6 дней
О сайте3 4 | Д-030909-10 1971, дата записи: 12-15 января 1942 года |
Д-030909-10. Д.Верди. Травиата, фрагменты из оперы 01 01.Застольная, сцена и дуэт Виолетты и Альфреда, сцена и ария Виолетты (1 д.) 02.Сцена Виолетты и Жермона (2 д.) 02 03.Сцена Виолетты и Альфреда (2 д.) 04.Ария Жермона (2 д.) 05.Финал 1 картины 2 действия 06.Сцена и дуэт Виолетты и Альфреда (3 д.) на немецком яз. Виолетта – Мария Чеботари (сопрано) Альфред – Xельге Розвенге (тенор) Жермон – Генрих Шлуснус (баритон) Хор и орк. Берлинской оперы, дирижёр Ганс Штейнкопф архивная запись |
Пластинка с записью фрагментов из оперы Верди «Травиата» запечатлела ансамбль выдающихся певцов нашего времени — Марии Чеботари (1910—1949), Генриха Шлуснуса (1888—1952) и Хельге Роз-венге (р. 1897). В течение ряда лет они были партнерами в спектаклях Берлинской государственной оперы, с которой связана почти вся артистическая деятельность Шлуснуса и Розвенге (в настоящее время Розвенге является почетным членом этого ведущего оперного коллектива ГДР), а также годы расцвета таланта Чеботари. Виолетта — одна из любимейших и самых известных партий Марии Чеботари. Впервые она спела ее через несколько лет после того, как в 1931 году дебютировала на сцене Дрезденской оперы. Виолетту— Чеботари сравнивали с «Умирающим лебедем» Анны Павловой. В эмоциональном плане их действительно многое роднило — прежде всего тот трепетный лиризм, которым было одухотворено каждое движение у Павловой и каждая фраза, спетая Чеботари. Некоторые критики считали, что именно в партии Виолетты гармония вокальных, актерских и внешних данных Чеботари воплотилась особенно ярко. Не случайно итальянский режиссер Кармино Галлоне (известный своими музыкальными фильмами с участием знаменитых певцов), приступая к работе над картиной «Мелодия любви» (по мотивам «Травиаты»), из всех исполнительниц роли Виолетты выбрал именно Чеботари. За время, прошедшее после смерти артистки, широкая публика смогла познакомиться с трактовками партии Виолетты таких прославленных певиц, как Каллас, Тебальди, Сазерленд, де лос Анхелес, Ка-балье, но художественное воздействие Чеботари — одной из самых вдохновенных и трогательных исполнительниц роли вердиевской героини — не утратило своего обаяния. И, конечно, не потому, что по вокально-артистическим данным Чеботари стояла выше названных певиц. Например, Сазерленд заметно превосходит ее виртуозным мастерством и филигранной отточенностью техники, Каллас — патетической страстностью исполнения, Кабалье — чарующей красотой голоса и фантастическим' богатством вокальных красок. И все же, пожалуй, мало кому удавалось воплотить образ Виолетты с такой художественной правдивостью, волнующей трепетностью, как это делала Чеботари. Исполнение партии Альфреда знаменитым датским тенором Хельге Розвенге носит ярко драматический характер. Такая трактовка довольно необычна, поскольку по традиции эта партия поручается, как правило, лирическим тенорам. Розвенге придает образу Альфреда эмоциональную масштабность. Экспрессивно, с настоящим драматическим напряжением проводит Розвенге сцену с Виолеттой и финал 3-го действия, доказывая тем самым, что страстный пафос отнюдь не противоречит художественному строю образа. В момент записи «Травиаты» Генриху Шлуснусу, которого критики называли «немецким Баттистини», было более пятидесяти лет. Однако возраст не повлиял на звучание его голоса, красоту и насыщенность тембра, вокальное мастерство. Замечательно тонко воплощает певец характер своего героя; вся сложная гамма чувств и настроений Жермона передана Шлуснусом с подкупающей художественной искренностью и истинным благородством. Удивительно одухотворенно исполняют Чеботари и Шлуснус сцену из 2-го действия оперы (купюра после ариозо Жермона «Небо послало ангела» вызвана практикой исполнения «Травиаты» на сцене Берлинской государственной оперы). В. ТИМОХИН |