (1947–1948), в вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948), в Четвертый квартет (1949), в полифонический цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги» (1950–1951), в Десятую симфонию (1953, в нее в измененном виде будет включена тема из «Неоконченной сонаты» и «Симфонического фрагмента»), а также в других сочинениях. Во II части автобиографического Восьмого квартета (1960) Шостакович процитирует третью тему IV части Трио. Военный контекст сочинения, высочайший градус эмоциональной напряженности, обостренная, на манер недавно законченной Восьмой симфонии, контрастность его частей (приглушенная лирика, эпатажный бурлеск, траурная элегичность, доведенное до предела экстатическое отчаяние), трагедийный пафос, «еврейская тема» – все это справедливо позволило современникам услышать в Трио нечто несоизмеримо большее, чем выражение личного горя. В 1946 году Трио ми минор, соч. 67, было отмечено Сталинской премией, но только II степени. Фортепианный квинтет соль минор, соч. 57 (в пяти частях), написан в 1940 году. Это последнее крупное произведение Шостаковича предвоенного периода и первое, в котором композитор обратился к пятичастной структуре (в ближайшее десятилетие Шостакович успешно применит идею пятичастности в Восьмой (1943) и Девятой (1945) симфониях, в Третьем квартете (1946) и отчасти в Первом скрипичном концерте (1948). Шостакович не скрывал от друзей, что идея фортепианного Квинтета (вместо очередного Второго струнного квартета) спровоцирована желанием самому принимать участие в концертных исполнениях своей музыки в качестве пианиста. Не исключено, что это желание сказалось и на скорости сочинения. Согласно авторской помете в эскизе I части квинтета («16 VII–16 VII 1940») она была начата и закончена в один день, хотя замысел, по свидетельству композитора, возник тремя днями ранее. Другие эскизы не датированы, включая эскизы IV и V частей, которые долгое время считались утраченными и были обнаружены мною в 2004 году в Музее имени М.И. Глинки. Тем не менее сроки работы угадываются из писем Шостаковича к Василию Ширинскому, одному из основателей и постоянному участнику Квартета имени Бетховена (вторая скрипка): к 6 августа были готовы первые две части и начата третья, к 11 сентября была завершена экспозиция финала. 14 сентября Шостакович допишет начисто всю партитуру и проставит в ней дату. Стилистику Квинтета предопределили тенденции, наметившиеся в довоенном СССР в сфере культуры. Драматичные события 1936 года – редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» и начавшаяся «борьба с формализмом», на десятилетия прервавшие сценическую жизнь оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и временно превратившие Шостаковича в изгоя – вынудили композитора искать «новые пути», что предполагало привнесение в музыку оптимистического настроя, упрощение музыкального языка (для большей доступности), опору на фольклор (преимущественно русскую лирическую песню) и на классические образцы прошлого. Оглушительный успех Пятой симфонии (1937) и, как следствие, реабилитация ее автора со стороны власти позволили Шостаковичу вернуться в сонм ведущих композиторов страны и отчасти восстановить душевное и творческое равновесие. Не удивительно, что последовавший после Пятой симфонии крохотный Первый квартет (1938), называемый автором «весенним», пронизан светлыми настроениями и демонстрирует почти нарочитую бесконфликтность. Фортепианный квинтет также принято считать одним из самых гармоничных произведений композитора, органично сочетающим классическую ясность формы и содержания, лишенным надрыва, трагедийности, тайных подтекстов и скрытых смыслов. Вероятно, именно эти несомненные в глазах чиновников от искусства достоинства сочинения сыграли главную роль в присуждении автору в 1941 году Сталинской премии I степени. В соответствии с задачами времени (и внутренней потребностью) Шостакович обратился в Квинтете к различным жанровым схемам «старого» музыкального искусства: от барочного