5 дней
О сайте13 3 | М10-37145-46 1975, дата записи: 1944, 1953 |
Выдающиеся дирижеры *** Сторона 1 И. Гайдн (1732 - 1809) Симфония № 104 ре мажор 1. Adagio. Allegro 2. Andante 3. Menuetto. Allegro 4. Finale. Allegro spiritoso *** Берлинский филармонический оркестр Архивная запись 1944 г. *** Сторона 2 Л. Бетховен (1770 - 1827) Симфония № 8 фа мажор, соч. 93 1. Allegro vivace e con brio 2. Allegro scherzando 3. Tempo di menuetto 4. Allegro vivace *** Берлинский филармонический оркестр Архивная запись 1953 г. |
Дирижер Вильгельм Фуртвенглер многие годы занимал одно из ведущих мест в музыкальной жизни Германии. Это великий художник. Его жизненной целью было возвещать миру красоту, величие, возвышенность и силу классического искусства. Своей творческой интерпретацией, особенно произведений Бетховена, Брамса, Вагнера, он оказал неоценимые услуги утверждению мирового значения немецкой музыки и пропаганде ее благородного гуманизма. Фуртвенглер родился 25 января 1886 года в Берлине в семье известного археолога. Он учился в Мюнхене у Моттля, Шиллингса и Рейн-бергера и после недолгой работы в оперных театрах Цюриха, Страсбурга и Любека уже в 1915 году занял ответственный пост музыкального руководителя оперного театра в Мангейме. Через пять лет ему доверили симфонические концерты оркестра Берлинской оперы, которым до него дирижировал Рихард Штраус. В 1922 году Фуртвенглер возглавил оркестры Берлинской филармонии и лейпцигского Геванд-хауза, став, таким образом, наследником Артура Никита (в 1928 году Фуртвенглера в Геванд-хаузе сменил Бруно Вальтер). С тех пор и до своей кончины 30 ноября 1954 года он в долгом интенсивном сотрудничестве с Берлинским филармоническим оркестром (нарушавшемся на краткие сроки лишь по политическим причинам) служил мировой музыкальной культуре. Концерты этого коллектива под управлением Фуртвенглера всегда были событиями в жизни искусства. Фуртвенглер обладал необычайно сильной музыкальной индивидуальностью. Его своеобразнейшая дирижерская техника всегда была нацелена на выявление основной линии произведения, всегда служила ему лишь средством для полнокровной, я бы даже сказал, — экстатиче- ской передачи. Он умел сплавлять воедино глубокое уважение к партитуре-, и ее создателю с творческой мощью -гуманистического раскрытия содержания. Его искусство -целиком коренилось в немецкой музыке. И его собственные сочинения — две симфонии, концерт для фортепиано, камерные пьесы — развивали национальную классическую традицию. Однако и великие мастера других народов — Чайковский и Рахманинов, Сметана и Дворжак, Берлиоз и Дебюсси, так же, как и хорошая, здоровая современная музыка, — имели е его лице вдохновенного глашатая. Так, он решительно встал на сторону Сергея Прокофьева (чей Пятый концерт для фортепиано с оркестром он исполнил первым в 1932 году, солировал автор), Пауля Хиндемита, Белы Бартока... Фуртвенглер не раз, устно и в печати, высказывался о музыке, о музыкальной жизни своей эпохи. Хотя он и не мог понять коренных причин глубокого кризиса, переживаемого современным буржуазным искусством, все же многие его критические замечания, в равной мере интересные для исполнителей, музыковедов, любителей музыки, отличаются большой меткостью, остротой наблюдений. В основе всех его рассуждений, иногда — что вполне понятно — идеалистических, неизменно лежит демократическая тенденция. Он гневно обличает «авангардистов», которые с презрением относятся к публике. Он противопоставляет им великих классиков, всегда обращавшихся к своим современникам, искавших контакта с ними. Его статьи, речи и многие письма — это ценнейшие документы, показывающие не только мастера исполнительского искусства, но и честного художника, ввергнутого в трагические моральные конфликты в обстановке упадка искусства, уничтожения ским филармоническим Фуртвенглеру, даже в вий, принять выгодные ницы. Очень многие вековых культурных ценностей, в мире варварства и расовой ненависти Связи с немецкой традицией и с Берлинским оркестром не позволили Фуртвенглеру, даже в пору величайших бедстствий, принять выгодные предложения из-за границы. Очень многие немецкие музыканты — назовем здесь хотя бы только таких дирижеров, как Отто Клемперер, Эрих Клайбер, Фриц Буш, Лео Блех, Курт Зандерлинг, — эмигрировали. Фуртвенглер не сумел сделать этот решающий шаг... Ему казалось, что своей интерпретацией классических, гуманистических произведений искусства он противодействует фашистской враждебности к культуре. Как бы то ни было, он не дал использовать себя как вывеску нацистской Германии, особенно во время войны, в окулированных странах. После разгрома гитлеризма Фуртвенглер жил в Швейцарии, в Австрии. Но в 1947 году он откликнулся на призыв видных берлинских деятелей культуры и вернулся на родину... Тяжелые переживания серьезно подорвали его здоровье. В послевоенные годы он часто бывал вынужден отменять объявленные концерты. В некрологе, который Министерство культуры Германской Демократической Республики посвятило Фуртвенглеру, говорится: «Заслуга Вильгельма Фуртвенглера заключается прежде всего в том, что он с творческой силой раскрывал и распространял великие гуманистические ценности музыки...» Эбергард Реблинг (из сборника «Исполнительское искусство зарубежных стран», выпуск второй, изд-во «Музыка», М., 1966 г.) |