13 час.
О сайте6 7 | М60 49711 009, R60 00869-70 Русский диск 1991 |
Сторона 1 СЕРДЦЕ (И. Дунаевский — В. Лебедев-Кумач) — 2.43 МИША (музыка и слова Г. Вильнова) — 2.58 СКУЧНО (С. Влади — П. Лещенко) — 3.00 КАПИТАН (И. Дунаевский — В. Лебедев-Кумач) — 3.25 РЮМКА ВОДКИ (М. Марьяновский) — 2.55 У САМОВАРА (Ф. Квятковская) — 2.56 САШКА (М. Хольм — А. Альбин) — 3.12 Сторона 2 БЕЛЛОЧКА (О. Строк — П. Лещенко) — 3.10 СПОЙ НАМ, ВЕТЕР (И. Дунаевский — В. Лебедев-Кумач) — 2.47 ВИНО ЛЮБВИ (М. Марьяновский) — 2.52 БЛИНЫ (М. Марьяновский) — 2.36 ДРУЗЬЯ (П. Лещенко) — 2.53 АЛЕША (Г. Короглас) — 2.56 ТУМАННО НА ДУШЕ (Е. Скляров) — 3.26 При переписи использованы пластинки из колллекции Леонида Григорьевича Качурина Реставратор Е. Дойникова. Редактор В. Рыжиков. Фото П. Шегерян. Художник С. Данилов |
Слушатели предшествующих пяти дисков песен в исполнении Петра Лещенко уже знакомы с основными вехами его творческого и жизненного пути. Коллега и близкий знакомый артиста рижанин Константин Тарасович Сокольский (1904 — 1991) по просьбе меломанов изложил о нем свои воспоминания, с которыми любезно познакомил и авторов этих строк. Это одно из немногих Ценных свидетельств непосредственного очевидца взлета легендарной популярности П.К. Лещенко. Весной 1930 года в Риге появились афиши, извещающие о концертах в Дайлес театре по ул. Романовской, 37 танцевального дуэта Петра и Зины Лещенко. Дебют имел успех у рижан, паузы между балетными номерами Петр заполнял исполнением романсов под гитару в цыганском костюме. Вскоре стало известно, что Зина — выпускница парижской балетной школы, уроженка Латвии Зинаида Жени Закит. Жили супруги в доме ее родителей по ул. Гертрудес, 27, их стали приглашать на званые вечера рижские меценаты. В небольших гостиных в интимной обстановке пение Петра Лещенко награждалось дружными аплодисментами. Им и заинтересовался композитор и поэт Оскар Строк. Через некоторое время танцевальный дуэт распался (Зина ждала ребенка), и Петр стал искать возможности реализовать себя в качестве певца. В этом деле ему оказали активное содействие автор популярных песен Оскар Строк и местные меценаты. Первые выходы Петра Лещенко на подмостки больших концертных залов в Риге и Лиепае успеха не имели: его голос не отличался громкостью и слабо-прослушивался в задних рядах (в ту пору еще пели без микрофонов с усилителями). Тогда было решено организовать его концерт в малой аудитории с хорошей акустикой. Для этой цели было выбрано уютное кафе «А.Т.» на Известковой улице старой Риги, где ставились эстрадные программы и играл небольшой оркестр под управлением виртуозного скрипача Герберта Шмидта. Две недели Герберт Шмидт репетировал с Петром Лещенко репертуар Оскара Строка. Первое же выступление было триумфальным. Певцу был предложен ангажемент на продолжение концертов в кафе «А.Т.» с его участием. Тогда же, в 1930 году, Петр Лещенко напел на пластинки германской фирмы «Парлофон» первые песни в своем исполнении (из 10 пробных фонограмм для тиражирования было отобрано 4). Кроме репертуара Оскара Строка, певец стал успешно популяризировать эстрадные песни на музыку и стихи еще одного рижанина — Марка Марьяновского. Стал сочинять песни и сам исполнитель. Разъезды Петра Лещенко уже в качестве песенного солиста по Латвии, Югославии, Румынии завершились обретением постоянного места жительства в Бухаресте, где в 1933 году он вместе с компаньонами открыл на ул. Брезоляну, 7 кафе-ресторан «Наш домик». Сюда съехалось все семейство Лещенко: из Риги супруга с сыном Игорем, из Кишинева мать с отчимом и две сестры артиста — Валентина и Екатерина. Коммерческие дела в «Нашем домике» пошли настолько успешно, что уже в 1935 году в центре румынской столицы на проспекте Виктория возник большой комфортабельный ресторан «Лещенко». Петр Лещенко заключил в Бухаресте долгосрочный контракт с румынским филиалом американской фирмы «Колумбия» и напел там основную часть своих пластинок. Кроме того, он регулярно ездил в Ригу записывать свое пение в фирме «Беллаккорд Электро». Его лирический баритон оказался на редкость фоногеничным. Недаром Федор Шаляпин назвал его «пластиночным певцом». Ресторан «Лещенко» обладал популярной притягательностью для русских и румын-«бессарабцев». Зина вместе с сестрами Петра организовала хореографический ансамбль «Трио Лещенко». Но, разумеется, основным «гвоздем программ» были выступления хозяина заведения в сопровождении эстрадного оркестра в составе в среднем из 6 — 10 музыкантов. В разное время руководили этим оркестром Жорж Ипсиланти, Николай Черешня, Анатолий Альбин. Петр Лещенко начиная с 1930 года поддерживал приятельские отношения со своим коллегой по эстраде Константином Сокольским. Последний раз они виделись в Бухаресте в начале 1937 года при весьма знаменательных обстоятельствах. Гастрольная поездка К.Т.Сокольского совпала с приездом в румынскую столицу Ф.И.Шаляпина. После концерта оперного корифея в пассаже «Эфория» на бульваре Элизабет был организован банкет в его честь в ресторане «Лещенко». . Когда К.Т.Сокольский представился Ф.И.Шаляпину, то услышал от него: «Мне дорог каждый певец, который здесь пропагандирует и утверждает русское искусство». М.И. Мангушев, Б.Л. Котлярчук |
Этикетка 1-ой стороны (Мелодия / Русский Диск) |
Этикетка 2-ой стороны (Мелодия / Русский Диск) |