5 дней
О сайте7 4 | М10 44119 002 1982 |
Из сокровищницы мирового исполнительского искусства |
1. Ария Фигаро («Свадьба Фигаро», 4 д. - В.А.Моцарт) 2. Дуэт Неморино и Белькоре («Любовный напиток», 2 д. - Г.Доницетти) - Никола Монти, те-нор (Неморино) 3. Речитатив и ария Навуходоносора («Навуходоносор», 4 д. - Дж.Верди) 4. Ария Макбета («Макбет», 4 д. - Дж.Верди) 5. Ария Дона Карлоса («Сила судьбы», 3 д. - Дж.Верди) 6, 7. Ариозо и Монолог Яго («Отелло», 2 д. - Дж.Верди) 8. Ария Бальдассаре («Арлезианка», 1 д. - Ф.Чилеа) 9. Серенада Рафаэле («Ожерелье мадонны», 2 д. - Э. Вольф-Феррари) 10. Commiato (Э. Вольф-Феррари) 11. Malta (П.Тости) 12. Donna, vorrei morir (П.Тости) 13. Occhi di fata (Л.Денца) 14. Возьми солнце, из кинофильма «Стеклянная гора» (H.Poтa) На итальянском и английском (14) языках(так написано на обложке!). Лондонский оркестр «Филармония». Дирижер Джеймс Робертсон (1, 5, 7) Оркестр Римской оперы. Дирижер Габриеле Сантини (2) Оркестр театра «Ла Скала». Дирижер Умберто Берреттони (8) Оркестры под управлением: Оливьеро де Фабритиса (3, 4, 9), Альберто Эреде (6, 13), Филипа Грина (14) Джералд Мур, фортепиано (10-12) Пластинка из серии "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (вокалисты)". |
Архивные записи 1942 (8), 1948 (6,13), 1950 (1,5,7,14), 1953 (2), 1955 (3,4,9), 1964 (10-12) Реставратор Г.Петров Редактор П.Грюнберг Художник Б.Белов |
Один из самых известных и любимых во всем мире итальянских певцов Тито Гобби остался в памяти современников подлинным волшебником оперного театра. Современник и сподвижник великой Марии Каллас, Гобби был артистом большого темперамента, глубокого и тонкого интеллекта и неповторимого обаяния. Его искусство— это сплав совершенного вокального мастерства, высочайшей музыкальной и сценической культуры. Гобби родился 24 октября 1913 года в Бассано дель Граппа (провинция Виченца). В молодости ему пришлось выбирать между карьерой артиста и юриспруденцией — он окончил университет в Падуе. Вокальную подготовку Гобби получил в Риме. Его педагогом был один из лучших теноров прошлого Джулио Крими, в совершенстве постигший секреты певческого искусства. Именно Крими обязан Гобби безупречной вокальной школой, позволившей свободно распоряжаться голосом и обеспечившей ему завидное артистическое долголетие. В 1937 году состоялся дебют Гобби в партии Жермона («Травиата» Дж. Верди) на сцене римского театра «Адриано», а через год молодой певец выступил на представительном Венском международном конкурсе вокалистов и заслуженно получил первую премию. Тогда же Гобби становится стипендиатом школы при миланском театре «Ла Скала» и получает первые ангажементы в итальянских театрах. Спустя несколько лет артист успешно дебютировал в «Ла Скала» в опере У. Джордано «Федора» и в следующем сезоне исполнил на прославленной сцене ряд ответственных партий: Белькоре в «Любовном напитке» Г. Доницетти, Форд в «Фальстафе» Дж. Верди, Баль-дассаре в «Арлезианке» Ф. Чилеа. В это лее время Гобби впервые записывается на пластинки фирмы «Voce del раскопе», позднее его грамзаписи станут бестселлерами на мировом рынке «звучащей продукции». В январе 1947 года Гобби вернулся в восстановленный послевоенный «Ла Скала», его «вторым дебютом» в этом театре стала партия Мефистофеля в сценической редакции «Осуждения Фауста» Г. Берлиоза. С этого времени, несмотря на многочисленные выступления в других театрах Италии и за ее пределами, он постоянный солист «Ла Скала», с этой сценой связаны многие его лучшие роли, в том числе одна из вершинных — заглавная партия в вердиевском «Фальстафе» под управлением Герберта фон Караяна (1957 г.). Уже с конца 1940-х годов имя певца приобретает международную известность, ему сопутствует шумный успех в Стокгольме, Сан-Франциско, Лиссабоне. Расцвет дарования Тито Гобби—1950-е годы. Он блестящий исполнитель партии Дон Жуана в одноименной опере В. А. Моцарта на Зальцбургском фестивале в ансамбле со «звездами» Венской оперы (Э. Шварцкопф, Л. Велич, А. Дермота) под руководством В. Фурт-венглера. Успешно выступает Тито Гобби на сценах Чикагской оперы и «Метрополитен опера». Гобби появился в то время, когда в Италии было много замечательных баритонов. Казалось, что ему трудно соперничать с таким «безграничным» по широте диапазона голосом, как Бенвенуто Фран-чи, с огромной звуковой мощью и беспредельной широтой дыхания Джино Беки. Перед публикой, у которой еще не угасли