5 дней
О сайте2 1 | ГД 0001487 (односторонняя) 1969.05 |
БЫЛ МАЙ (Е. Ауэрбах) Лишь только появляется на эстраде эта худенькая женщина в строгом черном костюме и начинает рассказывать, зритель сразу чувствует — своя. Своя — потому что говорит она о близком и понятном каждому. В этих коротких рассказах — вся ее жизнь. Еще в детстве она мечтала стать писательницей, потом актрисой. Дома у них разыгрывали театральные шарады, и девочка изображала то Клеопатру, то дьячка. А потом стала настоящей актрисой. Актрисой МХАТа. Воина застала театр в Минске: два дня играли под бомбежками. До Москвы добирались как придется, но больше — пешком. Эвакуация. Урал, деревня Баранниково. Актриса копала картошку, ухаживала за лошадьми, которые никак не слушались. Осенью надела сумку почтальона. Читала односельчанам фронтовые письма, писала ответы. Потом — снова театр, фронтовые концерты... Какого она рассказала несколько эпизодов из жизни фронтовой концертной бригады. Слушающим понравилось. Артистка записала, потом к этим рассказам добавились новые. С тех пор она, по собственному выражению, не может остановиться... То, что делает Елизавета Борисовна Ауэрбах, делает только она, и никто другой сделать именно это и именно так не может. Потому что она — индивидуальность, своеобразная, творческая. «Автор и исполнитель коротких рассказов» — так пишется в афишах. Понятия эти, действительно, слились в ней в гармоническое единство. В ее рассказах нет ничего поражающего воображение. Кажется, что это непритязательные истории, незамысловатые случаи, бесчисленные встречи на жизненных дорогах — на фронте или на целине, в театре, колхозе или квартире. Такое на каждом шагу попадается и нам, но мы впопыхах, не замечая, проходим мимо, а она умеет не просто смотреть, а видеть. Взгляд ее зорок. Но ума холодных наблюдений в рассказах не чувствуется. А вот доброе расположение к людям, улыбка — это есть. Юмор у нее везде, это ее настоящая стихия, блестки его даже в тех рассказах, которые задумчивы, которые с печалинкой. И горестные заметы сердца — это тоже есть. Сочетание мужественного приятия жизни со своим, личным, придает рассказам колорит своеобразного лиризма. Ее новеллы просты и добры. И зритель чувствует это. У нее особый зритель. Он хорошо знает, что сегодня на сцене будет долгий и негромкий разговор о жизни, знает — и спешит в зал на встречу с умным, добрым человеком. Елизавета Борисовна много ездит по стране, много видит, запоминает. Так рождаются новеллы. ...Не может быть таланта без большого сердца. У нее такое сердце — горячее, беспокойное, которое при виде чужих ран не остается равнодушным. Вот почему и зритель не бывает равнодушным, когда слышит слово актрисы. |