2 дня
О сайте7 | MEL CD 10 02406 (2 CD) 2015 |
Диск 1 1. А. Аренский Колыбельная из оперы «Сон на Волге» (транскрипция В. Фитценгагена) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.04 2. А. Арутюнян «Алегез» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.10 3. К. Димитреску Крестьянский танец для виолончели и фортепиано, соч. 15 . 3.12 4. T. Аулин Колыбельная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.13 5. А. Айвазян Армянский танец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.09 6. М. Балакирев Романс для виолончели и фортепиано Ми мажор, соч. 1856 г. . . 8.53 7. А. Бородин Серенада в испанском стиле на тему «B-la-F» ре минор (коллективное сочинение 1886 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.38 8. Р. Глиэр Вальс, соч. 45 № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.44 9. Я. Сибелиус Романс, соч. 78 № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.50 10. К. Давыдов «Прощай», соч. 17 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.23 11. А. Казелла Бурре из сонаты для виолончели и фортепиано, соч. 45 . . . 3.41 12. Ф. Шопен Ноктюрн № 20 (посмертный) до-диез минор, соч. 72 № 2 . .. . 4.50 13. А. Дворжак Рондо соль минор, соч. 94 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.54 14. К. Давыдов «У фонтана», соч. 20 № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.46 Общее время: 60.45 Яков Слободкин, виолончель Партия фортепиано: И. Аптекарев (4, 9, 11), А. Арутюнян (2), Н. Вальтер (1, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 14), А. Каплан (13), В. Ямпольский (8) Записи: 1950 (2, 8), 1953 (1, 6, 7, 13), 1954 (3), 1955 (4, 9, 10, 12, 14), 1956 (5, 11) гг. Диск 2 1. К. Вилкомирский Ария . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4.17 2. Д. Поппер Французская народная песня, соч. 62 № 2 . . . . . . . . . .. . 2.51 3. Ф. Шопен Прелюдия, соч. 28 № 6 (обр. Ф. Мулерта) . . . . . . . . . . . . .. 2.19 4. Н. Римский-Корсаков Серенада Си-бемоль мажор, соч. 37 . . . . . . . 4.08 5. П. Чайковский Ноктюрн № 4 ре минор из цикла «Шесть пьес», соч. 19 (транскрипция В. Фитценгагена) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.41 6. Д. Поппер Мазурка, соч. 11 № 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.52 7. Ф. Шопен Ноктюрн Ми-бемоль мажор, соч. 9 № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . 5.45 8. А. Арутюнян Экспромт для виолончели и фортепиано Соль мажор. . 3.48 9. Я. Сибелиус Канцонетта, соч. 62 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.29 10. К. Давыдов Романс Ре мажор, соч. 22 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 3.26 11. Ё. Кенешей Цыганский танец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4.17 12. С. Рахманинов Романс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.27 13. Р. Росселлини «Больной фонтан» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.33 14. Ф. Мендельсон «Песня без слов» Ре мажор, соч. 109 . . . . . . . . . . . 4.25 15. Р. Шуман Пьеса ля минор из цикла «Пять пьес в народном стиле», соч. 102 № 5 . 2.58 Общее время: 61.22 Яков Слободкин, виолончель Партия фортепиано: И. Аптекарев (9, 11, 13), А. Арутюнян (8), Н. Вальтер (1, 3, 5, 7, 12, 15), А. Каплан (4), В. Макаров (10, 14), В. Ямпольский (2, 6) Записи: 1950 (6, 8), 1951 (2, 12, 14, 15), 1952 (4), 1953 (3, 5, 10), 1955 (7, 9, 11), 1956 (1, 13) гг. Исторические записи. Реставрация – В. Сиденко Художественный руководитель проекта – П.Я. Слободкин Выпускающий редактор — Е. Растегаева. Дизайн — И. Крюков Фирма «Мелодия» представляет сольный диск выдающегося виолончелиста Якова Слободкина. Сегодня это имя, к сожалению, мало известно любителям музыки. Между тем, на протяжении своей полувековой концертной деятельности Яков Слободкин стоял в одном ряду с лучшими представителями советской музыкально-исполнительской школы – М. Ростроповичем, Д. Шафраном, Н. Шаховской. Он неоднократно играл в ансамбле с С. Рихтером, Э. Гилельсом, Я. Флиером, Л. Коганом, Я. Ситковецким и другими крупнейшими музыкантами нашей страны и мира. Репертуар Якова Слободкина охватывал три столетия виолончельного искусства – от Баха до композиторов наших дней, многие из которых обязаны ему премьерами своих сочинений. Уже в десять лет юный виолончелист впервые выступил на публике и вскоре стал одним из первых учеников Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, куда отбирали особо талантливых детей со всего Советского Союза. В 13-летнем возрасте он получил особый приз I Всесоюзного конкурса музыкантов исполнителей, в 17 стал лауреатом II конкурса скрипачей и виолончелистов, в 1950 г. удостаивается I премии на Международном конкурсе им. Вигана в Праге. Диск «Яков Слободкин. На бис» предлагает вашему вниманию записи 1950-1956 гг., когда его исполнительское искусство достигло высшего расцвета. В основном это небольшие пьесы, миниатюры и виолончельные транскрипции русских, зарубежных и советских композиторов, которые виолончелист с удовольствием играл в конце своих многочисленных концертов. Диск посвящен 95-летию со дня рождения выдающегося музыканта. |
