6 дней
О сайте7 5 | М10 44979 004 1983 |
Сторона 1 М. ГЛИНКА (1804—1857) Ария Руслана («Руслан и Людмила», 2 д.) — 3.08 Трио Антониды, Собинина и Сусанина — 3.04. Ария Сусанина — 3.09 («Иван Сусанин», 2 д., 4 д.) М. МУСОРГСКИЙ (1839—1881) Сцена Досифея («Хованщина», 5 д.) — 2.45 Монолог Пимена — 2.53. Рассказ Пимена — 3.22 («Борис Годунов», 1 д., 4 д.) Дж. РОССИНИ (1792—1868). Ария Базилио («Севильский цирюльник», 1 д.) — 3.03 Ш. ГУНО (1818—1893). Дуэт Фауста и Мефистофеля («Фауст», пролог) — 2.39 Сторона 2 Р. ШУМАН (1810—1856). Я не сержусь, из вокального цикла «Любовь поэта», соч. 48 № 7 (Г. Гейне) — 2.30 Ж. MACCHE (1842—1912). Серенада Дон Кихота («Дон Кихот») — 2.40 Э. АЛЬНЕС (1872—1932). Последний рейс, соч. 17 № 2 (Г. Фергеланд, перевод М. Слонова) — 3.00 А. ДАРГОМЫЖСКИЙ (1813—1869). Ночевала тучка золотая (М. Лермонтов) — 2.20 Ф. КЕНЕМАН (1873—1937). Как король шел на войну, соч. 7 № 6 (М. Конопницкая, перевод А. Колтоновского) — 3.05 М. МУСОРГСКИЙ (1839—1881). Песня о блохе (И. В. Гете, перевод А. Струговщикова) — 2.47 М. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (1859—1935) Песня Старого бурша («Ася», 2 д.) — 3.05 Лучинушка, русская народная песня — 2.33 Ю. БЛЕЙХМАН (1868—1909). Курган, соч. 26 № 1 (А. К. Толстой) — 2.42 МАРИЯ ЦЫБУШЕНКО, сопрано (2, 12) НИКОЛАЙ РОСТОВСКИЙ, тенор (2, 8, 12) ХОР (4) Оркестр (1, 3—7, 10). Фортепиано (2, 8, 9, 11—15, 17) Архивные записи: 1, 4, 6, 19 — 1913; 3, 5, 7, 10, 16, 17 — 1904; 2, 8, 11—15 — 1908 гг. Реставраторы: Н. Морозов, И. Скрынник. Редактор: П. Грюнберг Художник Б. Белов © «Мелодия», 1983 Всесоюзная студия грамзаписи Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Типография АЗГ Из серии «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Вокалисты» |
В 1914 году в статье «Русский сезон в Париже» Анатолий Васильевич Луначарский писал: «...Бесконечны были овации, устроенные г. Петрову, голос которого напоминает прекрасную мягкость шаляпинского тембра, но в то же время мощью своей превосходит те ресурсы, которыми сейчас располагает великий певец». Это было сказано об овациях парижан Василию Родионовичу Петрову, знаменитому басу, выдающемуся певцу, бессменному (в течение тридцати пяти лет) солисту Большого театра. Петров обладал редким по силе и красоте голосом огромного (до трех октав) диапазона, ему были присущи высокая музыкальность, безукоризненная художественная интуиция. Певец с уникальным голосом и вокальной техникой, Петров давал современникам повод для сравнения с великим Шаляпиным, вместе с которым неоднократно выступал в Москве и за рубежом в одних спектаклях. Сам Шаляпин однажды на репетиции признался: «Петров имеет вокальные возможности куда лучше, чем мои». К оперной сцене В. Р. Петров не пришел, а буквально пробился через многие трудности и невзгоды. Сын бедного сельского портного, Петров родился 28 февраля (2 марта) 1875 года в слободе Алексеев-ка в Харьковской губернии и впервые приобщился к музыке в хоре, в который его принял за звонкий дискант и отличный слух В. И. Копьев, совмещавший обязанности директора школы, где учился Петров, с работой церковного регента. По окончании школы Петров работает подмастерьем у слесаря, покупает скрипку и берет уроки у случайно оказавшегося в Алексеевке музыканта. В 1891 году он поступает в Волчанскую учительскую семинарию, работает писарем в земской управе города Змиева и продолжает упорно заниматься музыкой. Юноша уже достиг серьезных успехов, когда в результате перелома пальца вынужден был прекратить занятия. Почувствовав, что у него крепнет низкий сильный, голос, Петров по настоянию друзей уезжает в Харьков, где его сразу же принимают в церковный хор. Затем потянулись годы в хорах Харькова, Таганрога, Ростова-на-Дону. Петров настойчиво ищет возможность серьезно заняться пением. Сначала ему не везет: известный в прошлом тенор и педагог Е. К. Ряднов, отказывается с ним заниматься, найдя его голос непригодным для оперной сцены. Но в музыкальной среде в Ростове были другого мнения о вокальных возможностях Петрова, его убеждают ехать в Москву. В сентябре 1898 года его принимает директор Московской консерватории В. И. Сафонов и, лично прослушав, сразу же зачисляет в состав студентов со стипендией. Единственным педагогом Петрова был А. И. Барцал, по классу которого он и окончил консерваторию 18 мая 1902 года. Но известность молодого певца началась еще раньше, благодаря его участию в традиционных весенних спектаклях, ставившихся силами студентов консерватории в Большом театре. 