8 час.
О сайте1 | MEL CD 10 01711 |
Николай Петров Сочинения на темы Паганини И. Брамс (1833–1897) Вариации на тему Паганини ля минор, соч. 35 1 Тетрадь I 12.01 2 Тетрадь II 9.58 Р. Шуман (1810–1856) Шесть концертных этюдов по каприсам Паганини, соч. 10 3 1. Ля-бемоль мажор 4.18 4 2. Соль минор 4.23 5 3. Соль минор 2.43 6 4. До минор 8.50 7 5. Си минор 2.09 8 6. Ми минор 4.27 Ф. Лист (1811–1886) Шесть больших этюдов по Паганини, соч. 1838 г. 9 1. Соль минор 5.14 10 2. Ми-бемоль мажор 5.33 11 3. Соль-диез минор «Кампанелла» 4.39 12 4. Ми мажор 3.56 13 5. Ми мажор 3.58 14 6. Ля минор 5.57 Общее время звучания: 78.14 Запись 1982 г. НИКОЛАЙ ПЕТРОВ, фортепиано Номер диска в каталоге: MEL CD 10 01711 В основе записанных Николаем Петровым произведений лежат знаменитые Двадцать четыре каприса Паганини для скрипки соло, соч. 1. Созданные совсем юным композитором, каприсы Паганини открыли в музыке новые романтические миры, страстный и психологически многогранный строй чувств и образов, совершенно изменили представления о выразительных и технических возможностях скрипичного исполнительства, оказав тем самым огромное влияние на последующее развитие инструментальной культуры XIX века. Блестящий «демонический» стиль Паганини оказал колоссальное воздействие на самых выдающихся представителей романтического пианизма – Шумана, Шопена, Листа, Брамса, а позже – Скрябина и Рахманинова. Очень многие их пианистические открытия были как бы «подсказаны» гениальным итальянцем. «Вариации на тему Паганини» Иоганнеса Брамса (впервые исполненные самим автором в 1865 году) представляют собой своего рода «энциклопедию брамсовского пианизма».Тут и крупная техника, создающая интересные оркестровые эффекты, октавы, мощные дублировки-«утолщения» темы, далекие мелодические скачки и нежнейшее плетение фигурации, неповторимая брамсовская полифония, тонкость ритмического рисунка. Следуя традициям предшественников, Брамс обозначил свои «Вариации» как этюды, разместив их в двух тетрадях (по четырнадцати в каждой). В брамсовских «Вариациях» словно слышатся идущие от первоисточника характерные скрипично-оркестровые эффекты: и своеобразное скрытое многоголосие, и приемы pizzicato, двойные ноты и флажолеты. Причем типично брамсовская контрастность драматургии цикла с его тихими лирическими кульминациями, рельефно оттеняющимися эмоционально-возбужденными драматическими образами со сквозной линией нарастания к финальным вершинам, в крупном плане родственна капрису Паганини. Роберт Шуман впервые обратился к творчеству Паганини в 1832 году (Шесть концертных этюдов, соч. 3), а затем в 1833 г. (Шесть концертных этюдов, соч. 10). В Паганини Шуман видел своего духовного союзника в борьбе за новое, прогрессивное искусство, недаром он включил его в свой «Давидсбунд», сделав участником «Карнавала». Но одновременно каприсы Паганини служили Шуману и примером обогащения виртуозных, технических средств инструмента, тем самым способствуя становлению жанра концертного этюда. «Ни к какому виду музыкальных сочинений поэтические вольности исполнения не подходят так, как к каприсам, - писал композитор. Но если за легкостью и юмором, которыми следует их охарактеризовать, видны также основательность и серьезная работа, то это изобличает истинного мастера». В своем первом опыте Шуман, пользуясь возможностями фортепиано, старается еще не отходить далеко от оригинала, но в этюдах, соч. 10, представленных в этой записи, он выступает уже как подлинный художник-поэт, которому первоисточник Паганини послужил отправной точкой для создания собственного, ярко индивидуального образа. В шумановских транскрипциях много добавлений к скрипичному оригиналу, много новых мелодически ярких подголосков (например, в величественно-скорбном до-минорном этюде № 4), отклонений от главной тональности и т.