5 дней
О сайте22 5 | Д 21307-8 1968 |
Борис ШТОКОЛОВ, бас (1930–2005) Сторона 1: 1. Сомнение (М. Глинка – Н. Кукольник) 2. Баллада (А. Рубинштейн – И.Тургенев) 3. Старый капрал (А. Даргомыжский – П. Беранже, перевод В. Курочкина) Сторона 2: 4. Элегия (Ж. Массне – Л. Галле, перевод А.Горчаковой) 5. Письмо к матери (В. Липатов – С. Есенин) 6. Эй, ухнем, русская нар. песня (обр. Ф. Кёнемана) Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио Дирижер Владимир ФЕДОСЕЕВ |
Борис Штоколов — один из ведущих солистов Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, создавший на сцене этого театра галерею запоминающихся вокально-сценических образов. В восемнадцать лет Борис Штоколов поступает на вечернее отделение Свердловской консерватории, в класс А. В. Новикова. Еще студентом второго курса он начал петь на сцене оперного театра. И вскоре стал солистом Свердловской оперы. Основу его репертуара составляет русская и зарубежная классика: Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского) и дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Досифей, Пимен, Борис Годунов («Хованщина» и «Борис Годунов» М. Мусоргского). От партии к партии растет мастерство артиста. «Мне хочется, — пишет Штоколов, — открыть в том, что давно открыто, самое сокровенное, докопаться до самых тайников. Каждую роль открыть по-новому. Тот же Борис. Хочется петь и петь его. Такая беспредельная глубина музыки, текстового материала, характера, что, пожалуй, трех жизней не хватит, чтоб познать его». В 1959 году Бориса Штоколова пригласили в Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. К названным партиям прибавляются новые — Иван Сусанин, Руслан в операх М. Глинки, Демон в одноименной опере А. Рубинштейна, Кочубей в «Мазепе» П. Чайковского, Мефистофель в «Фаусте» Гуно и др. С большим успехом исполняет Штоколов и произведения советских композиторов. К наиболее значительным его достижениям относятся образы мужественного русского солдата — человека с большим сердцем Андрея Соколова в онере «Судьба человека» И. Дзержинского и волевого большевика Андрея («Октябрь» В. Мурадели). Борис Штоколов — великолепный камерный певец. Основу его камерного репертуара составляют русские народные песни и романсы, которые он исполняет с большим проникновением, музыкальностью и выразительностью. Народная песня — голос создавшего ее народа, его история, его душа. В ней воспеты высокие человеческие чувства и стремления. Возникшая из потребности человека излить свои сокровенные чувста, песня сложилась в самый живой, гибкий и эмоциональный вид народного творчества. Чье сердце не волнует протяжная русская песня с ее суровым величием и широким размахом. К последним принадлежит и известная всем песня «Из-за острова на стрежень». Полна красоты, поэтичности и глубокого раздумья грустно-напевная лирическая мелодия «Ноченька». Возникший в конце XVIII — начале XIX веков, старинный русский романс и сегодня украшает концертный репертуар исполнителей. Его любят за мелодичность, эмоциональную взволнованность, задушевность, которые всегда находят путь к человеческому сердцу. В развитии и формировании старинного русского романса сыграли важную роль русская народная песня и цыганская песня, получившая в начале XIX века широкое распространение. Большую дань этому вокальному жанру отдали многие русские композиторы. Одними из первых авторов романсов были Теплов, Козловский, Жилин, а несколько позднее — Фомин, Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов и другие. Сюжет и тематика старинного романса (часто написанного на тексты русских поэтов-классиков) определили жанровое его своеобразие. Преобладают среди них романсы-элегии и романсы-монологи. Таковы романсы «Я вас любил» (музыка Б. Шереметьева на слова А. Пушкина), «Выхожу один я на дорогу» (музыка Е. Шашиной, слова М. Лермонтова), «Я встретил вас» (музыка неизвестного автора, слова Ф. Тютчева), пленяющие слушателей интимно лирическим настроением, красотой мелодии, правдой передаваемых чувств, доступностью музыкального языка, незатейливостью аккомпанемента. Т. Соколова |