5 дней
О сайте4 | SUCD 11 00309 1991, дата записи: 1975, 1978 |
Д. ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975) Квартет № 6 для двух скрипок, альта и виолончели соль мажор, соч. 101 1 1. Allegretto — 6.58 2 2. Moderato con moto — 4.59 3 3. Lento. 4. Lento. Andante. Adagio — 13.18 Квартет № 7 для двух скрипок, альта и виолончели фа-диез минор, соч. 108 — 12.45 4 1. Allegretto 2. Lento 3. Allegro. Allegretto Квартет № 8 для двух скрипок, альта и виолончели до минор, соч. 110 — 19.44 1. Largo 2. Allegro molto 3. Allegretto 4. Largo 5. Largo Общее время звучания — 57.44 Государственный квартет имени Танеева: Владимир Овчарек, Григорий Луцкий, Виссарион Соловьев, Иосиф Левинзон Записи 1975 (1) и 1978 (2, 3) гг. Звукорежиссер Г. Цес. Редактор К. Иванова Художник М. Волкова |
Квартет № 6 соль мажор, соч. 101 был создан Д. Шостаковичем в 1956 году, впервые был исполнен в Ленинграде 7 октября 1956 года Квартетом имени Бетховена. Музыка этого квартета (особенно в первой и последней частях) связана со сферой образов оратории «Песнь о лесах» – лирические настроения, тонкая игра красок, прозрачность и лёгкость звучания. Седьмой и Восьмой квартеты созданы в 1960 году и впервые исполнены 15 мая и 2 октября того же года Квартетом имени Бетховена. Квартет № 7 фа-диез минор, соч. 108 посвящён памяти Н.В. Шостакович. В строении цикла сказались черты, характерные для позднего стиля Шостаковича: части квартета, объединённые повторением тем, как бы врастают одна в другую. Важный компонент тематизма квартета – мотив-монограмма, построенная на первых буквах имени композитора DSCH (в «музыкальном прочтении» ре – ми-бемоль – до – си); его присутствие придаёт музыке этого сочинения оттенокгрустной сосредоточенности. Квартет № 8 до минор, соч. 110 посвящён памяти жертв фашизма и войны. Общечеловеческая трагедия воплощена в музыке с потрясающей силой и выразительностью. Мотив – монограмма DSCH приобретает в цикле (также «слитном», пронизанном тематическими повторами) особо важное значение: здесь он звучит как «авторское слово», как скорбные раздумья умудрённого жизнью человека. На нём построено полифоническое развитие первой и пятой частей, обрамляющих квартет. В музыкальную ткань вплетены темы-воспоминания из более ранних сочинений Шостаковича (Первой симфонии, фортепианного трио, оперы «Катерина Измайлова»). Квартет имени Танеева впервые выступил в Малом зале Ленинградской консерватории в 1946 году, когда его участники были студентами второго курса. Талантливый ансамбль работал много и увлеченно, и вскоре его искусство получило высокую оценку музыкатов и публики. В 1963 году ему присвоено имя С.И. Танеева. |