д. Шуман в этих сочинениях – истинный соавтор Паганини, нервный, впечатлительный, будь то в светлых лирических образах или в драматической патетике. Вся ткань этюдов пронизана тонкими психологическими деталями, изысканными фактурно-тембровыми и ритмическими приемами. Интересно сравнить шумановские этюды с этюдами Ференца Листа. Великий венгр был, по-видимому, наиболее родственным Паганини по духу исполнителем, но в иной области – фортепиано. Их сближали страстный романтический пафос высказывания, поражающая новизна образных контрастов, кажущаяся фантастической виртуозность. В начале 1830-х годов молодой Лист, покоренный феерическими выступлениями Паганини в Париже, впервые обратился к его творчеству, создав «Большую бравурную фантазию на «Колокольчик» (Кампанеллу) Паганини». В 1838 году была создана первая редакция этюдов Листа, а в 1851-м – вторая, более зрелая и мастерская. Первоначально Лист назвал свои произведения «Бравурными этюдами высшей исполнительской трудности по Паганини». По этому поводу Шуман писал: листовское «собрание, может быть, самое трудное из того, что написано для фортепиано, так же как оригинал – самое трудное из написанного для скрипки. Паганини хотел это выразить в своем прекрасном кратком посвящении agli artisti, что значит «Я доступен лишь для артистов». Таково и фортепианное переложение Листа, оно предназначено только для настоящих больших виртуозов». При том, что и Шуман и Лист стремились утвердить в фортепианном искусстве новый тип концертного «бравурного» этюда, они совершенно по-разному подходили к первоисточнику, особенно это заметно по тому, как композиторы использовали одни и те же каприсы. Шуман остается в них больше психологом, вдохновенным певцом человеческих эмоций, Лист же – живописцем, прежде всего раскрывающим колористические богатства образа. Пожалуй, никто из фортепианных композиторов не обогатил так язык своего инструмента оркестрово-тембровыми приемами, как Лист. Представленная запись ранней редакции этюдов Листа была осуществлена Николаем Петровым впервые в мире. Программа диска привлекает тонкостью и изысканным вкусом. Сочинения Брамса, Шумана и Листа, вдохновленные искусством гения Паганини, составляют своеобразный венок памяти великого маэстро. Г. Жданова Народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена Почёта, орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней, пианист Николай Петров родился в Москве 14 апреля 1943 года в семье музыкантов. Яркая творческая индивидуальность и феноменальное техническое мастерство вкупе с требовательностью к себе и предельной честностью в общении с публикой позволили молодому пианисту громко заявить о себе уже в консерваторскую пору. С перерывом в два года он завоевал серебряные медали на престижнейших музыкальных соревнованиях: Первом международном конкурсе им. Вэна Клайберна в США (1962) и на Международном конкурсе им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (1964). С 1965 года Николай Петров – солист Московской государственной филармонии. Выступает с лучшими мировыми оркестрами: Нью-Йоркским, Лос-Анджелесским, Вашингтонским Национальным, Лондонским симфоническим, Королевским филармоническим и другими коллективами; с выдающимися исполнителями, ансамблями и дирижерами, много концертирует как сольный музыкант. 10 лет играет в фортепианном дуэте с Александром Гиндиным. Огромный репертуар артиста простирается от барочной и раннеклассической до современной музыки. Николай Петров – профессор Московской консерватории, президент Российской Академии искусств. В октябре 1998 года пианист основал и возглавил Международный благотворительный Фонд Николая Петрова, оказывающий поддержку как молодым талантам, так и ветеранам сцены. Является художественным руководителем Международного фестиваля «Кремль музыкальный». |