6 дней
О сайте4 | MEL CD 10 01526 (3 CD) 2009, дата записи: 1987 |
» Снегурочка (весенняя сказка) « Диск 1 ПРОЛОГ 1 Вступление и сцена Весны с птицами 2.59 2 Речитатив и ария Весны 4.58 3 Речитатив 2.55 4 Песня и пляска птиц 2.51 5 Сцена Весны с Дедом Морозом Песня Деда Мороза «По богатым посадским домам» 5.03 6 Сцена Снегурочки с Морозом и Весною 1.06 7 Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» 3.29 8 Ариетта Снегурочки «Слыхала я, слыхала» 2.21 9 Сцена «Слышишь? Таешь?» 3.10 10 Хор. Проводы Масленицы 5.45 11 Заключительная сцена 3.59 ДЕЙСТВИЕ I 12 Вступление 1.55 13 Сцена Снегурочки с Лелем 3.32 14 Первая песня Леля «Земляничка-ягодка под кусточком выросла» 3.41 15 Вторая песня Леля «Как по лесу лес шумит» 3.49 16 Ариетта Снегурочки «Как больно здесь!» 2.53 17 Сцена и ариетта Купавы «Снегурочка, я счастлива!» 2.12 18 Свадебный обряд 3.28 19 Сцена Купавы со Снегурочкой и Мизгирем 5.12 20 Финал 5.59 Общее время звучания: 71.25 Диск 2 ДЕЙСТВИЕ II 1 Хор. Песня слепцов-гусляров 5.09 2 Сцена царя с Бермятой 3.46 3 Дуэт царя с Купавой 5.20 4 Клич Бирючей 2.05 5 Шествие царя Берендея 1.26 6 Гимн Берендеев 1.27 7 Сцена «Спасибо вам!» 3.35 8 Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа» 3.21 9 Сцена и хор 6.40 10 Заключительный гимн 1.22 ДЕЙСТВИЕ III 11 Сцена в заповедном лесу. Хоровод и песня «про бобра» 3.56 12 Каватина царя Берендея «Уходит день веселый» 3.09 13 Пляска скоморохов 3.14 14 Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» 3.06 15 Сцена «Спасибо, Лель» (царь Берендей) 4.18 16 Сцена Снегурочки с Мизгирем. Ариозо Снегурочки «Пригожий Лель, ужель тебе не жалко Снегурочку, сиротку» 11.46 17 Сцена Леля с Купавой и Снегурочкой 3.01 Общее время звучания: 66.48 Диск 3 ДЕЙСТВИЕ IV 5 Вступление 2.32 6 Сцена Снегурочки с Весною 5.44 7 Хор цветов 6.08 8 Дуэт Снегурочки с Мизгирем 4.10 Финал: 9 Хор «А мы просо сеяли» 3.22 10 Сцена «Да будет ваш союз благословен» 6.51 11 «Как вешний снег, растаяла она!» 2.06 12 Заключительный хор «Песнь Яриле-Солнцу» 1.43 Общее время звучания: 32.39 Запись 1987 г. Номер диска в каталоге: MEL CD 10 01526 ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ В ПРОЛОГЕ: ВЕСНА-КРАСНА – Нина Терентьева, меццо-сопрано ДЕД МОРОЗ – Георгий Селезнев, бас ДЕВУШКА-СНЕГУРОЧКА – Ирина Журина, сопрано ЛЕШИЙ – Олег Биктимиров, тенор МАСЛЯНИЦА-СОЛОМЕННОЕ ЧУЧЕЛО – Владимир Пашинский, бас БОБЫЛЬ-БАКУЛА – Александр Архипов, тенор БОБЫЛИХА, его жена – Раиса Котова, меццо-сопрано Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие. Берендеи обоего пола и всякого возраста. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ В ОПЕРЕ: ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ – Александр Федин, тенор БЕРМЯТА, ближний боярин – Борис Морозов, бас ВЕСНА-КРАСНА – Нина Терентьева, меццо-сопрано ДЕВУШКА-СНЕГУРОЧКА – Ирина Журина, сопрано БОБЫЛЬ-БАКУЛА – Александр Архипов, тенор БОБЫЛИХА, его жена – Раиса Котова, меццо-сопрано ЛЕЛЬ, пастух – Татьяна Ерастова, меццо-сопрано КУПАВА, молодая девушка, дочь богатого слобожанина – Людмила Сергиенко, сопрано МИЗГИРЬ, торговый гость из посада Берендеева – Игорь Морозов, баритон 1-ые БИРЮЧИ – Константин Басков, Юрий Маркелов, тенора 2-ые БИРЮЧИ – Николай Низиенко, Станислав Сулейманов, басы ЦАРСКИЙ ОТРОК – Саша Карпиков ЛЕШИЙ – Олег Биктимиров, тенор Бояре, боярыни и свита царя, гусляры, слепые, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девки, Берендеи всякого звания, обоего пола, лешие, цветы – свита Весны. Действие происходит в стране Берендеев в доисторическое время. Хор Большого театра СССР Детский хор Большого театра СССР Главный хормейстер – Станислав Лыков Хормейстер – Игорь Агафонников Оркестр Большого театра СССР Дирижер – Александр Лазарев винил А10 00429-36 |
В первые годы совместной жизни с Надеждой Николаевной Пургольд, когда светлое, романтическое восприятие мира и особенное душевное состояние не покидали Н.А. Римского-Корсакова, его творческий багаж пополнили две очаровательные оперы о весне, сохранившие за собой прозвище «весенние» — речь идет о «Майской ночи», основанной на повести Гоголя, и «Снегурочке». Образами весенних перемен композитор хотел обрисовать не только пробуждение уснувшей природы, но и оживание «замерзшей» души, возвращение человеческих чувств. Римский-Корсаков принялся за «Снегурочку», отдыхая вместе с семьей летом 1880 года в имение Стелево. «Отличный сад со множеством вишневых деревьев и яблонь, смородиной, земляникой, клубникой, крыжовником, с цветущей сиренью, множеством полевых цветов и неумолкаемым пением птиц, — вспоминал он в «Летописи моей музыкальной жизни», — все как-то особенно гармонировало с моим тогдашним пантеистическим настроением и с влюбленностью в сюжет «Снегурочки». «Я сочинял каждый день и целый день, — продолжал композитор, — …музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно». Легкость и быстрота сочинения оперы свидетельствовали не только об увлеченности Римского-Корсакова сказочным сюжетом А.