1 день
О сайте3 | MEL CD 10 02436 2016, дата записи: 2015 |
Петр Чайковский 16 песен для детей, соч. 54 1 Бабушка и внучек (слова А. Плещеева)..........................1.57 2 Птичка (слова В. Сырокомли, перевод А. Плещеева)...................2.07 3 Весна. «Травка зеленеет» (слова неизвестного автора, перевод с польского А. Плещеева)...........1.52 4 Мой садик (слова А. Плещеева)..............................1.56 5 Легенда (слова Р.Г. Стоддарда, перевод А. Плещеева).................3.10 6 На берегу (слова А. Плещеева)..............................3.44 7 Зимний вечер (слова А. Плещеева)............................4.27 8 Кукушка (слова X. Геллерта, перевод А. Плещеева)...................2.24 9 Весна. «Уж тает снег» (слова А. Плещеева).......................1.55 10 Колыбельная песнь в бурю (слова А. Плещеева)....................2.25 11 Цветок (слова Л. Ратисбонна, перевод А. Плещеева)..................2.46 12 Зима (слова А. Плещеева)..................................1.57 13 Весенняя песня (слова А. Плещеева)...........................2.26 14 Осень (слова А. Плещеева)................................5.19 15 Ласточка (слова Т. Ленартовича, перевод И. Сурикова).................2.17 16 Детская песенка. «Мой Лизочек» (слова К. Аксакова)..................1.55 Общее время звучания: 42.41 Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Дирижер - Владимир Беглецов Алексей Гориболь, фортепиано Запись 2015 г. Звукорежиссер – Алексей Барашкин Редактор – Татьяна Казарновская Перевод – Николай Кузнецов Дизайн – Ильдар Крюков Цифровое издание: Дмитрий Масляков, Роман Томлянкин В оформлении использована картина Валентина Серова «Дети» (Саша и Юра Серовы), 1899 г., Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). |
Образы детства запечатлены в музыке многих композиторов. Первые открытия, первые формирующие душу впечатления, незащищенность, часто покинутость... Потом неизбежное прощание с детством, и на всю жизнь – печальная улыбка, когда вспоминаешь о нем. На нашем диске один из главных шедевров «детской музыки» – «16 детских песен» П.И. Чайковского. Произведение грустное. О детях, конечно, но не совсем для детей. Воспоминания композитора о собственном детстве неотделимы от главной трагедии его жизни – смерти матери. Возможно, эта утрата определила будущий общий строй музыки Петра Ильича, с ее самым печальным на свете мажором. Об этом не всегда задумываются. Цезарь Кюи, непримиримый критик Чайковского, искренне недоумевал, почему словам «часто прерывает маму звонкий смех» в «Зимнем вечере» (трек № 7) предпослана вокальная фраза в миноре. Да потому, что эта интонация надлома – одно из самых пронзительных зависаний на свете. «Зимний вечер» – ключ к восприятию всего цикла. Наш альбом – результат моего давнего сотрудничества с легендарным хором Капелльских мальчиков и его руководителем – прекрасным музыкантом Владимиром Беглецовым. С мечтой о звучании детских голосов этот цикл создавался, и мы бесконечно рады служить замыслу композитора. Алексей Гориболь Тема детства для Чайковского – глубоко личностный мотив. Она периодически возникала в его творчестве зрелых лет как воспоминание о единственных безмятежно счастливых и гармоничных первых десяти годах его жизни: о раннем детстве, семье, родительском доме. С поступлением в Императорское училище Правоведения и началом жизни вдали от семьи в закрытом учебном заведении, а затем и смертью любимой матери это время закончилось. В зрелые годы Чайковский постоянно общался с детьми своей сестры и братьев, близких друзей, всегда интересовался их жизнью, участвовал в семейных праздниках, наблюдал их игры и забавы. В 1878–1883 годы Чайковский создал два цикла камерной музыки: «Детский альбом» для фортепиано (соч. 39) и 16 песен для детей старшего возраста (соч. 54). Они представляют собой иллюстрации эпизодов человеческой жизни, природы, стран и народов. И если фортепианные пьесы могут исполнять дети, то песни предназначены для слушания детьми, что и определило тематику выбранных для них поэтических текстов. В 1883 году одну из частей в оркестровой сюите № 2 Чайковский назвал «Сны ребенка». Финальной точкой в этой линии творчества Чайковского стал его гениальный балет «Щелкунчик», где философская концепция жизни, добра и зла воплощена и раскрыта через мир и сознание детей. Поводом для написания первой песни для цикла 16 песен для детей старшего возраста (соч. 54) послужили просьбы журнала «Детский отдых». Это был ежемесячный иллюстрированный журнал, созданный М.А. Мамонтовой, супругой книгоиздателя А.И. Мамонтова. С журналом «Детский отдых» сотрудничали многие именитые литераторы и художники. В приложении к № 1 за 1881 год была опубликована детская песенка Чайковского «Мой Лизочек…» на стихи К.