мини-цикла «прелюдия и фуга» (I часть. Прелюдия. Lento – Poco piu mosso; II часть. Фуга. Lento) и инструментальной медленнойарии на basso continuo (IV часть. Интермеццо. Lento) до гайдновско-бетховенской скерцозности и пасторальности (III часть. Скерцо. Allegretto; V часть. Финал. Allegretto). Две первые и две последние части образуют крайние разделы цикла; роль средней контрастной части выполняет бравурное юмористическое «бетховенское» Скерцо. В первом малом цикле (в полифонических Прелюдии и Фуге) наиболее полно выражено рационально-интеллектуальное начало. Это строгие философские раздумья в контрастном, но не конфликтном соприкосновении с лирическим чувством. Заглавный тезис Прелюдии, отсылающий к высокой образности Баха и Генделя, дает импульс к дальнейшему развитию. Вторая тема Прелюдии (тема виолончели), а потом и тихая, затаенная тема Фуги (с элементами русской песенности) постепенно смягчают графическую строгость фактуры и открывают возможности для еще более полного и глубокого синтеза «объективного» и «субъективного». Нельзя попутно не отметить любопытную текстологическую деталь. Согласно темповому обозначению в эскизе – редкий случай, когда Шостакович решил указать темп на самой ранней стадии работы – Фуга изначально была задумана в темпе Moderato, при котором песенные истоки Фуги, вероятно, проступали еще отчетливее. Однако Шостакович все же позднее «замедлил» непринужденное Moderato до статичного Adagio (в позднейших изданиях стоит компромиссный темп Lento, откристаллизовавшийся, вероятно, в процессе исполнительской практики). После остроумного, с неожиданными «испанизмами» Скерцо, лишенного какой бы то ни было инфернальности и смысловой амбивалентности, присущих симфоническим скерцо Шостаковича, следует лирико-философское «ядро» Квинтета – Интермеццо, в котором претворены оригинально трактованные принципы вариаций на bаsso ostinato. Развитие двух тем (лирической «барочно-русской» главной и экспрессивно-отрешенной побочной, обогащенной в процессе развертывания кристально-звонкими скрипичными флажолетами) приводит к экстатической кульминации. Но она рассеивается при переходе (без перерыва) к оптимистичному Финалу, в котором в традиции «венских классиков» происходит растворение «субъективных» настроений в танцевально-пасторальных образах «объективного» потока жизни (стоит отметить, что и в этой части Шостакович изменил первоначальный темп, но уже в сторону ускорения: Moderato poco Allegretto было изменено на Allegretto). В двух главных темах финала мелькают отголоски тем и музыкальных образов предыдущих частей, изощренное тематическое развитие истаивает в изысканном звучании коды. Сам Шостакович оценил эту работу как творческую удачу. Во всяком случае, сразу по окончании эскизной работы в письме от 11 сентября 1940 года он со свойственной ему сдержанностью как бы вскользь сообщит Ширинскому, что «по характеру квинтет резко отличается от квартета» и что «квинтет серьезнее и как будто глубже квартета». Ольга Дигонская Алексей Гориболь – пианист, музыкальный деятель, заслуженный артист России. Концертирует в главных филармонических залах России, европейских странах, США и Японии, записывается на радио, выпустил 20 компакт-дисков, принимает участие в крупнейших российских и международных музыкальных фестивалях. Выступления пианиста, признанного выдающимся мастером камерного ансамбля, проходили в Консертгебау (Амстердам), Вигмор-холле (Лондон), Берлинской филармонии, Гевандхаусе (Лейпциг), Концертхаусе (Вена), Кеннеди-центре (Вашингтон). С 1989 года он является инициатором и музыкальным руководителем многих проектов, связанных с творчеством выдающегося российского композитора Леонида Десятникова. Записанный под руководством Алексея Гориболя саундтрек Л. Десятникова к фильму «Москва» удостоен гран-при IV Всемирного биеннале в Бонне (2002). В 2009–2010 гг. подготовил и провел 30 телевизионных программ в рамках цикла Пятого канала «Ночь на Пятом» («Ночь. Звук. Гориболь»). С 2004 по 2007 