Н. Островского, но и о его творческой зрелости: опера была закончена в клавире в течение двух с половиной месяцев! Для самого композитора она означала определенную степень творческого роста: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги» (из «Летописи»). Римский-Корсаков признавался, что, сочиняя оперу, он «прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества». И действительно, в музыке «Снегурочки» можно встретить много тем, заимствованных из народных мелодий. Большинство из них он поручил хоровому исполнению — это, например, песня «Веселенько тебя встречать, привечать» из сцены проводов Масленицы, хороводная песня «Ай во поле липенька» или хор из IV действия «А мы просо сеяли». Именно эти песни, написанные в т.н. народных ладах с непривычно звучащими каденциями и оборотами, помогают композитору воссоздать дух древнего царства берендеев. В образе Снегурочки чуткий композитор смог уловить главное — не холодную отстраненность героини от людей, лишенную чувства любви, а ее прекрасное, сильное, жгучее желание быть рядом с ними, переживать и чувствовать как они. Оперой Римского-Корсакова восхищался и автор сказки, Александр Николаевич Островский. В письме к московскому музыкальному критику С.Н. Кругликову он выразил свой восторг в следующих словах: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна. Я ничего не мог себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». В отличие от других действующих лиц оперы Римский-Корсаков наделил Снегурочку не одним, а целым рядом лейтмотивов. Они появляются то в ее вокальной партии, то в оркестровой ткани, подхватывая изменения ее настроения. Особенно трогательно звучит мотив, сопровождающий сцену таяния Снегурочки — этот момент неизменно вызывает чувство щемящей жалости, выраженное в словах Б. Асафьева: «Никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что все свершается как быть должно и идет своей чередой, не уверят нас в справедливости возмездия Солнца… Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами». «Снегурочку» сразу полюбили исполнители и слушатели; навсегда она осталась и в сердце ее автора. Много лет спустя он искренне напишет Стасову о том, что давно уже сочинил свою Девятую симфонию — в виде оперы «Снегурочка». Действие происходит в стране Берендеев в доисторическое время. ПРОЛОГ Начало весны. Полночь. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна-Красна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но любя и жалея дочь — Снегурочку, не решается перечить грозному Деду Морозу. Из лесу выходит Дед Мороз. На утренней заре он должен покинуть страну берендеев и умчаться в сибирские земли. Беспокоит его только судьба дочери: Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее сердце огонь любви (пока Снегурочка холодна и чиста сердцем, ей не угрожает никакая опасность). Может быть, отдать ее на присмотр в слободку, к Бобылю? Весна зовет Снегурочку. Узнав, что ей разрешено покинуть холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрывает радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободку берендеев, простодушно отвечает: «Людские песни!» Ни пенье жаворонков, ни печальный лебяжий клич, ни громкие раскаты соловьиных трелей не могут сравниться с пением пастуха Леля. Снегурочка с восторгом говорит, что дни и ночи готова слушать эти пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце. Тает?! — Мороз наказывает дочери избегать Леля, «не слушать ни речей его, ни песен». Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду. Красная горка заполняется народом. Берендеи провожают масленицу. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку. Та просит их взять ее к себе в дочери. Бобыль и Бобылиха рады и польщены этой честью. Снегурочка прощается со своей прошлой жизнью в глухом лесу. Отныне она будет жить среди людей. