2 дня
О сайте1 | MEL DVD 70 02322 |
Опера в трех действиях, 15 картинах Либретто Альбана Берга по драме Георга Бюхнера «Войцек» Воццек – Георг Нигль Мари – Марди Байерс Капитан – Максим Пастер Доктор – Петр Мигунов Тамбурмажор – Роман Муравицкий Андрес – Роман Шулаков Маргрет – Ксения Вязникова Первый подмастерье – Валерий Гильманов Второй подмастерье – Николай Казанский Сумасшедший – Леонид Виленский Сын Мари – Александр Несповитый Оркестр и хор Большого театра Хормейстер – Валерий Борисов Музыкальный руководитель и дирижер – Теодор Курентзис Постановка и сценография – Дмитрий Черняков Постановка Большого театра Запись в HD формате произведена в Большом театре, ноябрь 2010 г. Продюсер ФРАНСУА ДЮПЛА Режиссер видеозаписи ЭНДИ СОММЕР БОНУС: Интервью с Дмитрием Черняковым, Теодором Курентзисом, Георгом Ниглем и Марди Байерс (23 мин.) Общее время: 135 мин. / Изображение: цветное, 16/9, 2 DVD 9 NTSC / Звук: PCM стерео, 5.1 Dolby Digital / Субтитры: Рус. / Англ. / Нем. / Франц. / Исп. / Буклет на русском и английском языках Производство Государственного академического Большого театра России, Москва / Бель Эр Медиа / Mezzo при участии France Télévisions и поддержке Национального центра кинематографии, Франция. Невероятно, но очень по-русски: «Воццек» Альбана Берга никогда не шел в Москве вплоть до появления этого исторического спектакля Большого театра, который зимой 2010 г. так удачно и дальновидно «поймала» команда Энди Соммера (реж. записи). И в остальной стране дело обстояло не лучше: по соображениям идеологической цензуры и вследствие равнодушия администрации эта опера ни разу не ставилась со времени первой постановки в Санкт-Петербурге в 1927 г. (Берг присутствовал), последовавшей через два года после берлинской премьеры. Со свойственным ему радикальным подходом московский режиссер Дмитрий Черняков внес необходимые поправки, переведя часы вперед. «Невозможно рассказывать историю такого рода, не меняя ее социального контекста, не адаптируя к реалиям сегодняшнего дня отживший образ солдата низкого происхождения или парии», – защищается этот заядлый нарушитель порядка в бонусном интервью к записи оперы. Сценография, автором которой является сам Черняков, порой превращает казарму в современный многоквартирный дом с множеством «безымянных» окон. Создающийся эффект заточения и пустоты, «бригадности» и беспомощности этого существования как нельзя более пугающий. Не только Бюхнер, автор пьесы, и не только Берг, написавший либретто по ней, должны были перевернуться в своих могилах, но также и Маркс с Лениным в своих мавзолеях. Мы же, однако, склонны признать себя побежденными после того, как выказывали свое недовольство Черняковым и его неуместными переделками в моцартовском «Дон Жуане» на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2010 г. или в «Диалогах кармелиток» Пуленка в мюнхенской Опере. На сей раз мы безоговорочно встаем на сторону этого чрезвычайно современного «Воццека». Ледяное совершенство каждого образа, отточенная геометрия каждой картины, вырезанной и поданной, словно заставка к видеоигре, еще более усиливают ощущение подчеркнутой Бергом «человеческой бесчеловечности». Что касается двух главных персонажей – Воццека и его любовницы Мари, матери их общего ребенка, Черняков обнажает их бездонные глубины и безжалостно окружает их крушение поистине самоубийственным одиночеством. Он, этот господин Как все, бесцветный и беспокойный, опасный своей внутренней пустотой. Она, пышная девица, терзаемая желанием и бездельем, проституирующая от отчаяния. «Wir, arme Leute» («Мы, бедные люди»), – сетует Воццек – «мы другие, бедные люди». Настоящая бедность этих фальшивых пролетариев состоит в эмоциональной недостаточности, в скудости их чувств. Под управлением стоявшего за пультом московского оркестра Теодора Курентзиса, насытившего исполнение множеством оттенков, музыка Берга зазвучала горячо и совершенно восполнила присущий ей дефицит звукового богатства и сострадательного начала. |