воспоминания о Титта Руффо и Риккардо Страччари, выступали такие мастера, как Мариано Стабиле, Аполло Гранфорте, Армандо Борджоли, Джо-ванни Ингиллери. И вслед за Гобби появился целый ряд баритонов, быстро ставших любимцами темпераментной итальянской публики. Джузеппе Таддеи, Этторе Бастьянини, Джанджакомо Гуэльфи, Ро-ландо Панераи, Альдо Проти — артисты яркой творческой индивидуальности, и любому из них, как и многим певцам старшего поколения, Гобби уступает в одном или нескольких компонентах, составляющих арсенал оперного певца. И все же никто из этих первоклассных артистов не смог составить конкуренцию Тито Гобби, ибо Гобби был прежде всего певцом-актером, с редким, иногда почти «шаляпинским» мастерством, использовавшим все возможности не только голоса, но и всего, что может дать театр для создания законченного музыкально-сценического образа. Любопытно высказывание самого Гобби: «Голос — это хорошо, но этого мало для сегодняшней оперы. Голос — это кирпичи, из которых можно построить дом, если вы обладаете даром музыкальности. Но должна быть еще и индивидуальность... а также искусство носить сценический костюм, делать себе грим, контролировать жесты, вести роль — обладать высочайшей культурой современной сцены». Этой «высочайшей культурой сцены» Тито Гобби обладал в полной мере. За свою долгую артистическую жизнь он исполнил около ста разнообразнейших партий в операх всех эпох и стилей. Ему был подвластен весь эмоционально-психологический спектр мирового оперного репертуара. В памяти слушателей Гобби останется незабываемым Риголетто, Симоном Бокканегра, Макбетом, Фальстафом, Яго, Скарпиа. Благодаря многочисленным кино- и телефильмам (в основном они сняты в 1940—1950-е годы), искусство артиста (Гобби, как и Шаляпина, мало слышать, его нужно еще и смотреть) сохранено для будущего. В числе этих лент и фильмы-оперы, и кинобиографии великих итальянских композиторов, и музыкальные комедии, в которых Гобби с присущим ему очарованием поет итальянские песни и песни современных авторов. Ряд кинолент знаком и советскому зрителю. Это «Паяцы», «Любовный напиток», «Севильский цирюльник», «Джузеппе Верди», «Дом Рикорди» и другие. Гобби — великолепный вокалист, его голос — это послушный инструмент в руках большого мастера, хотя сам по себе его природный вокальный материал не представляет собой что-либо исключительное. Но голос Гобби обладает той неповторимой индивидуальной окраской тембра, которая делает его привлекательнее и более внушительных голосов и легко отличимым от всех других. Гобби был превосходным ансамблевым партнером — заслуженной славой пользовались его ансамбли с Марией Каллас в «Тоске» Дж. Пуччини (эта опера не только исполнялась неоднократно при их участии, но и дважды записана на пластинки), с Марио дель Монако в «Отелло» Дж. Верди. В начале 1960-х годов артист, еще в расцвете таланта, обратился к режиссуре. Круг его творческих интересов велик, но, как признавался и сам Гобби, многое из того, что он хотел сыграть на сцене, осуществить не удалось. Несмотря на солидный не только для оперного артиста возраст, Тито Гобби недавно снова принял участие в крупной работе в грамзаписи— повторно записал партию Джанни Скикки в одноименной опере Дж. Пуччини под управлением Лорина Маазеля. Сравнительно мало известно творчество Гобби в камерном репертуаре. Как и многие крупные итальянские оперные певцы, он в основном отдал дань так называемым «неаполитанским песням». Но Гобби был необычайно тонким исполнителем произведений авторов XVII—XVIII веков, а также интересным интерпретатором популярных в начале XX века романсов, звучавших в его исполнении даже с большей значительностью, чем, может быть, в них заложено. Гобби—-автор книги интересных и увлекательных мемуаров, обнаруживающих в авторе наблюдательного и проницательного художника. В 1970 году Тито Гобби вместе с Марией Каллас был гостем IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. К сожалению, это было единственное посещение артистом нашей страны. Любая пластинка с записями Тито Гобби может лишь отчасти представить искусство великого певца-актера. На предлагаемом диске— ряд записей Гобби, осуществленных артистом со времени миланского дебюта до начала 1960-х годов. Они охватывают период, когда искусство Гобби в буквальном смысле слова «завоевало мир». Отчасти они отражают и широту репертуарных интересов выдающегося мастера итальянской оперы. |