6 дней
О сайте1 | BL 1034, Гамма, Казахстан дата записи: вып. 1993 |
1 сторона Вальс без названия (Женечке). Соч. 1913 г. - 2.23 Сарабанда. Соч. 1915 г. - 2.22 Вальс и Полька (из Юношеской тетради). Соч. 1916 г. - 2.42 Хаотический вальс. Соч. 1920 г. - 1.41 В лунном свете (Интродукция и Вальс). Соч. 1924 г. - 3.48 Кукольный марш (Моей золотой Бобочке). Соч. 1926 г. - 1.57 Бобочкин менуэт. Соч. 1926 г. - 1.33 Два эскиза к опере "Рашель". Соч. 1938 г. а) Тема прусских кирасиров (из увертюры) - 1.26 б) Полька М.А. Булгакова - 0.38 Три пародии. 1930-е годы а) Французская шансонетка - 1.43 б) Немецкая шансонетка - 2.33 в) Английская шансонетка - 1.43 2 сторона Из музыки к пьесе Л. Леонова "Половчанские сады". Соч. 1938 г. а) Вальс си-бемоль мажор - 1.49 б) Полька - 0.58 в) Сентиментальный вальс - 2.40 г) Румба - 3.23 д) Бурный вальс - 1.32 Гавайи (из балетного представления "Синкопика"). Соч. 1929 г. - 4.34 Вальс из кинофильма "Дети капитана Гранта". Соч. 1936 г. - 2.37 Еврейская плясовая из кинофильма "Искатели счастья". Соч. 1936 г. Вальс из кинофильма "Волга-Волга" (В фильм не вошел). Соч. 1937 г. Людмила Топоркова, ф-но Булгаков называл Дунаевского "человеком великого соблазна". Вот разгадка родственности их душ при абсолютно различном мировоззрении. Страстный поклонник классической оперы, писатель любил красивую мелодическую музыку, помогающую человеку отрешиться от суетности быта и воспарить душой над мелочными заботами и политическими страстями... Да, но "Легко на сердце от песни веселой", "Широка страна моя родная", "Нам нет преград ни в море, ни на суше"... Но в том-то и дело, что музыку Дунаевского писатель никогда не воспринимал сквозь призму "прославительных" текстов: в прекрасных романтических мелодиях - жизнерадостных, лирических, драматических - он ощущал совершенно иной мир чувств и иную художественную цель. Тем более, что эти мелодии возникали, как правило, значительно раньше стихов, которые к ним придумывались. Вот почему специально для Дунаевского, никогда не писавшего опер, Булгаков сочинил оперное либретто "Рашель" по рассказу Мопассана "Мадемуазель Фифи": ему хотелось, чтобы опера получилась простой и изящной по мелодическому языку, гармонии и чтобы в финале ощущалось подлинное ликование и торжество жизни. Увы, Дунаевский ограничился лишь музыкальными эскизами к "Рашели": подписание советско-германского пакта о ненападении полностью исключало возможность постановки оперы, где прусские погромщики XIX века напоминали гитлеровцев. В доме Булгаковых Дунаевского ценили и любили. Из дневника жены писателя, Елены Сергеевны, мы узнаём, какое пиршество музыки начиналось в их доме, когда приезжал Исаак Осипович. Анализируя свои ощущения, она записывает, что Дунаевский производит на неё впечатление "человека художественной складки, темпераментного, загорающегося и принципиального - а это много значит!" Какие же произведения композитор играл в доме Булгаковых? Об этом он рассказал много лет спустя в письме от 17 февраля 1953 года к музыковеду Д.М. Персону. Упомянув в первую очередь плясовую из кинофильма "Искатели счастья", Дунаевский далее продолжает: "Между прочим, именно Булгаков укрепил меня в мысли, что Дунаевским я стал не в 27-ом и не в 34-ом, а ещё тогда, когда носил гимназическую форму и испекал вальсики для всяких женичек, милочек, розочек и эксперементировал на одну и ту же тему в разных танцевальных ритмах. Представьте, ему это всё нравилось: и прелюдии, и сарабанды, и гавайская экзотика, и хаотически-лунные мелодии "доциркового" периода, и даже те пустячки, которые я когда-то дарил Зине для домашнего употребления... И всё примеривал к "Рашели", спросил, нельзя ли тему французской шансонетки использовать во второй картине, то есть в канкане. Ну а его жену-колдунью я околдовал своими новейшими вальсами, в том числе тем, который был отвергнут Александровым. О вальсе из "Половчанских садов" она сказала: "Ему место не там, это - вальс Турбиных". "Клянусь вам, - ответил я ей, - что ваша похвала мне дороже вот этого ордена. - "Тс-сс, - приложила она палец к губам. - Не так громко. Сыграйте вальс из "Детей капитана Гранта", он лучшие даже "половчанского""... Уточним некоторые детали. Вальс, "отвергнутый" кинорежиссёром Г.