2 дня
О сайте3 | MEL CD 10 02413 2016, дата записи: 2014, 2013 гг. |
Антонио Вивальди Концерт для фагота, струнных и чембало ля минор, RV 497 1 I. Allegro molto . . . . . . . . . . . 3.53 2 II. Andante molto . . . . . . . . . . 3.56 3 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . . 2.43 Концерт для фагота, струнных и чембало ре минор, RV 481 4 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . 3.34 5 II. Larghetto . . . . . . . . . . . . . 4.24 6 III. Allegro non molto . . . . . . . . 2.29 Концерт для фагота, струнных и чембало ми минор, RV 484 7 I. Allegro poco . . . . . . . . . . . . 4.14 8 II. Andante . . . . . . . . . . . . . . 3.49 9 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . . 3.05 Карл Мария фон Вебер Концерт для фагота с оркестром Фа мажор, соч. 75 10 I. Allegro ma non troppo . . . . . . 8.31 11 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . 4.33 12 III. Rondo. Allegro . . . . . . . . . . 4.42 Андре Жоливе Концерт для фагота, струнного оркестра, арфы и фортепиано (1954) 13 I. Recitativo – Allegro gioviale . . . 7.21 14 II. Largo cantabile – Fugato . . . . . 7.11 Общее время звучания: 64.32 Родион Толмачёв, фагот Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер – Иван Столбов Звукорежиссер – Ф. Наумов Редактор – Т. Казарновская Дизайн – Г. Жуков Перевод: Н. Кузнецов (англ.), А. Архангельская (франц.) Фирма «Мелодия» предлагает Вашему вниманию запись концертов для фагота с оркестром в исполнении молодых музыкантов – солистов оркестра Мариинского театра. Родион Толмачев – один из лучших российских фаготистов нового поколения. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории и Высшей школы музыки в Ганновере, он неоднократно становился призером крупных национальных и международных состязаний. На его счету – I премии Всероссийского конкурса исполнителей на духовых инструментах им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и Международного конкурса фаготистов «Fernand Gillet-Hugo Fox Bassoon Competition» в Прово (США), Гран-При Международного конкурса «Japan Wind and Percussion Competition» в Токио и бронзовая медаль Международного конкурса квинтетов телерадиокомпании ARD в Мюнхене, а также приз фирмы “Yamaha” и звание лауреата Европейского фонда культуры в Страсбурге. С 2004 г. Родион Толмачев является солистом оркестра Мариинского театра, вместе с которым выступает по всему миру, а также участвует в сольных и ансамблевых концертных программах. В 2012 г. на немецкой звукозаписывающей фирме “Dobringen und Grimm” вышел сольный диск Р. Толмачева с произведениями для фагота французских композиторов. На диске представлены сочинения для фагота с оркестром композиторов разных эпох. Три концерта Антонио Вивальди (с музыки которого началась история фагота как самостоятельного концертного инструмента) соседствуют с романтическим, блещущим яркими красками концертом Карла Марии фон Вебера и изящным, неоклассическим «Концертино» для фагота, арфы, фортепиано и струнных французского мастера ХХ в. Андре Жоливе. Камерным составом прославленного оркестра Мариинского театра дирижирует кларнетист и дирижер Иван Столбов – ученик А. Титова и В. Синайского по классу симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории. |
Как самостоятельный музыкальный инструмент фагот появился в европейской музыке во второй половине XVII столетия. Композиторы эпохи барокко сочиняли для него сольные и ансамблевые произведения, но особую приверженность проявил к фаготу Антонио Вивальди, выделив его среди других духовых инструментов. Музыка для фагота занимает в творческом наследии итальянского мастера второе место после скрипичной (если для солирующей скрипки с оркестром он написал более 250 концертов, то фаготных концертов сохранилось около 40). Вивальди писал музыку для инструмента довольно скромного диапазона (основные усовершенствования фагота были еще впереди), при этом эффектно выделяющегося на фоне струнного сопровождения; композитор поручал солисту и весьма затейливые виртуозные пассажи, и протяженное звучание выдержанных нот, и певучие лирические кантилены. Именно в концертах Вивальди фагот впервые получил свое индивидуальное, запоминающееся «лицо» в разноголосом хоре оркестровых инструментов. В дальнейшем первенство по вниманию к духовым инструментам перешло к немецким композиторам и инструментальным мастерам. Глубокий интерес к различным тембрам духовой группы проявлял Карл Мария фон Вебер – один из создателей романтического оперного театра и нового, красочного стиля в оркестровом звучании. Свой концерт (Веберу также принадлежит «Andante и венгерское Рондо» для фагота с оркестром) он написал в 1811 г. для солиста мюнхенской придворной капеллы Г.Ф. Брандта, представителя знаменитой школы Г.