Яков Слободкин по праву считается одним из выдающихся виолончелистов XX века. Блестящий виртуоз, обладающий тонким исполнительским вкусом, темпераментной манерой игры и неповторимой творческой индивидуальностью. Фирма «Мелодия» к 95-летию со дня рождения Я. Слободкина выпускает двойной альбом «На бис» с записями легендарного музыканта. Представить себе сольный концерт из миниатюр довольно сложно, но именно малая форма открывает перед исполнителем уникальную возможность за несколько минут показать свое мастерство и исполнительскую культуру. Создать за две-три минуты незабываемое – именно в этом высшее мастерство исполнителя. Поэтому миниатюры Я. Слободкина так актуальны сегодня, в особенности для молодого поколения виолончелистов как высший мастер-класс. Его исполнение произведений русских композиторов: Аренского, Балакирева, Бородина, Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского отличается богатством выразительных возможностей виолончели, тонким чувством стиля и богатством художественной фразировки. Легко и грациозно звучит виолончель в виртуозных и танцевальных мелодиях Айвазяна, Казелло, Димитреску, Дворжака, особенно в «Экспромте» Арутюняна и «У фонтана» Давыдова. В такие минуты чувствуешь, что при предельном техническом совершенстве его манера игры отличается необыкновенной теплотой и проникновенностью. В произведениях Шопена поражают такая чистота интонации и красота звука, что невольно уносишься в заоблачные дали, и кажется, что ты паришь над землей. Вместе с миниатюрами Поппера мы переносимся в изысканную придворную Вену, словно принимая участие в ее праздничных балах. Высшим признанием мастерства исполнителя всегда было, есть, и будет восторженное отношение публики. В каждом сольном концерте Яков Слободкин исполнял большое количество произведений на бис. Теперь эти маленькие шедевры, к счастью, мы можем слушать в записи в любое время, когда хочется встречи с прекрасным. Академик, заслуженный деятель искусств РСФСР Жанна Дозорцева Яков Слободкин (1920–2009) принадлежит к плеяде блистательных исполнителей, завоевавших мировую славу отечественному музыкальному искусству. Учиться на виолончели начал с пяти лет. Первое публичное выступление состоялось в десять лет. В 1932 году авторитетная комиссия из лучших профессоров страны под руководством А.Б. Гольденвейзера из многотысячного числа соискателей отобрала талантливого мальчика в число лучших. Так возникла «Особая детская группа», на базе которой была создана знаменитая Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В 1933 году юный виолончелист успешно выступил вне конкурса во время Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей и был премирован Советом Народных Комиссаров СССР. С 1935 года началась его концертная деятельность. В 1936 году Слободкин поступил в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского в класс профессора М.И. Ямпольского. В 1937 году был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов. После конкурса его пригласили солистом в крупнейшую концертную организацию СССР «Всероссийское гастрольно-концертное объединение». Важным событием в жизни музыканта стало знакомство с великими композиторами Д. Шостаковичем и С. Прокофьевым. Творческие контакты с ними оказали большое влияние на формирование его исполнительского мастерства. С 1941 года Яков Слободкин – солист Московской государственной филармонии. В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) активно выступал во фронтовых бригадах на разных фронтах, дал более 1000 концертов. В 1943 году впервые в СССР исполнил концерт для виолончели с оркестром А. Дворжака. За участие в Великой Отечественной войне был награжден боевыми орденами и медалями. В 1947 году во время гастролей в Финляндии его игру услышал великий финский композитор Ян Сибелиус, который был покорен игрой музыканта. На протяжении десяти лет их связывала творческая дружба. После блистательного выступления на Международном конкурсе виолончелистов им. Г. Вигана (Прага, 1950) Яков Слободкин получил приглашения от лучших зарубежных концертных агентств и начал активно гастролировать за рубежом, что принесло ему мировую славу. Обширный репертуар музыканта включал в себя всю мировую классику от сюит Баха до концертов Гайдна, Шумана, Чайковского. С большим успехом исполнял произведения композиторов ХХ века: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Аратюняна, Вайнберга. Я. Сибелиус и болгарский композитор П. Владигеров посвятили ему свои произведения. Выступал в ансамблях с выдающимися пианистами С. Рихтером, Э. Гилельсом, Г. Гинзбургом, А. Гольденвейзером, Я. Флиером. Его искусству аплодировали зрители во многих странах мира. За более чем полувековую концертную деятельность Яков Слободкин был награжден многими государственными наградами, почетными званиями и международными премиями, выступал в лучших концертных залах со знаменитыми дирижерами и симфоническими оркестрами. |