6 дней
О сайте5 | SUCD 10 00055 1990, дата записи: 1986 |
С. РАХМАНИНОВ (1873—1943) Симфония № 2 ми минор, соч. 27 1 1. Largo. Allegro moderato — 22.28 2 2. Scherzo. Allegro molto — 8.42 3 3. Adagio — 14.12 4 4. Finale. Allegro vivace — 11.44 Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижёр Дмитрий Китаенко Запись 1986 г. Звукорежиссёр С. Пазухин. Редактор И. Слепнев На обложке буклета: К. Коровин. Ветер Оформление художника В. Кузьмина Фото В. Пищальникова |
Симфонию № 2 ми минор, соч. 27 Сергей Рахманинов закончил в 1907 году и посвятил своему учителю С.И. Танееву. Первые исполнения симфонии состоялись 26 января в Петербурге (Мариинский театр) и 2 февраля в Москве (Большой театр) под управлением автора. Вторая симфония создана в период, отмеченный появлением таких значительных произведений Рахманинова, как Второй и Третий фортепианные концерты, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», а также фортепианных прелюдий и многих выдающихся романсов. Это были годы, когда окончательно сформировалось мастерство композитора. Его произведения захватывают яркостью мыслей, богатством сопоставлений и контрастов, силой музыкально-драматургического развития. Эти черты зрелого рахманиновского стиля проявились и в его Второй симфонии, которой присущи богатство мелодий, широта, цельность, монументальность симфонической формы. Колорит симфонии ярко национальный, своеобразно сочетающий эпический стиль Бородина и лирику Чайковского. Первая часть открывается сумрачным вступлением, Largo, мелодия которого служит источником почти всех музыкальных тем симфонии. Из вступления непосредственно возникает главная тема Allegro moderato, широкая, по-русски распевная, отмеченная силой и размахом чувств. В более светлые тона окрашена сопоставленная с ней вторая тема. Развитие двух лирических тем охватывает большой круг настроений – от затаенной печали до сурового драматизма (середина и завершение первой части). Вторая часть, Allegro molto, соединяет в себе характер энергичного марша и фантастического скерцо. С главной, скерцообразной темой сопоставлена ярко контрастирующая мелодия широкого песенного склада. Третья часть, Adagio, относится к излюбленной Рахманиновым области созерцательной лирики; она близка медленным частям его фортепианных концертов, некоторым элегическим фортепианным пьесам. Её развитие, при внешней уравновешенности и кажущейся неподвижности (как бы выражающей наслаждение самим чувством длительного созерцания красоты), полно внутренней страсти и сердечной трепетности. Финал, Allegro vivace, – наиболее действенная, энергичная и праздничная часть симфонии. Тематически тесно связанная со всем циклом, она богата широким национально русским мелодизмом. Д. Житомирский Народный артист СССР Дмитрий Георгиевич Китаенко родился в 1940 году в Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования у Е.П. Кудрявцевой, а в 1966 году аспирантуру Московской консерватории у профессора Л.М. Гинзбурга (отделение оперно-симфонического дирижирования). В 1966-1967 годах cтажировался в Венской академии музыки и изобразительного искусства у Х. Сваровского и К. Эстеррайхера. В 1969 году Дмитрий Китаенко завоевал вторую премию на Первом международном конкурсе дирижеров, организованном в Западном Берлине Г. фон Караяном. С этого времени началась широкая концертная деятельность музыканта в СССР и за рубежом. С 1969 года он дирижировал в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 1976 года Дмитрий Китаенко – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии. |