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Заречная слобода. Пастух Лель приходит на ночлег к Бобылю. Снегурочка просит Леля спеть ей и дарит ему цветок. Лель поет, но вот вдали показываются девушки. Они зовут Леля, и он, бросив подаренный Снегурочкой цветок, бежит к ним. Снегурочка опечалена. Ей обидно, что пригожий Лель скучает с ней. Она чувствует, что в ней не хватает душевного тепла, которое бы зажгло сердце Леля любовью к ней. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе. А вот и Мизгирь. Собираются девушки и парни. Богатыми подарками, привезенными из дальних стран, выкупает Мизгирь невесту и за руку выводит из круга девушек. Но вдруг его взгляд падает на Снегурочку. Потрясенный ее необыкновенной красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Во дворце Берендея слепые гусляры славят мудрого и доброго царя, «блюстителя мира». Сам царь, сидя на позолоченном стуле, расписывает разноцветными узорами деревянные резные столбы. Но на душе Берендея неспокойно. Вот уже пятнадцать лет страна берендеев в немилости у Ярилы Солнца: лето год от году короче, а весны холодней. «В сердцах людей заметил я остуду, — с грустью и тревогой говорит царь своему ближнему боярину Бермяте, — не вижу в них горячности любовной, исчезло в них служенье красоте, а видятся совсем иные страсти». Царские слуги вводят Купаву. Заливаясь слезами, девушка просит Берендея наказать обидчика — Мизгиря — за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать весь народ на грозный царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь всенародно отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Но в этот момент в царских палатах появляется Снегурочка. Ее нежная, хрупкая красота глубоко трогает поэтическую душу Берендея. Он видит в ней одно из бесчисленных чудес Природы и сравнивает Снегурочку с весенним цветком — ландышем. Он уверен, что красота Снегурочки поможет смягчить Ярилин гнев. Но кто же будет ее женихом? Ведь ледяное сердечко Снегурочки не знает любви. Мизгирь умоляет Берендея отсрочить его изгнание. «Клянусь, — с жаром восклицает он, — любовь моя зажжет Снегурочки нетронутое сердце!» ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки с песней водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». «Возьми меня, пригожий Лель», — доверчиво говорит Снегурочка. Но Лель выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Спускается ночь. Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о любви Леля. Появляется Мизгирь. Его страстные признания пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но перед ним непроходимой стеной встает заповедный лес. Тщетно Мизгирь пытается пробраться сквозь чащу. Леший, охраняя Снегурочку, манит и кружит его по лесу. Светает. На поляну выходят Лель и Купава. Они говорят о своей любви и вместе готовятся встретить Ярилин день. Едва сдерживая слезы, наблюдает за Лелем и Купавой Снегурочка. Ее сердце познало муки ревности, так и не раскрывшись для любви. «О мать, Весна-Красна! — в отчаянии восклицает Снегурочка. — Отдай любовь иль жизнь мою возьми!» ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Ранним утром у озера, поросшего осокой и водяными лилиями, Снегурочка ждет свою мать. Весна-Красна поднимается из озера, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев: «С рассветом дня вступает бог Ярило в свои права и начинает лето». На прощанье Весна дарит дочери венок из волшебных цветов: в нем сокрыт «любовных сил... родник неистощимый». Все ярче разгорается утренняя заря. Широко раскрытыми глазами смотрит Снегурочка на мир Природы, завороженная его чудесной красотой. Но Весна предостерегает дочь: Снегурочке нужно укрыться в тени лесов и таить свою любовь от глаз Ярилы-Солнца. Из лесу выходит измученный бесплодными ночными поисками Мизгирь. Снегурочка радостно протягивает к нему руки. Ее сердце теснят новые, неведомые чувства. Она не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря. Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со свитой. Мизгирь подводит Снегурочку к царю и просит благословить их союз. Яркий луч солнца пронзает утренний туман и падает на Снегурочку. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает как вешний снег. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Однако «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря» не могут омрачить праздник Солнца. С кончиной Снегурочки Мороз теряет власть над Весной-Красной. Он не сможет больше студить сердца и души. Ярило-Солнце вновь обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие. |