5 дней
О сайте6 4 | М10 42383-4 1980, дата записи: 1949 - 1952 гг. |
М10 42383-4 ХРИСТОВ Борис, бас А. КАЛЬДАРА (1671–1736) 1. Come Raggio Di Sol – 3:06 В.А. МОЦАРТ (1756–1791) 2. Ария Лепорелло («Дон Жуан», 1 д.) – 5:30 ДЖ. ВЕРДИ (1813–1901) 3. Ария Прочиды («Сицилийская вечерня», 3 д.) – 4:02 4. Ария Филиппа II («Дон Карлос», 3 д.) – 9:10 Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844-1908) 5. Монолог Юрия Всеволодовича («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 3 д.) – 4:20 А. БОРОДИН (1833-1887) 6. Для берегов отчизны дальной (А. Пушкин) – 3:26 7. Спящая княжна (А. Бородин) – 4:40 М. МУСОРГСКИЙ (1839-1881) 8. Горними тихо летела душа небесами (А.К. Толстой) – 3:07 9. Дуют ветры, дуют буйные (А. Кольцов) – 4:50 10. Полководец (А. Голенищев-Кутузов) – 4:10 11. Монолог Досифея («Хованщина», 5 д.) – 6:16 На русском (5–11) и итальянском (1–4) языках Джералд Мур, фортепиано (1, 6–10) Лондонский оркестр «Филармония» Дирижеры: Вильгельм Шюхтер (2 ,3, 5), Герберт фон Караян (4), Исай Добровейн (11) Архивные записи 1949-1952гг. Реставратор Н. Терпугова. Редактор П. Грюнберг Художник Б. Белов Зак. 299—О—25800 |
Болгарский бас Борис Христов известен как «самый верный последователь Шаляпина». И хотя эти слова далеко не полностью характеризуют выдающегося певца, в них есть значительная доля истины. Действительно, после смерти Шаляпина и до появления на международной оперной сцене Николая Гяурова среди басов, пожалуй, не было исполнителя столь яркого и близкого по творческим устремлениям к искусству великого русского артиста, как Борис Христов. Но никогда, даже в самых «шаляпинских» партиях (Борис Годунов, король Филипп и др.), он не был эпигоном Шаляпина. Христов навсегда вошел в историю вокального искусства как певец, искавший гармонию вокального и сценического образов, замечательный вокалист, обладавший исключительно богатым и красивым голосом, выдающийся исполнитель камерной музыки. Христов родился в 1918 году в Пловдиве (ряд изданий приводит другую дату — 1914 год). В юности он не рассчитывал на карьеру оперного певца, но огромная любовь к музыке и пению привела его в полупрофессиональный хор. Здесь его исключительные вокальные данные и большая музыкальность не могли остаться не замеченными. Б 1942 году Христов отправляется в «оперную Мекку», в Милан, где становится учеником знаменитого баритона Риккардо Страччиари, которому обязан своей замечательной вокальной школой. В 1946 году в Риме состоялись дебюты певца: сначала в концерте, а затем в партии Коллена («Богема» Дж. Пуччини) на сцене театра «Арджентина». Необычайные достоинства молодого баса позволили ему уже в следующем сезоне дебютировать в театре «Ла Скала» в ответственейших партиях Бориса и Пимена («Борис Годунов»), Через два года Христов впервые поет в Нью-Йорке на сцене «Метрополитен опера»; в том же 1949 году выходят и первые грампластинки артиста, которые сделали его имя известным буквально во всех., уголках земного шара. Уже в начале сценической деятельности Христов зарекомендовал себя как лучший на западе исполнитель партий в русских операх. Благодаря ему были осуществлены постановки опер Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, вновь пробудился к ним интерес слушателей. Заслужить такой успех в аудитории, которая еще помнила Шаляпина, само по себе явилось огромным достижением, Но, Христову принадлежит также честь быть первым зарубежным певцом, записавшим на грампластинки партии Бориса Годунова и Ивана Сусанина. В записи «Бориса Годунова» (осуществленной в 1953 году под управлением Исая Добровейна и при участии Николая Гедды) Христов исполнил также партии Варлаама и Пимена. Десятилетие спустя артист снова спел все три партии в новой записи «Бориса Годунова» под управлением бельгийского дирижера Андре Клюитенса. Дважды Христовым были записаны и еще две «коронные» басовые партии: короля Филиппа II в «Дон Карлосе» Дж. Верди и Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно. Эти записи во многом остаются образцовыми и по сей день. Христов пел многие партии итальянского репертуара, в том числе и в операх, возрожденных после долгого забвения. Среди них граф Робинсон в «Тайном браке». Д. Чимарозы, Захария в «Навуходоносоре», Прочида в «Сицилийской вечерне», Аттила в одноименной опере Дж. Верди, Мефистофель в опере А. Бойто. Артист выступал в операх Монтеверди («Коронация Поппеи») и Глюка. Он исполнял также партии в некоторых русских операх, до него неизвестных зарубежным слушателям (Кочубей в «Мазепе» П. Чайковского, Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова и ряд других). Наконец, Христов буквально открыл для западной публики богатейший мир русского романса, исполнив и частично записав на пластинки произведения А. Бородина, М. Мусоргского, А. Даргомыжского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова. Иногда певец выступал и в несвойственном для баса итальянской школы амплуа, например, пел Пизарро в «Фиделио» Л. Бетховена или партию баритона в «Немецком реквиеме» И. Брамса. За четверть века, что продолжалась исполнительская карьера Христова, его голос звучал в театрах и концертных залах Италии и Англии, Франции и США, Австрии и Аргентины, многих других стран мира. В последние годы артист почти не выступает на сцене. Он по-прежнему часто бывает на родине, в Болгарии. Здесь им записана и последняя пластинка, посвященная русской музыке. В настоящем издании искусство Бориса Христова представлено записями, в основном не известными советским слушателям, не типичными для замечательного певца и артиста. |