24 апреля 1899 года Петров впервые вышел на сцену Большого театра в небольшой роли второго узника в бетхо-венском «Фиделио», а в следующем году, 16 и 23 апреля, исполнил партию Фальстафа в «Виндзорских проказницах» О. Николаи (в этих спектаклях партию миссис Форд исполняла А. В. Нежданова, также студентка консерватории). 16 декабря 1900 года Петров участвует в экстренном музыкальном вечере в память основателя консерватории Н. Г. Рубинштейна, 1 декабря 1901 года — в первом исполнении в Москве кантаты Н, А. Римского-Корсакова «Песнь о вещем Олеге» под управлением В. И. Сафонова, 6 декабря вместе с А. В. Неждановой солирует в одной из кантат И. С. Баха, 2 февраля 1902 года исполняет (также вместе с А. В. Неждановой) соло в финале Девятой симфонии J], Бетховена, 29 марта под управлением В. И. Сафонова солирует в моцартовской редакции «Мессии» Г. ф. Генделя, впервые исполнявшейся в Москве. 5 апреля 1902 года Петров и Нежданова выступают на сцене Большого театра в «Похищении из сераля» B. А. Моцарта. После блестящего исполнения партии Осмина Петров подписывает контракт с дирекцией Большого театра, по которому становится солистом с 1 августа 1902 года. Когда 13 мая 1902 года Петров сдал выпускной экзамен, в его «активе» было уже девять оперных партий, в том числе такие ответственные, как Иван Сусанин в опере М. Глинки, Мельник в «Русалке» А. Даргомыжского, Мефистофель в опере Ш. Гуно «Фауст», Рамфис в «Аиде» Дж. Верди. 6 сентября 1902 года Петров впервые, уже как солист Большого театра, исполнил партию Мельника. Ему сразу же доверили обширный репертуар — только до конца своего первого сезона Петров исполнил восемнадцать партий в русских и зарубежных операх, и молодой артист занял ведущее положение в труппе, располагавшей великолепными басовыми голосами C. Р. Власова, С. Е. Трезвинского. В Большом театре Петров встретился и с Ф. И. Шаляпиным. Еще будучи студентом, в 1899 году ему довелось заменить заболевшего Шаляпина в роли Досифея («Хованщина» М. Мусоргского) в частной опере С. В. Мамонтова, а теперь последовали совместные работы двух великих артистов. Украшением репертуара Большого театра стали спектакли с их участием: «Борис Годунов» М. Мусоргского (Борис — Шаляпин, Пимен — Петров), «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова (Грозный — Шаляпин, Токмаков — Петров), «Князь Игорь» А. Бородина (Галицкий — Шаляпин, Кончак — Петров) и ряд других. По очереди Петров и Шаляпин выступали в роли Сусанина, причем в исполнении каждого из них этот образ раскрывался по-разному. Прекрасны были голос и актерское мастерство Петрова в партиях Руслана («Руслан и Людмила» М. Глинки), Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта) и многих других. В Большом театре Петров работал с такими выдающимися дирижерами, как И. К. Альтани, С. В. Рахманинов, позднее В. И. Сук, Н. С. Голованов. И все они признавали искусство певца безукоризненным образцом во всем аспектах мастерства. С блеском Петров выступал и на сцене Мариинского театра (Генрих Птицелов в «Лоэнгрине» Р. Вагнера, Мельник в «Русалке»), куда приглашался как гастролер. Э. Ф. Направник, а также А. Никиш были в восторге от Петрова. Позднее, когда Никиш руководил постановкой «Лоэнгрина» в Большом театре, великий дирижер для роли короля Генриха пригласил Петрова, разделившего успех этого знаменитого спектакля с Л. Собиновым, А. Неждановой, Л. Балановской. Всего на сцене Большого театра артист исполнил семьдесят восемь партий, из них сорок восемь — в операх русских и советских композиторов. Опера всегда была основной сферой творчества Петрова, но его концертная деятельность, начавшаяся еще в годы студенчества, также значительна. Петров уже в 1902 году принял участие в рубинштейновских торжествах в Петербурге и впоследствии регулярно выступал с камерными программами. Певец с интересом встречал появление новых произведений. Ряд романсов Рахманинова, Ипполитова-Иванова, Глиэра, Василенко исполнялся им по авторским рукописям. Нередко выступал он и в симфонических концертах, в частности Петров считался одним из лучших исполнителей соло в финале Девятой симфонии Бетховена, где ему доводилось выступать с Неждановой, Збруевой и Собиновым. 