22 мин.
О сайте18 1 | Д 10725-6 1962 |
1-я СТОРОНА 1. СТРАДАНИЯ С ПЕРЕБОРАМИ 2. У НАС НЫНЧЕ СУББОТЕЯ 3. САРАТОВСКИЕ ПРИПЕВКИ И ПЕРЕБОРЫ 4. ЧАСТУШЕЧНЫЕ ПЕРЕБОРЫ 5. РАССЫПУХА 6. САРАТОВСКАЯ ПЛЯСОВАЯ 7. ЧАСТУШКИ О ГАРМОНИСТЕ 2-Я СТОРОНА 8. СЕВЕРНЫЕ НАРОДНЫЕ НАИГРЫШИ 9. ПОХВИСТНЕВСКАЯ КАДРИЛЬ 10. РУССКАЯ ПЛЯСКА (П. Чайковский) 11. СИБИРСКИЙ ПЛЯСОВОЙ НАИГРЫШ 12. ЯБЛОЧКО 13. БАРЫНЯ В. Морозов, гармонь-ливенка (I) Д. Мороховский, ложки со звонками (2) П. Акчаров, баян (2) П. Мулин В. Русскин и В. Загородное, саратовские гармоники (3) Ф. Филин, венская гармонь (4) Ансамбль пензенских гармоник (5) Г. Касатов, береста (6) В. Бурыкин, саратовская гармоника (6) Вокальный квартет и В. Буторин, гармоника (7) Ю. Казаков, баян (8) Е. Григорьев, Г. Векшин, А. Савельев и В. Горшков, баяны (9) В. Кузнецов и И. Тихонов, баяны (10) И. Боровиков и А. Трубицын, баяны (11) A. Шалаев и Н. Крылов, баяны (13) B. Кузнецов, баян (12) Русская народная инструментальная музыка богата и разнообразна. На необъятных просторах нашей Родины звучат рожки и жалейки, дудки и кугиклы, гусли и скрипки, балалайки и домры, гармоники и баяны. В основе искусства народных музыкантов лежит обычай «играть под песню», «играть под пляску». В многочисленных сольных и ансамблевых наигрышах-переборах музыканты-инструменталисты по-своему разрабатывают мелодическую и образно-поэтическую природу русской народной песни. Они обычно хорошо знают слова варьируемой песни, «следят» за этими словами, а порой по-своему их «выговаривают». Гармоника, как инструмент аккомпанирующий, а вскоре сольный и ансамблевый, начала широко и повсеместно распространяться в России с середины XIX века, в связи с ростом популярности нового жанра «песни-частушки». На основе этого жанра и ныне продолжают развиваться самостоятельные пьесы, получившие широкую известность: «Волжские страдания», «Саратовские припевки и переборы» и другие. В послевоенные годы баяны и аккордеоны—любимые сольные и ансамблевые инструменты—получили у нас массовое распространение в народных хорах, хореографических ансамблях и оркестрах народных инструментов, на музыкальной эстраде и в повседневном быту. Народные музыканты-умельцы издавна применяли музыкальные инструменты, изготовленные из подручных материалов (березовой коры—бересты, деревянных дощечек), а также гребни, ложки, колокольцы, бубенцы. Некоторые из этих «инструментов» до сих пор встречаются в популярных формах ансамблевого музицирования. На грампластинке «Саратовская плясовая» звучит в наигрыше на коре бересты, воспроизводящей пение соловья. Народная инструментальная музыка составляет неотъемлемую часть большой, многосторонней культуры русского народа. |