С. Аксакова. Примечательно, что это стихотворение изначально было обращено к Марихен, кузине поэта М.Г. Карташевской (причины и обстоятельства замены имени Марихен на Лизочек не установлены). В журнале «Детский отдых» песенка Чайковского была уже опубликована с текстом «Мой Лизочек». Работа над сборником песен началась в феврале 1881 года, когда Чайковский получил в подарок от А.Н. Плещеева томик стихотворений с дарственной надписью: «Петру Ильичу Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие слова. А. Плещеев. 1881. Февраля 15-го в Петербурге». В томике Плещеева Чайковский практически сразу отметил тексты и сделал наброски более чем к 20 стихотворениям, из которых он затем отобрал лишь 14. Две песни – на стихи К.С. Аксакова «Детская песенка» и на стихи И.З. Сурикова «Ласточка» – были сочинены раньше. Наброски к «Ласточке» находятся в книге стихотворений И.З. Сурикова, также подаренной поэтом Чайковскому несколькими годами ранее, в 1876 году. Детские песни на стихи Сурикова и Аксакова стали заключительными номерами в уже написанном цикле на стихи Плещеева, который Чайковский компоновал из отмеченных им в книжке стихотворений, отбирая темы и сюжеты, выстраивая их в некое единство. При этом все песни написаны для разных голосов и не могут быть исполнены циклом одним певцом. Желая «заняться детскими песнями», Чайковский в письмах к издателю П.И. Юргенсону просил выслать ему детские песни К.К. Альбрехта и «еще какие-нибудь…». Позже, уже в октябре 1883 года, когда Чайковский начал работу над всем циклом, он написал брату Модесту Ильичу: «Оказалось, что я все-таки даже дня не могу прожить без работы, и вот, едва окончив сюиту, я принялся за сочинение детских песенок и пишу аккуратно по одной в день. Но эта работа легкая и очень приятная, ибо я взял текстом “Подснежник” Плещеева, где много прелестных вещиц». А 3 ноября 1883 года он сообщил издателю: «Сегодня я выслал тебе 15 детских песен. Их желательно издать как можно милее и с картинками, так, чтобы это могло служить роскошным подарком для детей, – а впрочем, как знаешь. Если хочешь, можно присоединить к ним “Лизочек”». В предисловии к изданию сборника «16 песен для детей» Чайковский писал: «… Ради требований музыкальной формы я позволил себе в некоторых из стихотворений А.Н. Плещеева […] сокращения и даже перестановки слов. Прошу многоуважаемого поэта простить эти, впрочем, очень немногочисленные искажения его превосходных пьес. […] Некоторые песни, например, № 5 или № 8 можно исполнять целым, детским хором в унисон». Примечательно, что в названии цикла, Чайковский указал, что его песни предназначены для детей старшего возраста. Имелось в виду, конечно, их содержание, так как они все-таки написаны для профессиональных певцов. Использованные Чайковским стихотворения Плещеева – это преимущественно переводы из европейской поэзии. Переводом является и стихотворение Сурикова, оригинал которого принадлежит польскому поэту Т. Ленартовичу. Долгие годы не был известен оригинал стихотворения песни «Легенда» ( «Был у Христа-младенца сад…»). В томе Плещеева лишь указано, что он из английской поэзии. Американский исследователь Ричард Сильвестер установил, что оригинал стихотворения принадлежит американскому поэту Ричарду Генри Стоддарду (1825?–1903) «Розы и шипы» (1857 г.). Исполнительская судьба этого гениального вокального цикла Чайковского для отдельных песен сложилась счастливо и успешно. Они постоянно звучат как в авторских вариантах, так и в переложениях. Однако весь опус 54, так тщательно сформированный и организованный композитором по содержанию, последовательности образов и сюжетов, за всю его почти полуторавековую историю существования имеет лишь единичные случаи исполнения последовательно и целиком всех 16 песен. Причины понятны. Все песни написаны для разных голосов, да и в художественном смысле это крайне сложная задача для одного певца в один вечер. По сути, «16 песен», соч. 54 – это драматическое действие и цепь разноплановых событий. Поэтому запись цикла в исполнении Хора мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки под управлением В. Беглецова и пианиста А. Гориболя в авторской последовательности – совершенно уникальное явление, фактически новая страница и подлинное открытие музыки этого вокального цикла Чайковского в XXI веке. П.Е. Вайдман, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского Хоровое училище имени М.