2 дня
О сайте3 | М10 46355 009 1985, дата записи: 1956 |
Сторона 1 Л. Ван Бетховен (1770— 1827) Симфония № 4 си-бемоль мажор, соч. 60 1. Adagio. Allegro vivace — 9.40 2. Adagio — 10.20 3. Menuetto. Allegro vivace — 5.26 Сторона 2 4. Allegro ma non troppo— 5.17 В. А. Моцарт (1756—1791) Музыкальная шутка (Секстет деревенских музыкантов) фа мажор, KV 522 — 19.35 1. Allegro 2. Menuetto. Maestoso 3. Adagio cantabile 4. Presto Венский симфонический оркестр. Дирижер Рудольф Моральт Запись с концерта на фестивале в Праге, 1956 г. Реставратор Т. Бадеян Редактор П. Грюнберг Художник А. Григорьев Имя Рудольфа Моральта до сих пор было известно лишь узкому кругу любителей грампластинок. Вдохновенное исполнение Большой мессы до минор В. А. Моцарта, «Саломея» Р. Штрауса и моцартовские оперы «Так поступают все женщины» и «Дон Жуан», записанные Моральтом с коллективом Венской оперы к 200-летнему юбилею композитора в 1955 году, давали повод для высокой оценки мастерства австрийского дирижера. Сейчас, через четверть века после смерти Моральта, интерес к его записям не утратился. Его грамзаписи, давно устаревшие по техническим данным, по-прежнему в активном каталоге фирмы "Philips", на чьи пластинки Моральт записывался в 1950-х годах. Ряд неизвестных ранее записей выпущен в настоящее время в Европе и в США. Искусство этого первоклассного мастера еще только начинают оценивать по достоинству. Интереснейшим документом является запись выступления Рудольфа Моральта и Венского симфонического оркестра, руководимого им на протяжении восемнадцати лет, на фестивале «Пражская весна». Известный, в основном, как оперный дирижер и блестящий ансамблист (достаточно вспомнить непревзойденное исполнение моцартовских скрипичных концертов Артюром Грюмьо и Венским симфоническим оркестром под управлением Моральта), дирижер предстает в этой записи превосходным интерпретатором Четвертой симфонии Бетховена, выдерживающим сравнения с рядом знаменитейших исполнителей бетховенских симфоний. Рудольф Моральт родился 26 февраля 1902 года в Мюнхене, городе богатых музыкальных традиций. Учителями Моральта в Мюнхенской музыкальной академии были В. Курвуазье и Шмидт-Линднер. В годы юности Моральта в Мюнхене работали такие дирижеры, как Бруно Вальтер и Ханс Кнаппертсбуш, чье искусство оказало безусловное влияние на развитие таланта молодого музыканта, тем более что начинал свою профессиональную деятельность Моральт под их руководством: в 1919 — 1923 годах он был коррепетитором Мюнхенской оперы. Уже в 1923 году Моральт становится дирижером театра в Кай-зерсхаутерне. Затем он работает в Немецкой опере в Брно (1928— 1934 гг.) и в Брауншвейге. В 1937 году Моральт перебирается в Австрию, работает в оперном театре в Граце. Наконец, в 1940 году он становится первым дирижером Венской государственной оперы и руководителем Венского симфонического оркестра. В Венской опере Моральт работал рядом с такими общепризнанными корифеями, как Клеменс Краус, Карл Бём и Герберт фон Караян, последовательно возглавлявшими знаменитый театр. Если бы не это обстоятельство, возможно, что прижизненная репутация Моральта была бы более высокой. Как бы то ни было, для истинных ценителей музыки Моральт всегда был артистом, создающим подлинные ценности. Его умение находить быстрый контакт с артистами различных вокальных школ, различных темпераментов, его искусство поддерживать на должном уровне ансамбль, даже когда в него экспромтом вливались гастролирующие звезды, свидетельствуют о высочайшем профессионализме. Моральт всегда работал с солистами экстракласса (в его записях участвовали певцы — американец Джордж Лондон и австрийцы Антон Дермота и Сена Юринац, канадец Леопольд Симоно, гречанка Елена Николаиди, венгерка Эстер Рети, голландский виолончелист Тибор де Махула и бельгийский скрипач Артюр Грюмьо) и в большинстве случаев добивался выдающегося исполнения. С Веной, с ее оперой, с одним из лучших ее оркестров Моральт был связан до конца своих дней. Скончался дирижер в Вене 16 декабря 1958 года. |