6 дней
О сайте4 1 | Д-19471-2 1967 |
Ария Руслана («Руслан и Людмила», 2 д.— М. Глинка); Каватина Алеко («Алеко» — С. Рахманинов); Ариозо Ланчотто («Франческа да Римини» — С. Рахманинов); Ария Пугачева и сцена предательства («Емельян Пугачев», 4 д.— М. Коваль); Ария Тараса («Семья Тараса», 4 карт.—Д. Кабалевский); Ариозо Суворова («Суворов», 2 д.—С. Василенко) Оркестр Большого театра СССР, дирижеры: А. Мелик-Пашаев (1); Н. Голованов (2); С. Самосуд (3); С. Горчаков (4, 5); А. Гаук (6, 7) Оркестр ВРК Дирижер С. Самосуд (3); |
Д-19471-2. А.С.Пирогов (1899-1964). Арии из опер 01 01.Ария Руслана (Руслан и Людмила, 2 д. 3 к.) (М.Глинка) 02.Каватина Алеко (Алеко) (С.Рахманинов) 03.Ариозо Ланчотто (Франческа да Римини, 2 к.) (С.Рахманинов) 02 04.Ария Пугачёва (Емельян Пугачёв, 4 д. 1 к.) (М.Коваль) 05.Сцена предательства (Емельян Пугачёв, 4 д. 1 к.) (М.Коваль) 06.Ария Тараса (Семья Тараса, 4 к.) (Д.Кабалевский) 07.Ариозо Суворова (Суворов, 2 д.) (С.Василенко) Оркестр Большого театра СССР, дирижёры: А.Мелик-Пашаев (1); Н.Голованов (2); С.Самосуд (3) Оркестр ВР, дирижёры: С.Горчаков (4,5); А.Гаук (6,7) |
Выдающийся русский артист Александр Пирогов родился на Оке в крестьянской семье, в селе Новоселки Рязанской губернии. Здесь он вырос, с детства полюбил родную природу и родную песню, широкую и раздольную. Четверо его братьев обладали могучими басами. Среднему из них—Григорию Пирогову удалось добиться успеха на профессиональной сцене: он стал известным певцом Большого театра, где славные его традиции позднее продолжил Александр Пирогов. Как и старший брат, он наделен был от природы мощным голосом, широкой певучей душой, неудержимым темпераментом и чудесным даром актерского перевоплощения. Творческая деятельность Александра Пирогова началась вскоре после Революции, Окончив Московское филармоническое училище, Александр с 1919 года работает артистом Реввоенсовета, а с 1922 года—в Московской Свободной опере (бывшем оперном театре С. Зимина). С 1924 года Александр Пирогов поет в Большом театре, на сцене которого за 35 лет сценической деятельности им были исполнены все наиболее значительные басовые партии русского и зарубежного классического репертуара. Самобытное его дарование было многогранно. Стихийно-мощная, захватывающая слушателей эмоциональность и искренность сочетались у Пирогова с глубиной психологического замысла, всесторонней обдуманностью, четкостью, внутренним единством создаваемого им образа. Все в его исполнении было слитно — музыка, слово, интонация, мимика, живописный грим и выразительный жест. Ему были доступны все сферы исполнительского искусства — могучая задушевная лирика, жанровая сочная характерность, трагедийный пафос. Особенно значительными в его интерпретации были монументальные, драматически насыщенные образы русской классики — Грозный («Псковитянка» Н. Рим-ского-Корсакова), Борис Годунов («Борис Годунов» М. Мусоргского), Иван Сусанин («Иван Сусанин» М. Глинки), Мельник («Русалка» А. Даргомыжского), глубоко правдивые, полнокровные, многогранные, как сама жизнь. * 27 ноября 1842 года на сцене Петербургского Мариинского театра состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила»* созданной М. И. Глинкой (1804—1857) на сюжет одноименной пушкинской поэмы. Это—русская сказочно-эпическая опера былинного склада. Национальная характерность сказывается здесь в величавости богатырских образов, в спокойствии и неторопливости сценического повествования, в необычайной широте и напевности мелодий, в общем солнечно-оптимистическом тоне, пронизывающем всю музыку. Великолепна ария Руслана из 2-го действия оперы; ее медленное вступление — «О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» — передает настроение глубокого, сосредоточенного раздумья. Второй ее раздел, написанный в быстром энергичном движении, проникнут героическим звучанием. * «Алеко», первая юношеская опера С. В. Рахманинова (1873—1943), создана в 1893 году на сюжет пушкинской поэмы «Цыгане». Как и две другие оперы композитора — «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь»—она отличается сжатостью драматического действия, камерностью масштабов. Опере присущи глубина и правдивость образов, широкая выразительная напевность вокальных партий. Каватина Алеко «Весь табор спит» раскрывает романтический образ героя. С болью впо-минает он об ушедшем счастье. Мысль об измене Земфиры приводит его в отчаяние. * В основу сюжета оперы С. Рахманинова «Франческа да Римини» положен эпизод из 5-й песни «Божественной комедии» Данте, повествующей о поэтической любви Паоло и Франчески. Музыка Рахманинова отличается романтической взволнованностью. Страстной тоской и отчаянием пронизано ариозо Ланчотто. Всемогущий тиран, пред которым все трепещут, чувствует себя бессильным перед величием любви. * Вокальный жанр—ведущий в творчестве композитора М. Коваля. В 1939 году им была создана оратория «Емельян Пугачев», представляющая собой широкую народно-драматическую эпопею большого социального охвата. На ее основе в 1943 году композитор написал оперу «Емельян Пугачев» (либретто В. Каменского и Н. Асеева). Неразрывная связь Пугачева с народом подчеркнута в опере интонационным родством его партии с партией хора. Ария Пугачева и сцена из последнего действия оперы исполнены трагедийной силы. Потерпев поражение в бою, Пугачев скрывается у реки Узени. Он охвачен смутной тревогой и горестным предчувствием. Опера Д. Кабалевского «Семья Тараса» (либретто С. Ценина по повести Б. Горбатова «Непокоренные») посвящена героическим событиям Великой Отечественной войны, борьбе русских партизан в тылу врага. Яркое воплощение получили в ней образы мужественных советских патриотов—старого рабочего Тараса Яценко, его сына Степана — руководителя подпольной организации, комсомольцев Насти и Павки и т. д. Глубоко драматична страстно-декламационная ария-монолог Тараса из 4-й картины оперы. Тарас потрясен: его второй сын Андрей оказался ничтожным трусом. Лишь ценою подвига может смыть он позор... * В творчестве старейшего советского композитора Сергея Василенко (1872—1956) нашли свое отражение важнейшие события советской действительности. Так, его патриотическая опера «Суворов» (либретто С. Кржижановского), явилась прямым откликом на события Великой Отечественной войны. Она была написана С. Василенко в 1941 году. «Я посвятил себя цели,— писал композитор,— создать правдивый музыкальный обрез великого русского полководца... воспеть в этой опере славу русского оружия, непобедимость и силу русского народа». Одна из лучших страниц оперы—ария Суворова, исполненная величавого раздумья. Предельно простая, выразительная и пластичная ее мелодия сочетает в себе декламационность и большую проникновенность. Т. Соколова |