5 дней
О сайте59 4 | Д(НД)—3392-7 (3 пл.) 1956, дата записи: 27 июля 1956 года |
Исаак ДУНАЕВСКИЙ (1900–1955). «Белая акация» (монтаж оперетты). Текст В. Масса и М. Червинского |
Действующие лица и исполнители: Чумаков — Александр Ткаченко Ольга Ивановна — Елена Савицкая Тоня Чумакова — Татьяна Шмыга Кораблёва — Александра Степанова Кораблёв — Михаил Качалов Куприянов — Владимир Чекалов Лариса — Ираида Муштакова Наконечников — Василий Алчевский Лёша — Борис Витюхов Саша — Анатолий Пиневич Катя — Любовь Фруктина Кинорежиссёр — Александр Малокиенко Пом. режиссёра -- П. Семков Ведущий - Лев Потёмкин Солисты, хор и оркестр Московского театра оперетты Дирижёр Григорий Столяров Режиссёр Владимир Канделаки |
ЛЗ, ГОСТ 68 Первая пластинка: Сторона 1: 1. Белая акация (монтаж оперетты) Сторона 2: 2. Белая акация (продолжение 1) |
Вторая пластинка: Сторона 3: 3. Белая акация (продолжение 2) Сторона 4: 4. Белая акация (продолжение 3) |
Третья пластинка: Сторона 5: 5. Белая акация (продолжение 4) Сторона 6: 6. Белая акация (окончание) |
«Белая акация» — последняя оперетта выдающегося советского композитора Исаака Осиповича Д у н а е в с к о г о. которую он (в содружестве с драматургами В. Массом и М. Червинским) завершил незадолго до смерти. «Белая акации» насыщена ярким мелодизмом. Дунаевский стремился создать произведение красочное, веселое, проникнутое радостью, светом. Спектакль «Белая акация», впервые поставленный заслуженным деятелем искусств РСФСР В. А. Канделаки 24 ноября 1955 года на сцене Московского театра оперетты, сразу же завоевал признание и любовь зрителей своей глубокой правдивостью, поэтическим изображением действительности. Герои оперетты — наши современники, которые трудятся, любят, страдают и радуются, люди смелые, влюбленные в море и свою нелегкую профессию моряков, в родной город Одессу. ...Романтика суровой морской жизни привлекает не только старых моряков, но и молодежь. О вольном морском просторе мечтает и Тоня Чумакова. Желание девушки осуществляется: ее зачисляют радисткой на китобойное судно. В рейс уходит и Константин Куприянов — капитан-гарпунер одного из судов флотилии, оставляя на берегу свою невесту Ларису — весьма легкомысленное создание, которая занята лишь нарядами и пустыми развлечениями. Подстать Ларисе и ее неизменный поклонник — «береговой моряк», снабженец Яков Наконечников по прозвищу «Яшка-буксир». Однако на этот раз в рейс уходит и «Яшка-буксир». Много достается на его долю всяких испытаний: его беспомощность и нелепые положения, в которые он попадает из-за своей неопытности и зазнайства, доставляют окружающим много веселых минут. По традиции, при переходе экватора на пути в Антарктиду на судне устраивается карнавал, проводится комедийный обряд крещения новичков. За экватором на флотилию обрушивается шторм. Дежурная радистка Тоня Чумакова в тревоге: потеряна связь с китобойным судном. Тоня знает, что капитан Костя Куприянов тяжело переживает долгое молчание Ларисы, терзается сомнениями, тревогой. Чистую и благородную девушку возмущает поведение легкомысленной подруги: ей больно и обидно за Костю. Тем более теперь, в минуту опасности, ему так необходима вера, поддержка любимой. И чтобы успокоить Костю, Тоня посылает ему от имени Ларисы радиограмму с любовным признанием. Радостно встречают жители Одессы возвращение флотилии из трудного и многодневного рейса. Но с особенным волнением ждет этой встречи Тоня, чье сердце заполнил образ любимого ею Кости Куприянова. В финале оперетты разрешаются все конфликты. Молодой капитан убеждается в неверности и легкомыслии своей невесты и по достоинству оценивает искренние чувства Тони. Пути их обязательно сойдутся... В «Белой акации», воспевающей весну, цветение чувств, верность в любви, представлены самые разнообразные музыкальные номера: песни, дуэты, вокальные