6 дней
О сайте5 6 | М10 44693-4 1982 |
Сторона 1 В. А. Моцарт — Ария Зарастро («Волшебная флейта», 2 д.) — 3.18 фортепиано Канцонетта Дон Жуана («Дон Жуан», 2 д.) — 2.16 М. Глинка — Ария Руслана («Руслан и Людмила», 2 д.) — 4.27 А. Серов — Воинственная песнь Олоферна («Юдифь», 4 д.) — 2.25 Р. Вагнер — Романс Вольфрама («Тангейзер», 3 д.) — 3.00 Прощание Вотана («Валькирия», 3 д.) — 3.04 П. Чайковский — Ария Гремина («Евгений Онегин», 3 д.) — 3.18 Оркестр Общества «Граммофон» п/у И. Аркадьева М. Мусоргский — Монолог Пимена («Борис Годунов», 1 д.) — 4.48 Оркестр п/у Д. Похитонова Архивные записи 1909 (1), 1908 (2, 4—7), 1907 (3), 1936 (8) гг. Сторона 2 М. Глинка — Ночной смотр (В. Жуковский) — 2.45 Оркестр Общества «Граммофон» п/у И. Аркадьева А. Рубинштейн — Волки (А. К. Толстой) — 3.19 Фортепиано Г. Маршнер — Ночная песнь странника (И. В. Гете) — 3.13 Митрофан Чупрынников и Николай Кедров, тенора Владимир Касторский и Николай Сафонов, басы А. Даргомыжский — Ночевала тучка золотая (М. Лермонтова) — 3.03 Евгения Збруева, контральто, Александр Давыдов, тенор, Владимир Касторский, бас Фортепиано А. Даргомыжский — Старый капрал (П. Беранже) — 4.03 А. Бородин — Для берегов отчизны дальной (А. Пушкин) — 3.32 А. Белецкий, фортепиано А. Аренский — Разбитая ваза (А. Апухтин) — 3.06 А. Макаров, фортепиано Архивные записи 1908 (1, 3), 1907 (2), 1909 (4), 1939 (5, 6), 1938 (7) гг. Реставратор И. Скрынник Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Белов ©«Мелодия», 1983 Всесоюзная студия грамзаписи. Архивные записи 1907—1909, 1936—1939 гг. Пластинка из серии «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Вокалисты» |
«...Мариинский театр в конце XIX века и в начале века XX имел в лице Касторского по басовой линии одного из лучших своих артистов, а в известном отношении даже и лучшего», — писал известный критик Эдуард Старк в книге «Петербургская опера и ее мастера». Но не только в Мариинском театре, а и во всей многочисленной плеяде выдающихся певцов своей эпохи Владимир Иванович Касторский занимал одно из первых мест благодаря выразительному, богатейшего тембра голосу, безупречности вокала, значительности творческих достижений. Касторский родился 2 (14) марта 1870 года в семье бедного приходского священника посада Большие Соли Костромской губернии. В детстве он пел в хорах духовного училища и семинарии Костромы, где обучался по желанию отца. Отбыв воинскую повинность, приехал в Пензу к своему двоюродному брату А. В. Касторскому, выпускнику Петербургской консерватории, работавшему хормейстером. Под его влиянием и при его помощи юноша начал серьезные занятия пением. Поставив себе целью стать оперным артистом, Касторский в 1892 году переехал в Петербург и поступил в «Бесплатный хоровой класс», организованный известным оперным певцом И. А. Мельниковым, а в 1893 году в консерваторию. Но уже после первого года занятий профессор С. И. Габель исключил его из своего класса «за безголосие и бездарность». Лишь через несколько лет, когда Касторский уже занял ведущее положение в Мариинском театре, выдающийся педагог признал свою ошибку, выразив Касторскому сожаление по поводу прошлого инцидента. Изгнанный из консерватории, в поисках средств к существованию Касторский примкнул к «товариществу», созданному малоимущими студентами консерватории под руководством артиста Н. М. Шампаньера для поездок по провинциальным городам с оперными спектаклями. В этой труппе и состоялся сценический дебют будущего выдающегося певца. 8 декабря 1894 года в Пскове Касторский исполнил партию Свата в «Русалке», затем Гудала в «Демоне», Монтероне и Спарафуччиле в «Риголетто» и, наконец, партию Гремина в «Евгении Онегине», ставшую впоследствии одной из лучших в его репертуаре. 19 февраля 1895 года в г. Холме Касторский впервые выступил в концерте, получив доброжелательный отзыв в местной печати. В следующем сезоне певец продолжил гастрольные поездки по провинции с той же труппой и спел такую ответственную партию, как Мефистофель в «Фаусте». Но неожиданно в декабре 1895 года он заболел и был вынужден прервать гастроли. С большим трудом вернувшись в родные места, Касторский в отчаянии уже решил было бросить сцену, но обстоятельства наконец начали ему благоприятствовать. Местный фабрикант и меломан Н. М. Красильщиков, сам певец с хорошим голосом и вокальной школой (он обучался в Италии), пригласил. Касторского регентом в свой хор и стал с ним заниматься, что скоро принесло великолепные результаты. Красильщиков верил в будущего певца даже после его неудачных проб в Мариинский и Большой театры в 1897 году и, справедливо считая причиной неудач отсутствие навыка петь с большим оркестром, устроил Косторского в Киевскую антрепризу И. Я. Сетова. В Киеве Касторский кроме партий второго плана пел Мефистофеля («Фауст»), Мельника («Русалка»), Гремина («Евгений Онегин»), участвовал в концертах. В апреле 1898 года он снова отправился на пробу в Мариинский театр. На этот раз он удостоился похвалы дирижера Э. Направника, а на оркестровой пробе ему аплодировали не только слушатели, но и музыканты оркестра. С 1 сентября 1898 года Касторский становится солистом театра. Его дебют в партии Жреца («Рогнеда» А. Серова) был не совсем удачен, и настоящий успех пришел к певцу лишь после исполнения роли Златогора в «Пиковой даме» П. Чайковского. Весь пластический рисунок этой роли артист по собственной инициативе тщательно отделал с известным танцовщиком и балетмейстером Н. Г. Легатом. Свой первый сезон на большой сцене Касторский закончил партией Гремина. В следующем сезоне он исполнил партии Капеллана в премьере оперы Ц. Кюи «Сарацин», князя Верейского в «Дубровском», Светозара и Руслана в «Руслане и Людмиле». В роли Руслана он проявил себя вдохновенным певцом и прекрасным актером. 