1 час
О сайте5 | Д 34469-70 1973 |
СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ От автора, лакей — Виктор Монюков Титулярный советник — Вячеслав Расцветаев Вырин — Василий Орлов Дуня — Людмила Белоусова Ванька — Елена Королёва Жена пивовара — Галина Буканова Минский — Александр Пермяков Кучер Минского — Николай Пеньков Денщик Минского — Виктор Монюков Служанка — Людмила Белоусова Инсценировка Виктора Монюкова и Валерия Михайловского В повести «Станционный смотритель» рассказывается о судьбе мелкого чиновника — станционного смотрителя Самсона Вырина. С первых же строк своего повествования Пушкин выступает как писатель-гуманист, возмущающийся бесправным положением низшего сословия. Начало повести полемично противопоставляется эпиграфу, взятому из стихотворения князя П. Вяземского «Станция»: «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор», Пушкин протестует против такого аристократически насмешливого отношения к смотрителям, пишет о тяжелой трудовой жизни этих «сущих "мучеников четырнадцатого класса», с состраданием рассказывает о тех унижениях и притеснениях, которые приходится им терпеть от знатных проезжих. Изображение бедственного положения станционных смотрителей является своего рода интродукцией к истории одного из них — Самсона Вырина. Сюжет повести «Станционный смотритель» в какой-то степени перекликается с библейской легендой о блудном сыне. Неслучайно Пушкин, рассказывая об обстановке почтовой станции, дает подробное описание немецких лубочных картинок, украшающих комнату Вырина: «Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и развратными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаянье. Наконец, представлено его возвращение к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи». Описание немецких лубочных картинок у Пушкина иронично. Пушкин смеется над их назидательным смыслом, отказываясь в своей повести от морализирования, по-иному изображая судьбу «блудной» дочери Дуни. Дуня уходит не от богатства, а от бедности, гибнет не она, а ее отец. В истории Дуни сюжет библейской легенды переплетается с традиционным для литературы XIХ века сюжетом о жертвах обольщения. Но Пушкин не делает обольстителя Минского мелодраматическим злодеем, а Дуню — его несчастной жертвой. Она любит Минского и счастлива его любовью. В судьбе Дуни, правда, есть некоторая недоговоренность. Мы не знаем, стала ли она женой Минского. Однако конец повести говорит о том, что Дуня не покинута им. Мальчишка рассказывает титулярному советнику, что на могилу старого смотрителя приезжала прекрасная барыня в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською». Таким образом, Дуня не стала жертвой традиционного обольщения. Пушкин отказывается от этого, потому что в противном случае трагическая судьба Вырина объяснялась бы частной, случайной причиной — несчастием дочери. Пушкин объясняет смерть смотрителя причиной общей — несправедливостью, которая неизбежна в исторических условиях социального неравенства. Дуня счастлива, но Вырин не может поверить в ее счастье в силу своего предыдущего опыта вечно угнетаемого человека. Условия социальной несправедливости являются основанием того, что Вырин считает неизбежным несчастье своей дочери. Примирение между Минским, Дуней и Выриным невозможно опять-таки в силу социальных причин. Минский — по-своему неплохой человек, но по отношению к смотрителю он ведет себя как человек своего класса, как богатый и знатный дворянин. Дуне удалось изменить свое социальное положение, но ее отцу этого не дано. Его трагедия — в социальном положении мелкого чиновника, который в условиях социального неравенства всегда будет угнетенным и бесправным. В своей повести Пушкин приходит не только к осознанию социальной несправедливости, но и к протесту против порождающего его общественного устройства. Повестью «Станционный смотритель» Пушкин открыл тему маленького человека в русской литературе. Эта тема стала центральной в «Шинепи» Н. Гоголя, в «Бедных людях» Ф. Достоевского. Достоевский словами своего героя Макара Девушкина так оценил «Станционного смотрителя»: «Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных! И как ловко описано все!.. Нет, это натурально! Вы прочтите-ка; это натурально! Это живет». |