гг. руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 году стал инициатором и художественным руководителем двух фестивалей камерной музыки: Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». В разные годы выступал инициатором монографических фестивалей П. Чайковского, Я. Сибелиуса, Д. Шостаковича, Б. Бриттена в Москве и Петербурге. Алексей Гориболь является первым исполнителем многих сочинений современных композиторов, сотрудничает с мастерами Александром Чайковским, Георгием Пелецисом, Владимиром Мартыновым, Гией Канчели, Юрием Красавиным и с новым поколением композиторов: Павлом Кармановым, Владимиром Ранневым, Алексеем Айги, Сергеем Ахуновым. Пианист сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром Наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», Институтом имени Гёте, Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Британским советом, Фондом Микаэла Таривердиева, Фондом Дианы Вишневой. Илья Иофф родился в 1966 году в Ленинграде в семье скрипача оркестра Мравинского. Во время обучения в Санкт-Петербургской консерватории (1984–1990) состоял в классах Е.А. Комаровой и В.Ю. Овчарека и проявил себя как зрелый музыкант со сложившимся техническим арсеналом и музыкантским мировоззрением. Незаурядная человеческая индивидуальность и музыкальная мобильность привлекают к личности И. Иоффа не только слушателей, но и современных петербургских композиторов. Сотрудничал с Б. Тищенко, С. Слонимским, Г. Корчмаром, Л. Десятниковым, Н. Хрущевой, которые зачастую доверяли ему первое исполнение написанных ими произведений. Как солист и ансамблист выступал во многих странах Европы и в Америке с такими выдающимися музыкантами, как М. Аргерих, М. Янсонс, Ю. Темирканов, В. Гергиев, С. Стадлер, А. Рудин, Н. Гутман, Ю. Милкис и др. И. Иофф обладает огромным репертуаром, он исполняет произведения всех наиболее значительных авторов в истории музыки, писавших для скрипки – от И.С. Баха до Л. Бернстайна. Стал обладателем специального приза на конкурсе ARD в Мюнхене (Германия) и первой премии на конкурсе им. Дж. Виотти в Верчелли (Италия). С 1998 года руководит камерным оркестром «Дивертисмент». Концерты оркестра включают произведения трех столетий – от Вивальди и Баха до Мартынова и Чаплина. Такая широта репертуара и здоровая «всеядность» ансамбля снискали заслуженный успех у российской, европейской, японской и американской публики. Помимо исполнительской деятельности И. Иофф ведет класс скрипки в Санкт-Петербургской консерватории, является доцентом. В 2002 году И. Иофф был удостоен звания Заслуженный артист России, в 2013 году – Премии правительства Санкт-Петербурга. Является почетным членом Санкт-Петербургского филармонического общества. Лидия Коваленко родилась в Новосибирске, окончила Санкт-Петербургскую консерваторию (профессора Е.А. Комарова, А.Ю. Юрьев, М.Х. Гантварг). Лауреат IX Всероссийского конкурса скрипачей, дипломант Международного конкурса им. Д.Д. Шостаковича в Ганновере (специальный приз за лучшее исполнение сочинения Д.Д. Шостаковича). Л. Коваленко ведет активную концертную деятельность, выступает с сольными и камерными программами в городах России (Самаре, Волгограде, Красноярске, Кисловодске, Саратове, Архангельске и др.), а также в залах Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича и на других концертных площадках Петербурга. Л. Коваленко постоянно гастролирует как солистка, а также как участница ансамбля «St. Petersburg Chamber Soloists» в странах Европы: Бельгии, Франции, Италии, Испании, Германии, а также в Японии, Китае, Бразилии. Л. Коваленко является концертмейстером струнного ансамбля «Дивертисмент». Преподает в Санкт-Петербургской консерватории. В последнее время концертирует не только как скрипачка, но и как альтистка в различных камерных составах с такими музыкантами, как С. Стадлер, И. Иофф, И. Урьяш, А. Массарский, А. Бахль, Ф. Фиоре, М. Брунелло, С. Кьеза и др. Андрей Догадин начал заниматься исполнительской деятельностью, будучи студентом Санкт-Петербургской консерватории в классе проф. Ю.