16 февраля 1913 года Петров с огромным успехом исполнил партию Иисуса в «Страстях по Матфею» И. С. Баха, поставленных в Москве под управлением М. М. Ипполитова-Иванова. «...Конечно, должны ее петь Вы — наш лучший российский бас. Это произведение Баха — величайшее произведение музыкальной литературы — исполняется в России в первый раз. ...И будет это праздником. А где праздник, там без Василия Родионовича не обойдется» — так приглашал Ипполитов-Иванов певца на знаменательную премьеру. Несмотря на занятость в Большом театре, Петров постоянно гастролировал как оперный певец и с концертами в городах России. В 1915 году во время турне (Киев — Воронеж — Курск) ему удалось наконец выступить в 'роли Бориса Годунова, о которой он мечтал. В 1909 году Петров впервые выступил за границей — на сцене берлинской «Кроль-опера». В 1912 году артист исполняет партию Пимена в Монте-Карло в спектаклях с Шаляпиным в заглавной роли. В 1914 году Петрова приглашает С. П. Дягилев, и он выступает в Париже и Лондоне, снова как партнер Шаляпина в «Борисе Годунове», «Хованщине» и «Псковитянке», а также с колоссальным успехом исполняет роль Додона в «Золотом петушке» Н. Римского-Корсакова. Кроме того, в Париже Петров принял участие в концерте в пользу русской революционной эмиграции. С 1921 года, после того как артист в результате перенесенной малярии и наступившей затем атрофии мышц обеих ног с трудом мог исполнять свои обязанности, дирекция Большого театра старалась его не перегружать. Петров буквально героически перенес эту трагедию, учился ходить при помощи протезов и не только выступал еще пятнадцать лет, но и включил в свой репертуар несколько новых ролей в операх советских авторов. Так, он исполнил партию короля Треф в премьере оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» 17 мая 1927 года, а в 1930 году участвовал в премьерах «Прорыва» С. Потоцкого и «Алмаст» А. Спендиарова. В 1924 году, когда артист был на лечении в Мюнхене, он дал там несколько концертов, имевших триумфальный успех. Пресса сравнивала Петрова с любимцем публики баритоном Йозефом Шварцем. Перед своим отъездом из Германии артист дал пространное интервью об оперном театре в Советской России. На вопрос — согласился бы он остаться за границей, он ответил: «Никогда! Я скучаю по России, по русской сцене и без нее не могу жить». В последние годы жизни певец большое внимание уделял передаче своего огромного опыта творческой молодежи. В 1925—1929 годах Петров был руководителем оперной студии К. С. Станиславского. В 1935— 1937 годах возглавлял Оперную студию Большого театра, преподавал в музыкальном техникуме имени Глазунова. Свои концертные поездки артист совмещал с поисками талантливой молодежи на периферии. А в 1936 году он совершил специальную поездку по городам Украины с целью развития художественной самодеятельности и превращения лучших талантов в профессионалов. В 1933 году артист был удостоен звания народного артиста РСФСР. В июне 1936 года Петров в последний раз выступил на сцене Большого театра (Собакин в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова). Скончался выдающийся певец в Москве 4 мая 1937 года. Записи В, Р. Петрова в основном выполнены в 1902 — 1915 годах второстепенными фирмами начала века; слабый технический уровень самих записей ухудшается еще и плохим прессованием пластинок. Лучшие из записей Петрова сделаны французской фирмой «Пате», большая часть записей принадлежала фирмам «Бека», «Сирена» и «Русскому акционерному обществу граммофонов» — РАОГ. Всего Петровым записано свыше сорока произведений. Несмотря на техническую «архаику», записи артиста дадут возможность внимательному слушателю составить достаточное представление об одном из лучших голосов первой четверти нашего столетия. Ю. Перепелкин |