И. Глинки – старейшее профессиональное учебное заведение России. Его истоки корнями уходят в 1479 г., когда при хоре Государевых певчих дьяков (основан указом Великого князя московского Иоанна III в 1476 г.) появился Хор малолетних певчих. Малолетние певчие принимали участие в торжествах по поводу основания новой столицы Государства Российского, и дальнейшая история этих необыкновенных мальчиков навсегда оказалась связана с историей Града Петрова. Хоровое училище имени М.И. Глинки все годы своего существования играло ключевую роль в подготовке музыкантов, в формировании русской музыкальной культуры. Высочайший исполнительский уровень хора обеспечен превосходной системой обучения и воспитания музыкантов. При Императорской придворной певческой капелле получили образование такие выдающиеся музыканты, как Д. Бортнянский, М. Березовский, С. Давыдов, В. Пашкевич. С деятельностью певческой капеллы в разные годы связаны имена М. Глинки, А. Алябьева, М. Балакирева, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского. Заложенные в XVIII–XIX веках традиции профессионального музыкального образования в значительной степени удается сохранить и по сей день. Достаточно упомянуть имена выпускников хорового училища: Е. Мравинский, Д. Китаенко, А. Дмитриев, В. Атлантов, В. Чернушенко, Р. Мартынов, С. Бычков, А. Чистяков, В. Успенский, С. Легков, В. Нестеров, А. Борейко, В. Зива, А. Морозов, А. Петренко, В. Петренко, Я. Дубравин, С. Скороходов, П. Мигунов, Б. Пинхасович, Д. Штода… Многие годы Хором мальчиков руководили такие выдающиеся хоровые дирижеры как А. Свешников, П. Богданов, Ф. Козлов. С 1991 по 2007 художественное руководство было возложено на Владимира Беглецова. Ему удалось внести заметный вклад в обогащение репертуара, профессионализацию звучания, с марта 2014 г. он возобновил работу с Хором мальчиков. Хор много гастролирует. Его богатым, эмоционально насыщенным звучанием наслаждались слушатели Великобритании, Германии, Дании, США, Франции, Швейцарии, Голландии, Австрии, Словении, Латвии, Польши, Финляндии, Испании, Италии, Южной Кореи, Китая. Во время своих гастрольных выступлений за рубежом Хор мальчиков пел в Берлинской филармонии, Альберт-холле (Лондон), зале Организации Объединенных наций в Нью-Йорке. Хор – неизменный участник разнообразных специальных международных культурных программ, проводимых под эгидой ООН, правительств различных государств и Санкт-Петербурга. Хор мальчиков принимал участие в культурных программах зимних Олимпийских и Паралимпийских игр (Сочи, 2014), концертах, посвященных открытию Мариинки–2, его воспитанники заняты во многих оперных постановках Мариинского, Михайловского и Большого театров. Алексей Гориболь – пианист, музыкальный деятель, заслуженный артист России. Концертирует в главных филармонических залах России, европейских странах, США и Японии, записывается на радио, выпустил 20 компакт-дисков, принимает участие в крупнейших российских и международных музыкальных фестивалях. Выступления пианиста, признанного выдающимся мастером камерного ансамбля, проходили в Консертгебау (Concertgebouw, Амстердам), Вигмор-холле (Wigmore Hall, Лондон), Берлинской филармонии, Гевандхаусе (Gewandhaus, Лейпциг), Концертхаусе (Konzerthaus, Вена), Кеннеди-центре (John F. Kennedy Center for the Performing Arts, Вашингтон). С 1989 г. он является инициатором и музыкальным руководителем многих проектов, связанных с творчеством выдающегося российского композитора Леонида Десятникова. Записанный под руководством Алексея Гориболя саундтрек к фильму «Москва» Л. Десятникова удостоен гран-при IV Всемирного биеннале в Бонне (2002). В 2009–2010 гг. подготовил и провел 30 телевизионных программ в рамках цикла Пятого канала «Ночь на Пятом» («Ночь. Звук. Гориболь»). С 2004 по 2007 гг. руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 г. стал инициатором и художественным руководителем двух фестивалей камерной музыки: Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». Алексей Гориболь является первым исполнителем многих сочинений современных композиторов, сотрудничает с мастерами Александром Чайковским, Георгием Пелецисом, Владимиром Мартыновым, Гией Канчели, Юрием Красавиным и с новым поколением композиторов: Павлом Кармановым, Владимиром Ранневым, Алексеем Айги, Сергеем Ахуновым. Алексей Гориболь в разные годы выступал инициатором монографических фестивалей Петра Чайковского, Яна Сибелиуса, Дмитрия Шостаковича, Бенджамина Бриттена в Москве и Петербурге. Алексей Гориболь сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром Наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», институтом имени Гёте, институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Британским советом, «Фондом Микаэла Таривердиева», «Фондом Дианы Вишневой». |