5 дней
О сайте6 2 | М10-38693-4 1976 |
Е. К. КАТУЛЬСКАЯ, сопрано Партия фортепиано — Б. ЮРТАЙКИН Романсы русских композиторов 1-я сторона Дубрава шумит (М. Глинка — В. Жуковский) Один лишь миг (М. Глинка — С. Голицын) Я все еще его, безумная, люблю (А. Даргомыжский — Ю. Жадовская) Любить себя я позволяю (А. Даргомыжский — Н. Мартынов) Ночь, романс-фантазия (М. Мусоргский — по А. Пушкину) Где ты, звездочка? (М. Мусоргский — Н. Греков) Здесь сирени быстро увядают (Ц. Кюи — Р. Сюлли-Прюдом) 2-я сторона Весной (А. Аренский — Вл. Соловьев) Не зажигай огня (А. Аренский — Д. Ратгауз) Ночь (А. Гречанинов — А. Пушкин) Зулейка, из «Персидских песен» (А. Рубинштейн - Мирза Шафи, перевод Ф. Боденштедта — П. Чайковского) Сумерки (С. Рахманинов — М. Гюйо, перевод И. Тхоржевского) Погоди (П. Чайковский — Н. Греков) Усни (П. Чайковский — Д. Мережковский) Архивные записи, 1946—1951 гг. Реставрация 1976 г. Редактор Г. Ковалевский |
Когда вспоминаешь ее необыкновенной красоты серебристый, теплый голос, совершенство и проникновенность исполнения, понимаешь, каким поистине изумительным даром наградила ее природа. Кажется, что вместе с нею родилась и музыка. Да, Елена Клементьевна была великим музыкантом, и в этом, мне кажется, основная особенность необычайной общительности ее искусства, его редкого воздействия на слушателя. Но не только в этом. В творчестве Катульской органически соединились передовые художественные принципы русской и мировой культуры. Елена Клементьевна знала необыкновенно много. Владея несколькими иностранными языками, она была знакома в подлинниках с зарубежной литературой, увлекалась русской классикой, живописью, историей. А уж в области музыки для нее, казалось, вовсе не существовало неведомого. Однако самое главное свойство ее искусства заключалось в том, что оно всегда оставалось глубоко национальным, русским. От народных песен восприняла русская вокальная школа задушевность и искренность исполнения, соединив эти черты с блестящей вокальной техникой. Катульская — одна из выдающихся представителей русской школы. Не потому ли так любила Елена Клементьевна Глинку и Римского-Корсакова? Она создала в их операх неповторимые по красоте, цельности и глубине проникновения в национальную сущность образы Антониды, Людмилы, Снегурочки, Волховы, Царевны Лебедь... На оперной сцене Елена Клементьевна начала выступать в 1909 году. Окончив Петербургскую консерваторию по классу профессора Н. А. Ирец-кой (огромная роль в развитии вокальной техники певицы принадлежала также известным педагогам И. Прянишникову и Е. Терьян-Коргановой), Катульская блестяще дебютировала в Мариин-ском театре в роли Лакме. В последующие годы она успешно выступала в этом театре с такими корифеями оперной сцены, как Л. Собинов, И. Ершов, И. Тартаков, Г. Пирогов, а в «Севильском цирюльнике» Россини, где Катульская пела Розину, ее партнером был Ф. Шаляпин. Через несколько лет — в октябре 1913 года— Елена Клементьевна перешла в Московский Большой театр, где проработала почти четыре десятилетия. Я впервые услышала Елену Клементьевну в 1923 году в партии Снегурочки и была буквально покорена наивностью и детской чистотой ее облика, блистательной вокальной техникой и необыкновенной музыкальностью актрисы. И потом, встречаясь с Катульской на сцене, всегда поражалась мастерству внутреннего перевоплощения и широте творческого диапазона певицы. В ее репертуаре насчитывалось 46 партий. Среди них — Виолетта, Джильда, Манон, Маргарита, Мими, Мюзетта, Чио-Чио-Сан, Леонора, Розина, Джульетта, Шемаханская царица и другие сложнейшие оперные роли. И это наряду с огромным камерным репертуаром, включающим более 600 произведений русских, советских, зарубежных композиторов. Удивительно многогранное творчество Катульской было солнечным и оптимистичным. В ее героинях, даже с трагической судьбой, искрилась радость жизни и бытия. Они убеждали своей правдивостью и гармоничностью, покоряли глубоким человеческим обаянием, пленяли женственной грацией и изяществом. В течение 37 лет творческая биография певицы была связана с Большим театром. Она принадлежала к плеяде тех, кто создавал его славу, воспитывал нового, массового слушателя. Одной из первых Катульская начала выступать для воинов Красной Армии. В военное время она часто выезжала с концертами в прифронтовую полосу. Вместе с художественными бригадами Большого театра артистке довелось побывать в разных уголках нашей страны. Талант Катульской был необыкновенно щедр и весь предназначался людям. Поэтому, когда певица стала зрелым мастером, у нее появилась потребность поделиться с другими своими знаниями, опытом, мастерством. Отсюда ее увлеченность педагогической деятельностью. Отсюда ее возраставшая с каждым годом мудрость, познание всех «тайн» искусства, умение внушить это понимание своим ученикам. Отсюда, наконец, ее многогранная деятельность редактора-составителя сборников вокальной литературы. Последние восемнадцать лет жизни она была профессором Московской консерватории, совмещая поначалу преподавание в вузе с работой главного консультанта Большого театра по вокальной части. Занимаясь с учениками, она воспитывала их не только как певцов, музыкантов, но прежде всего как людей высоких моральных качеств. Отдавая свою большую красивую душу людям, неся им только добро, она и воспитанников своих учила тому же. Сейчас они работают во многих театрах нашей страны — в Москве и Алма-Ате, Свердловске и Перми, в Ижевске и Новосибирске... И в каждом из них частица ее души, ее лучезарного таланта. Мне хочется закончить эти строки словами А. М. Горького, сказанными о В. Стасове. Они очень подходят для определения жизни и творчества Елены Клементьевны Катульской: «Вот человек, который дал все, что мог, и все, что мог, — сделал». М. МАКСАКОВА, народная артистка СССР (журнал «Советская музыка», 1968 г. № 6) |