5 дней
О сайте34 8 | М60 36589-92 (2 пл.) 1974 |
Первая пластинка Сторона 1 1. Однажды 2. У водопада (обр. А. Цфасмана) 3. Полевой цветок 4. Солнечный день (А. Цфасман) 5. Попурри вальсов и фокстротов из оперетт И. Кальмана (обр. А. Цфасмана) 6. Танец из к/ф «Сердца четырех» (Ю. Милютин) 7. Фантазия на темы музыки к к/ф «Король джаза» (А. Цфасман) Сторона 2 8. Неудачное свидание (А. Цфасман — В. Трофимов) 9. Хорошо 10. Краковяк (обр. А. Цфасмана) 11. В дальний путь (А. Цфасман — И. Альвэк) 12. Утомленное солнце (Ю. Петербургский — И. Альвэк) 13. Роз-Мари 14. Мне грустно без тебя (обр. А. Цфасмана) 15. Звуки джаза (А. Цфасман) А. Цфасман—ф-но (1—7), инстр. ансамбль (1-—6), джаз-орк. п/у А. Цфасмана (8—15), вокальный квартет (8), П. Михайлов (11, 12) Вторая пластинка Сторона 1 1. Первый снег (Я. Вейвода) 2. Сеньорита (обр. А. Цфасмана — А. Лугин) 3. Юнга Джим (А. Варламов — Б. Тимофеев) 4. Джозеф (обр. А. Цфасмана) 5. Мне бесконечно жаль (А. Цфасман — Б. Тимофеев) 6. Ты моя (Хенри — С. Болотин и Т. Сикорская) 7. Чем больше вижусь (Уоррен — С. Болотин) 8. Голубое небо (И. Берлин) Сторона 2 9. Джонни (А. Цфасман) 10. Мне так грустно (И. Яффе — В. Крылов) 11. Вечно (И. Берлин, обр. А. Цфасмана) 12. Дым (Дж. Керн — С. Болотин) 13. Приятная встреча (А. Цфасман) 14. Фантазия на темы музыки к к/ф «Серенада Солнечной долины» (А. Цфасман) А. Цфасман — ф-но (13, 14), джаз-орк. п/у А. Цфасмана (1—12), вокальный квартет (2), К. Малахов (3), Р. Сикора (10), Е. Флакс (12), И. Шмелев (5—7) |
Заслуженный артист РСФСР Александр Наумович Цфасман — известный композитор, пианист и дирижер, долгие годы плодотворно работавший в области эстрадной и джазовой музыки. Цфасман родился в 1906 году в Запорожье. В детстве обучался игре на скрипка и на фортепиано. Позднее занимался в музыкальном техникуме в Горьком, а затем поступил в Московскую консерваторию, которую закончил в 1930 году по классу профессора Ф. М. Блуменфельда. Двадцатилетним студентом консерватории Цфасман организовал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив, получивший название «АМА-джаз» («АМА» Ассоциация московских авторов). В марте 1927 года после четырех месяцев репетиций, оркестр, в составе которого было восемь музыкантов, дебютировал в Артистическом клубе. Взыскательная публика горячо приветствовала молодых музыкантов и руководителя ансамбля – солиста-пианиста А. Цфасмана. В скором времени коллектив начинает давать концерты на эстраде сада «Эрмитаж», играет в ресторанах и фойе кинотеатров. В 1928 году «АМА-джаз» выступил по радио и записал первые в истории советского джаза грампластинки. В цачале 30-х годов состав оркестра увеличивается. Сюда приходят талантливые музыканты: трубач Михаил Фрумкин, тромбонист Иван Ключинский, саксофонист Михаил Ланцман и другие. В эти годы в репертуаре оркестра появляются не только талантливо обработанные А. Цфасманом танцевальные пьесы зарубежных авторов, но и новые произведения, созданные им самим. Среди них—фокстрот «Звуки джаза», оригинально инструмсптованный Цфасманом, шуточная песня на стихи В. Трофимова «Неудачное свидание», сразу завоевавшая необычайную популярность, и многие другие. Во всех этих пьесах Цфасман выступил и как самобытный аранжировщик и дирижер, и как пианист-виртуоз. Широкую популярность принесли оркестру граммофонные записи, расходившиеся по стране огромными тиражами. На пластинки попадало все лучшее, что исполнялось оркестром: танцевальные пьесы, эстрадные песни в танцевальных ритмах, Исполненные солистами оркестра Павлом Михайловым, а позже – Руженой Сикорой, Иваном Шмелевым, Ефремом Флаксом… На пластинки Цфасман записывает собственные танцевальные пьесы и обработанные им мелодии, выступая в них как солист-пианист. Цфасман оригинальный, присущий только ему стиль исполнения, в котором острая ритмичность сочетается с виртуозным пианистическим мастертвом, в то время никем не превзойдённым. В 1939 году Цфасман возглавил джап-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Здесь под его руководством были исполнены десятки песен, оркестровых пьес, танцев, «Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета внес значительный вклад в создание самобытного интонационно нового типа джазовой музыки, отметил в книге «Советский джаз» А.Баташев, — именно в этом оркестре начало складываться новое музыкальное мышление, на основе которого позднее, в конце 50-х годов, сформировался исполнительский стиль нового поколении советских джазовых музыкантов». В 1942 году джаз Всесоюзного радиокомитета, возглавляемый А.Н.Цфасманом, выезжает на Западный Фронт. Более 90 концертов дали за два месяца музыканты. «В наших программах, вспоминал Александр Наумович, — главное место занимали тогда популярные песни советских композиторов. Самый живой отклик находили они и сердцах бойцов. И мы понимали, как нужны были зги песни па фронте». В послевоенные годы Цфасман создаст музыку ко многим кинофильмам и театральным постановкам. Успешно продолжает работать он и в области эстрадной музыки. «Мы, композиторы, — говорил Александр Наумович,— должны стремиться писать такую музыку, которая бы трогала и волновала своей задушевностью, увлекала и веселила темпераментом, выдумкой, озорством». Искусство А. Н. Цфасмана неизменно привлекало внимание любителей эстрадной и джазовой музыки. Это талант яркий, оригинальный, равно раскрывающийся и в его исполнительском и в композиторском творчестве. Широко образованный, вдумчивый и постоянно ищущий муэыкант, он великолепно чувствовал современность. «Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности, — говорил композитор Андрей Эшпай, — причем Цфасман всегда остается Цфасманом, пи на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается п большая культура, блестящее мастерство (еще бы, школа Блуменфелкда!) и увлеченность искусством». В программу двух- долгоиграющих «гигантов» включены записи 30-х – 40-х годов. Большинство из них выпускались в свое время на обычных пластинках. Переписанные с матриц, а в тех случаях, когда матрицы не сохранились, с пластинок, хранящихся в Государственном архиве звуковаписой, записи реставрированы оператором Т. Павловой. Ныне они вновь предстанут перед любителями советской эстрады, воскрешая одну из славных страниц звуковой истории советского джаза. Г.С. |