В. Александровым, предназначался для фильма "Волга-Волга". Из трёх вальсов, прозвучавших в спектакле МХАТа "Половчанские сады", Елена Сергеевна конечно же выделила "Сентиментальный вальс": певец "эпохи энтузиазма", Дунаевский вдруг с очаровательной непосредственностью выразил ностальгическую грусть по старым добрым временам, когда уют домашней жизни, мир, любовь и согласие в семье спасали людей от житейских невзгод и социальных потрясений. Ну, а что касается "гавайской экзотики", то Дунаевский, очевидно, имел в виду свой мистический блюз "Гавайи". Вслушайтесь: вкрадчивая, таинственная и обманчиво "скромная" мелодия вполне могла бы иллюстрировать сеансы черной магии в "Мастере и Маргарите"... На первой стороне пластинки представлены произведения, которые никогда не публиковались и публично не исполнялись - они звучали только в доме Булгаковых. Много лет я разыскивал их по частным и государственным архивам (прежде всего в ЦГАЛИ). Конечно, порой приходилось прибегать к гипотезе, так как Дунаевский в своем письме называл некоторые вещи весьма расплывчато. Скажем, он пишет о "хаотически-лунных мелодиях "доциркового" периода". Тут можно было рискнуть взять два произведения: "Хаотический вальс" и набросок "В лунном свете". Они сочинены в двадцатых годах, следовательно, действительно относятся к "доцирковому" периоду (свой знаменитый "Лунный вальс" для кинофильма "Цирк" Дунаевский сочинил в 1935 году)... Или, например, композитор говорит о "пустячках", которые он "когда-то дарил Зине для домашнего употребления". Зина - это Зинаида Сергеевна Дунаевская (Михайлова), жена композитора, балерина, принимавшая участие в спектаклях Касьяна Голейзовского. Возникла мысль: эти "пустячки" как семейная реликвия могут храниться у сына композитора. Я не ошибся: Евгений Исаакович Дунаевский позволил мне снять копии с двух прелестных фортепианных миниатюр, посвященных его матери: "Кукольный марш" и "Бобочкин менуэт". (В пору счастливой любви Исаак Осипович шутливо называл свою жену "Бобочкой"). Сенсационной находкой можно считать музыкальное произведение самого Булгакова. В дневнике Елены Сергеевны есть такая запись: "Дунаевский, вообще экспансивная натура, зажёгся, играл, импровизировал польку, взяв за основу несколько тактов, которые Михаил Афанасьевич выдумал в шутку, сочиняя слова польки". Но Дунаевский не только импровизировал - он, оказывается, сделал нотную запись мелодии Булгакова и тем самым спас её от забвения. Этот нотный листок я обнаружил в отделе рукописей Библиотеки имени Ленина. И вот теперь булгаковская полька звучит на этой пластинке. Обратите внимание: напевая мелодию для "Рашели", Булгаков ни на минуту не отключался от "Мастера и Маргариты". В назойливой и холодной повторяемости мелодической темы ощущается нечто автоматическое: это полька Сатаны, и ее место - на балу у Воланда... Так составилась эта пластинка. Не исключено, что в чём-то я оказался не точен, расшифровывая письмо Дунаевского. И всё же хочется верить, что слушатель ощутит аромат музыкальных вечеров в доме Булгаковых... Н.Шафер * * * Казахстанская пианистка и педагог Людмила Топоркова - воспитанница Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского (Свердловск). Занималась в фортепианном классе профессора И.З. Зетеля, аспирантуру проходила у СМ. Фроловой, дочери основателя Уральской консерватории, композитора Маркиана Петровича Фролова. Любопытно отметить, что у М.П. Фролова и И.О. Дунаевского был общий учитель - С.С. Богатырёв, у которого они брали уроки композиции. Так протянулась невидимая нить к Людмиле Топорковой... Исполнительница Шопена, Скрябина, Шуберта, Листа, Рахманинова, Прокофьева, она обнаружила в "лёгкой" фортепианной музыке Дунаевского тот высокий настрой души и ту художественную безупречность, которые свойственны лучшим классическим творениям. |