М. Крамарова. После его кончины продолжил обучение и прошел курс аспирантуры под руководством проф. В.И. Стопичева. С 1986 по 1995 год был участником квартета «Санкт-Петербург», в составе которого стал лауреатом III Всесоюзного конкурса струнных квартетов (Воронеж, 1986 г., I премия) и нескольких международных: им. Д. Шостаковича (Санкт-Петербург, 1987 г., III премия и специальный приз за лучшее исполнение обязательного произведения), Международного конкурса камерных ансамблей Min-On в Токио (1989 г., серебряная медаль и специальная премия), Международного конкурса камерных ансамблей им. Витторио Гуи во Флоренции (1989 г., гран-при и две специальных премии), Международного конкурса камерной музыки в Мельбурне (1991 г., I премия и Гран-при). С 1995 года – концертмейстер группы альтов Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. С этим коллективом, а также другими российскими и зарубежными оркестрами выступает как солист с такими дирижерами, как Н. Алексеев, А. Дмитриев, Ю. Симонов, С. Стадлер, Л. Кремер, Г. Альбрехт, П. Котла, Дж. Саббатини, Д. Лисс, А. Тали, Р. Трори, А. Нелсонс и др. Уделяет серьезное внимание камерному музицированию, выступая с сонатными вечерами и участвуя в различных инструментальных ансамблях. Его партнеры – Т. Николаева, А. Гаврилов, Е. Шафран, Т. Фидлер, П. Егоров, Н. Луганский, Л. Берлинская, Л. Амбарцумян, М. Гантварг, С. Гиршенко, И. Иофф, С. Левитин, А. Князев, А. Рудин, Н. Гутман, С. Ролдугин, Квартет им. С. Танеева, «Ларк-квартет», Питсбургское фортепианное трио и многие др. Как солист и ансамблист гастролировал в городах России и за рубежом. С 1986 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. В настоящее время – профессор кафедры скрипки и альта. Неоднократно проводил мастер-классы в России и за рубежом. Представлял Санкт-Петербург на днях культуры в Милане и Буэнос-Айресе. В 2003 году Указом президента Российской Федерации Догадину Андрею Сергеевичу присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Алексей Массарский родился в 1965 году в семье музыкантов. Окончил Ленинградскую консерваторию в 1990 году по специальности «виолончель». Во время обучения на 2 курсе (1987) году стал лауреатом Международного конкурса виолончелистов в Маркнойкирхене (Германия), после чего начал активную концертно-исполнительскую деятельность. Воспитанник выдающегося музыканта и педагога А.П. Никитина, он унаследовал лучшие традиции всемирно признанной Петербургской виолончельной школы. Учась на 5 курсе (1990), стал лауреатом Международного конкурса виолончелистов в Белграде (Югославия). В том же году принял участие в IX Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве, где также стал лауреатом. А. Массарский активно концертирует как солист и ансамблист и с большим успехом выступает в лучших залах России и за рубежом; обладая огромным репертуаром, отличается яркой талантливой интерпретацией, выразительным звуком и блистательной техникой. Массарский принимает участие в концертных программах различных фестивалей Японии, Америки, Южной Кореи, Франции, Австрии, Швейцарии, Германии, Италии, Финляндии, Польши, Литвы, Дании. В разные годы его партнерами были известнейшие дирижеры, такие как И. Мусин, В. Чернушенко, М. Янсонс, С. Сондецкис, Ю. Домаркос, М. Шостакович, Т. Мынбаев, Ф. Мансуров, Р. Мартынов, А. Кац, К. Арбелян, А. Борейко, В. Зива и др. Партнерами А. Массарского в ансамблях были такие выдающиеся музыканты современности, как М. Аргерих, З. Брон, Л. Исакадзе, Ш. Минц, С. Стадлер, А. Рудин. Музыкант с успехом исполняет как классический, так и современный репертуар, сотрудничал с такими выдающимися композиторами, как Арапов, Слонимский, Цытович, Пендерецкий и др. С 1990 года А. Массарский ведет специальный класс виолончели в Санкт-Петербургской консерватории. Многие из его студентов, еще учась в консерватории, стали лауреатами международных конкурсов. В 2004 году А. Массарскому присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». |