ансамбли, танцы, симфонические картины... Основные персонажи наделены яркими музыкальными характеристиками. Так, например, герой спектакля Костя Куприянов обрисован двумя песнями. Первая — «Песня о дружбе» — лирический вальс с широкой, распевной мелодией. Во второй — «Песне о маяке» — лирика органично сочетается с мужественностыо, энергией (решительный ритм мелодии, четкое, строгое движение). Великолепна музыкальная характеристика Ларисы. Ее выход в первом действии — мазурка — иронически окрашенный образ «гордой красавицы». Мелодия мазурки изящна и гибка. Иронический оттенок арии подчеркнут ансамблем семи кавалеров, в сопровождении которых появляется «героиня». В дуэте Ларисы и ее поклонника Яши сохраняются прихотливость ритма, капризные изгибы мелодии. Здесь явственно проступают черты каскадности; дуэт Ларисы и Яши переходит в танец. Совершенно иной показана Лариса в сцене с Костей (финал первого акта). Она обманывает его, говоря о верной любви. типичные ее интонации исчезают; мелодия вальса. мягкая и плавная, оказывается близкой «Песне о дружбе». Но подлинная Лариса не такова. Это еще раз подтверждается в песне из третьего действия, в которой Лариса высказывает свои взгляды на жизнь. Здесь снова появляются характерные интонации, рисующие избалованный и эгоистический характер девушки. (По сохранившимся авторским наброскам эта песня была закончена композитором К. Молчановым). Есть свое «кредо», своя твердо сложившаяся система взглядов на жизнь и у Яши Наконечникова. Она выражена в частушках «Жизнь-копейка», которые Яша поет на корабле. Музыка их нарочито примитивна, банальна, как вся Яшина «философия». Наиболее полная, с особенной любовью выписанная характеристика дана Дунаевским главной героине — Тоне. Девушка впервые появляется с «Песней об Одессе», написанной в традициях советской массовой песни. Более индивидуализирован образ Тони в «Песне об акации». Это перекликающийся по характеру с «Песней о дружбе» лирический вальс с задушевной мелодией, вначале спокойный, распевный, а в среднем разделе — взволнованный. Центральное место в характеристике образа занимает песня Тони на корабле, в которой героиня предстает перед нами как сильный, волевой человек, умеющий глубоко чувствовать, дерзать, и в то же время как веселая, жизнерадостная девушка. Большим успехом у слушателей пользуется комический терцет Саши, Леши и Тони. Музыка терцета — своеобразное «вечное движение»; все время повторяется один и тот же комически жалобный. умоляющий мотив: молодые моряки уговаривают Тоню признаться, кому из них она отдает предпочтение. Запоминаются песенка Чумакова о веселом гарпунере, дуэт Яши и Кати и многие другие номера и сцены этой веселой оперетты, которая уже много лет с успехом идет на сценах музыкальных театров нашей страны и за рубежом. |
Чумаков - А. Ткаченко Ольга Ивановна - Е. Савицкая Тоня Чумакова - Т. Шмыга Кораблева - A.Степанова Кораблев - М. Качалов Куприянов - В. Чекалов Лариса - И. Муштакова Наконечников - B. Алчевский Леша - Б. Витюхов Солисты, хор и оркестр Московского театра оперетты Постановка заслуженного деятеля искусств В. А. Канделаки Дирижер Г. Столяров «Белая акация» — последняя оперетта выдающегося советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского, которую он (в содружестве с драматургами Вл. Массом и М. Червинским) завершил незадолго до смерти. Оперетта насыщена яркими мелодиями. Дунаевский стремился создать произведение красочное, веселое, проникнутое радостью, светом. Спектакль «Белая акация», впервые поставленный заслуженным деятелем искусств РСФСР В. А. Канделаки 24 ноября 1955 года на сцене Московского театра оперетты, сразу же завоевал признание и любовь зрителей. Герои оперетты — наши современники, люди смелые, влюбленные в море, в свою нелегкую профессию моряков, в родной город Одессу. |