26 декабря 1900 года Касторский впервые спел партию Вотана в «Валькирии» Р. Вагнера с участием Фелии Литвин и Ивана Ершова и с этого времени был справедливо причислен к блистательному ансамблю исполнителей вагнеровского репертуара в Мариинском театре. Под управлением Направника, Блуменфельда, Коутса, а также дирижеров-гастролеров А. Никиша и Ф. Мотля Касторский выступал во многих вагнеровских ролях — Герольда и короля Генриха в «Лоэнгрине», Вотана, Странника и Хагена в цикле «Кольцо Нибелунга», Ландграфа в «Тангейзере», короля Марка в «Тристане и Изольде». В этих партиях проявилось высокое артистическое искусство Касторского — мастера выразительного кантиленного пения, богатством тембровых красок своего голоса создавшего яркие эпические образы. Следует отметить, что выдающийся певец легко справлялся как с басовой, так и с баритоновой тесситурой. Безупречное вокальное и сценическое мастерство отличало Касторского во всех 43 партиях русских и зарубежных опер, исполненных им в Мариинском театре (впоследствии— Ленинградском Государственном Академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова). В таких ролях, как Гремин и Руслан, Мельник и Сусанин, Пимен и Досифей, Сен-Бри и Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера), Лоренцо («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно) и Нилаканта («Лакме» Л. Делиба) он в свое время не знал соперников. Певец был первым исполнителем партий Гусляра в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова (1907 г.) и Гринева в «Капитанской дочке» Ц. Кюи (1911 г.). Касторский был известен и как первоклассный камерный певец, вдохновенный и глубокий интерпретатор романсов Глинки и Даргомыжского, Бородина и Чайковского. Вместе с артистами Н. Н. Кедровым, М. М. Чупрынниковым, Н. М. Сафоновым он организовал вокальный квартет, который привлекал внимание совершенством ансамбля и широтой репертуара. Квартет снискал огромную популярность на родине и за рубежом. Его концерты в Европе (1907—1910 гг.), пропагандировавшие русскую музыку и народную песню, проходили с сенсационным успехом. Например, английские газеты «Морнинг пост» и «Дейли телеграф» писали в июне 1910 года: «Этот квартет превосходит все лучшие квартеты Великобритании»; «...хотелось бы еще слушать эти славянские напевы, которые так мало известны в Англии и в которых так много красоты и обаяния». В концертах квартета Касторский выступал и в качестве солиста, и пресса всегда отмечала его исключительный голос и благородство исполнительской манеры. Кроме зарубежных камерных концертов, Касторский был участником оперных спектаклей в «Русских сезонах» С. П. Дягилева в Париже (1907—1908 гг.), а в 1922— 1924 годах выступал на сценах Риги, Праги, Берлина, Харбина. Касторскому были свойственны высокая гражданственность и патриотизм. Еще в годы первой русской революции он организовал концерт «в пользу семейств пострадавших рабочих» (10 декабря 1905 года), а во время Великой Отечественной войны выступал в осажденном Ленинграде, перед отправлявшимися на фронт бойцами, в госпиталях г. Иваново, где находился в эвакуации. С искусством певец не расставался до последних дней. В 1940 году, уже в семидесятилетнем возрасте, он поразил слушателей исполнением партии Златогора в «Пиковой даме» на декаде мастеров искусств Ленинграда в Москве, в том же году пел короля Генриха в концертной постановке «Лоэнгрине». Артист вел вокальный класс в театре им. С. М. Кирова, концертировал, незадолго до смерти записал для Ленинградского радио программу из оперных арий и романсов. Скончался Владимир Иванович Касторский 2 июля 1948 года. Редкой красоты и огромного диапазона голос Касторского, пластичный и выразительный, напоминающий звучание виолончели в руках первоклассного музыканта, сохранен на многочисленных (свыше 150) грампластинках. К сожалению, большинство из них создано в годы, когда техника звукозаписи была еще недостаточно совершенна. В 1901 —1909 годах Касторского записывала фирма «Граммофон», в 1904—1911-м — фирма «Пате». В 1924 году певец сделал четыре записи в Берлине для фирмы «Вокс». В 1925—1939 годах было осуществлено несколько записей Касторского в Москве и Ленинграде для пластинок «Грампласттреста» и «Ленмузтреста». В настоящее время ряд старых записей артиста выпущен в Англии, Канаде и США. Ю. Перепелкин |