В. Риттера (любимого фаготиста Моцарта). В концерте фаготу аккомпанирует полный оркестровый состав с участием труб и литавр, что придает звучанию торжественный, даже несколько «репрезентативный» характер. Волей склонного к театральности автора фагот перевоплощается из энергичного, действенного героя Allegro ma non troppo в «лирического героя» Adagio; в финальном же Рондо принимает свое более традиционное, комически-«ворчливое» обличье в стремительном беге арпеджио и пассажей. Наибольшего усовершенствования в звучании фагота добились во Франции - менее распространенный (по сравнению с немецкой моделью) фагот французской системы и сегодня отличается более мягкой, лирической окраской тембра. Среди произведений для фагота французской школы ХХ века яркой оригинальностью отличается Концертино Андре Жоливе с участием арфы и фортепиано под аккомпанемент струнного оркестра. Написанное в 1952 г., когда автор (в ту пору музыкальный руководитель парижского театра «Комеди франсез») уже отошел от звуковых экспериментов раннего творчества в стиле Э. Вареза в сторону более чистого, прозрачного звучания, Концертино имеет четырехчастную структуру, близкую к старинной Sonata da chiesa. Начинаясь с выразительного речитатива фагота, музыка продолжается жизнерадостным Allegro gioviale, элегическое Largo cantabile сменяется энергичным фугато. Музыка Концертино привлекает синтезом неоклассических и джазовых элементов, блещет колористическими находками и эффектной виртуозностью сольных партий. Фаготист Родион Толмачёв родился в г. Андижан (Узбекская ССР). Учился в Ташкентской консерватории, окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова и Высшую школу музыки в Ганновере (Германия). Еще будучи студентом, был принят в оркестр Мариинского театра (с 2004 г. – солист оркестра). В 2008 г. музыкант завершил обучение в аспирантурах обоих учебных заведений, к тому времени он уже был призером множества национальныхи международных состязаний: I премии Республиканского конкурса в Ташкенте (1995) и Всероссийского конкурса исполнителей на духовых инструментах им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2000), III премия Международного конкурса квинтетов немецкой телерадиокомпании ARD в Мюнхене (2001), гран-при Международного конкурса Japan Wind and Percussion Competition в Токио (2007) и I премии Международного конкурса фаготистов Fernand Gillet-Hugo Fox Bassoon Competition в Прово (США, 2008); Р. Толмачёв также был удостоен звания лауреата Международного немецкого благотворительного фонда Gartow Stiftung, призером фирмы Yamaha и лауреатом Европейского фонда культуры в Страсбурге. В качестве солиста он выступает с оркестром Мариинского театра и другими коллективами Санкт-Петербурга, участвует в составе деревянного духового квинтета Мариинского театра. С 2010 г. является приглашенным участником World Orchestra of Peace под управлением В. Гергиева. В 2012 г. на немецкой звукозаписывающей фирме Dobringen und Grimm вышел сольный диск Р. Толмачёва с произведениями для фагота французских композиторов. Кларнетист и дирижер Иван Столбов родился в Ленинграде, учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Высшей школе музыки в Детмольде по классу кларнета, занимался на курсах камерной музыки О. Николе и А. Шиффа. С 1999 г. – солист симфонического оркестра Мариинского театра. В качестве солиста также выступает с другими оркестрами России и зарубежья, проводит мастер-классы в России, Германии, Финляндии, Израиле, Японии, США, Колумбии и Южной Корее. Преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова. Лауреат конкурса ARD в Мюнхене в категории «духовой квинтет», обладатель гран-при Международного музыкального фестиваля в Новосибирске. Симфоническое дирижирование И. Столбов изучал в Санкт-Петербургской консерватории под руководством А. Полищука, В. Синайского и А. Титова. В 2013 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию как дирижер. С этого же года регулярно выступает с оркестром Мариинского театра; на сцене театра дебютировал в 2014 г. оперой Моцарта «Так поступают все». Оркестр Мариинского театра принадлежит к старейшим симфоническим коллективам России. Его история насчитывает более двух столетий и связана с организацией первого в нашей стране музыкального театра – Санкт-Петербургской Императорской оперы. На протяжении XIX-ХХ вв. оркестром управляли лучшие дирижеры России, выдающиеся представители русской и западноевропейской музыки (К. Кавос, Г. Берлиоз, Э. Направник, А. Рубинштейн, П. Чайковский, К. Рихтер, А. Никиш, Г. Малер, С. Рахманинов, С. Кусевицкий, А. Коутс, Н. Малько, В. Сук, А. Пазовский, Б. Хайкин, К. Симеонов, Ю. Темирканов и многие другие). С участием оркестра Мариинского театра прошли премьеры большей части классических русских опер и балетов, а также первых постановок произведений зарубежного репертуара на русской сцене. С приходом Валерия Гергиева на пост художественного руководителя Мариинского театра (1996) оркестр начал новую страницу своей истории – как самостоятельный симфонический коллектив он выступает с различными программами по всему миру (по версии журнала Gramophone в 2008 г. он вошел в двадцатку самых известных оркестров мира). Последние годы оркестр Мариинского театра нередко выступает и записывается в камерном составе, исполняя произведения композиторов разных эпох. Борис Мукосей |