2 дня
О сайте4 | MEL CD 10 02446 2016, дата записи: 1956-1971 |
Александр Локшин (1920–1987) Симфония № 5 «Сонеты Шекспира» (1969) (перевод Б. Пастернака) 1 I. «Измучась всем, я умереть хочу…» 5.48 2 II. «То время видишь ты во мне…» 9.07 Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели (1955) 3 I. Andante sostenuto 8.01 4 II. Тема с вариациями 14.57 5 Вариации для фортепиано (1953) 24.33 Общее время: 62.31 (1–2) Ян Кратов, баритон Московский камерный оркестр Дирижер – Рудольф Баршай (3–4) Иван Мозговенко, кларнет Квартет имени Комитаса: Авет Тер-Габриэлян, первая скрипка Рафаэль Давидян, вторая скрипка Генрик Талалян, альт Сергей Асламазян, виолончель Мария Гринберг, фортепиано (5) Записи: 1971 (1–2), 1960 (3–4), 1956 (5) гг. Звукорежиссер – И. Вепринцев (1–2) Ремастеринг – Е. Барыкина Редактор – Н. Сторчак Дизайн – А. Ким Перевод – Н. Кузнецов (англ.) Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию новый диск камерной музыки Александра Локшина. Александр Лазаревич Локшин (1920–1987) – один из самобытнейших представителей русской композиторской школы ХХ века, к сожалению, недооцененный при жизни. Ученик Н. Мясковского, друг Д. Шостаковича, который искренне восхищался его творчеством, он создал свой стиль, органично соединив симфонический, камерный и вокальный жанры. Двухчастная Пятая симфония (1969) представляет собой характерный для композитора тип «симфонии с голосом», она написана для баритона и камерного оркестра на LXVI и LXXIII сонеты Шекспира (в русском переводе Б. Пастернака). Квинтет для кларнета и струнных (1955) также имеет двухчастное строение: вслед за медленной частью, в которой, по словам автора, «весьма парадоксально сочетались Шостакович и Вертинский», следуют вариации, навеянные стилем Стравинского. Два крупных цикла дополняют более раннее сочинение – Вариации для фортепиано (1953); написанные «в духе Шостаковича», они посвящены выдающейся советской пианистке, наследнице школы Ф. Блюменфельда Марии Гринберг. Произведения Александра Локшина звучат в интерпретации крупнейших отечественных музыкантов прошлого столетия: Пятую симфонию исполняют друг и поклонник творчества композитора, создатель первого в СССР камерного оркестра Рудольф Баршай и солист Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженный артист РСФСР Ян Кратов; Квинтет – кларнетист, народный артист России Иван Мозговенко и старейший камерный ансамбль нашей страны, струнный квартет им. Комитаса; Фортепианные вариации – Мария Гринберг. |
буклет -------- «Это был маг, чародей, которому подчинялся волшебный мир звуков! Мир для него был Музыкой, красота и глубокая грусть жизни, высший смысл ее, открывшийся композитору, освещает и его собственные сочинения». Е.И. Чигарева Фирма «Мелодия» продолжает издавать записи произведений Александра Локшина (1920–1987) – одного из самых ярких и талантливых композиторов XX века. Александр Лазаревич Локшин (ученик Н.Я. Мясковского) сумел создать оригинальный, неповторимый музыкальный стиль, оставаясь верным традициям высокого искусства прошлого. «Его музыка покоряет, прежде всего, своей гармоничностью, своей абсолютной музыкальностью. Локшину чуждо все, в чем есть хотя бы малейший оттенок механичности. В его партитурах невозможно найти даже подобия традиционной гармонической фактуры. Его оркестр – органичное сплетение инструментов и их групп, напоминающее в своем неповторимом взаимодействии таинственную, сложную биологическую структуру. Самобытна здесь и музыкальная форма, абсолютно лишенная какого бы то, ни было схематизма» (М.А. Меерович). Композиторское искусство Александра Локшина примечательно особым типом сочинительства – союзом музыкального и драматургического, стихотворного дарований. Главное место в его творчестве занимает жанр «симфонии с голосом», которому он дал «свое, новое прочтение. Из 11 симфоний Локшина, десять написаны на тексты самых разных поэтов. В поисках «соавторов» для него не было исторических и языковых границ: от русских поэтов «золотого века» русской поэзии (Пушкин) к «серебряному» (Блок) и поэтам первой половины XX века (Заболоцкий, Пастернак и Леонид Мартынов); от поэзии Шекспира, Гёте, Камоэнса к текстам древнегреческих, средневековых латинских и японских авторов. Пятая симфония «Сонеты Шекспира» (1969) посвящена дирижеру Рудольфу Баршаю, преданному другу композитора и пропагандисту его музыки. Симфония состоит из двух частей и принадлежит к ряду камерных симфоний, в числе которых также Седьмая и Одиннадцатая. Обостренность интонаций музыки первой части вторит настроению Сонета № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…». Оркестровая постлюдия части словно повторяет только что прозвучавший монолог: достигает предельного эмоционального напряжения и затихает, подготавливая звучание второй части (Сонет № 73 «То время года видишь ты во мне…»). Состояние умиротворения, усталости, угасания в музыке второй части ощущается даже в момент краткой кульминации («Когда зола, что пламенем была / Становится могилою огня / А то, что грело, изошло дотла»). Как своего рода итог всей симфонии в заключение сонета композитором добавлена строка из «Гамлета»: «Прощай и помни обо мне…». К своим лучшим сочинениям, помимо одиннадцати симфоний, Александр Локшин причислял Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели (1955), впервые исполненный в 1957 г. Квартетом имени Комитаса и Иваном Мозговенко (кларнет). В «Дополнении к автобиографии» Локшин писал, что в первой части квинтета «весьма парадоксально сочетались Шостакович и Вертинский, вторая часть навеяна Стравинским (Думбартон-Окс)». Используемая во второй части форма вариаций – созвучна творческой манере Локшина: «кружению вокруг неуловимого центрального образа, навязчивой идеи на гранивыразимого и невыразимого» (Б. Иоффе). Таковы Вариации для фортепиано, написанные в 1953 г. «Вариации в духе Шостаковича», как охарактеризовал их сам композитор, посвящены выдающейся русской пианистке Марии Гринберг, которая впервые исполнила и записала это произведение. |