19 час.
О сайте70 8 | Д 018795-6 1966 |
Л. Бетховен (1770 - 1827) *** Сторона 1 Соната No 8 до минор, соч. 13 «Патетическая» 01. I. Grave. Allegro di molto e con brio 02. II. Adagio cantabile 03. III. Rondo. Allegro Соната No 14 (Sonata quasi una fantasia) до диез минор, соч. 27 No 2 «Лунная» 04. I. Adagio sostenuto 05. II. Allegretto Сторона 2 06. III. Presto agitato Соната No 23 фа минор, соч. 57 «Аппассионата» 07. I. Allegro assai 08. II. Andante con moto. III. Allegro ma non troppo *** Мария Гринберг, фортепиано |
Всесоюзная студия грамзаписи Лицевая сторона |
Всесоюзная студия грамзаписи Обратная сторона |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Лицевая сторона |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Обратная сторона |
Апрелевский завод грампластинок, ГОСТ 5289-61 |
Апрелевский завод, ГОСТ 1980, Заказ 422. Тираж 500 |
Соната фа минор Бетховена, часто называемая «сонатой-аппассионатой», принадлежит к числу величайших созданий человеческого гения. Она была сочинена в 1804 году, но закончена лишь в 1806 году. Сам Бетховен, по свидетельству К. Черни, считал ее лучшей из своих сонат. Эта оценка разделялась многими музыкантами, писателями, художниками и со временем стала общепризнанной. Нет человека, который не поддался бы силе эмоционального воздействия этой сонаты. Ее высокая героика, ее несравненный драматизм, проникнутый духом страстной, беззаветной борьбы, захватывали не одно поколение людей. «Аппассионата» была любимым произведением В. И. Ленина. Слушая ее однажды в Москве, Ленин сказал: «Ничего не знаю лучше «Appassio-nata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди». Бетховен не оставил никакой развернутой программы своей сонаты. Единственно, что было замечено им по поводу ее содержания, заключалось в следующем: «Прочтите «Бурю» Шекспира». Трудно сказать с полной уверенностью, что именно имел в виду Бетховен своим сравнением; скорее всего он хотел подчеркнуть извечную борьбу стихии и человеческой воли, могущество сил природы и покорение этих сил человеком. Первая часть сонаты (Allegro assai, фа минор) полна мятежного чуиства. Уже в самом начале ее заложен драматический конфликт огромной силы. Здесь и образы настороженного ожидания (приглушенная и героическая фанфара), и интонация трепетного беспокойства (тревожный мотив с трелью), к, наконец, упорно повторяющийся неумолимый лейтмотив судьбы, состоящий всего лишь из четырех нот. Побочная партия первой части хотя и обнаруживает ритмическую и интонационную близость к главной, выступает по отношению к ней известным контрастом. Она звучит спокойнее, ясно, благородно; в коде же первой части она приобретает необычайную устремленность и страстность. Вторая часть (Andante con moto, ре бемоль мажор) развертывается в атмосфере величественного спокойствия и созерцания. Если в первой части все было насыщено титанической борьбой, то здесь все проникнуто теплотой, нежностью, задушевностью. Переход к финалу — многократно повторяющиеся резкие аккорды, внезапно врывающиеся в спокойный мир второй части, — звучит подобно боевому призыву, кличу. В самом финале (Allegro ma non troppo, фа минор), что не раз отмечалось музыкантами, много общего с первой частью. Но характер его все же совсем иной. Здесь в гораздо большей степени господствует непреклонность движения, динамика борьбы. На фоне непрерывных пассажей, как бы символизирующих разбушевавшуюся стихию (порывы ветра, шум волн), слышатся повелительно — призывные интонации первой темы. Во второй теме — то же стремительное мощное движение, но, пожалуй, в ней больше тревоги и беспокойства (словно слышатся крики, вопли, жалобные стоны). Заключительное Presto (эпилог финала) — с его героической маршеобразно-танце-вальной поступью и свирепым бушеванием пассажей в коде — является как бы завершением всей предшествующей борьбы. Я. Мильштейн *** В 1801 году Бетховен написал одно из величайших своих фортепианных произведений и вообще одно из лучших сочинений мировой фортепианной литературы —-«Лунную сонату». Она посвящена -Джульетте Гвиччарди — молодой итальянке, вызвавшей первую глубокую любовь композитора, но и столь же большое разочарование. Очень скоро Джульетта изменила своим чувствам к Бетховену и предпочла ему ничтожного человека и бездарного композитора графа Галленберга. 6 октября 1802 года датирован трагический документ жизни Бетховена — известное «Гейлигенштадтское завещание», в котором отчаяние, овладевшее композитором при мысли об утрате слуха, слилось с мучительной болью обманутого сердца. Таким же трагическим, но уже художественным документом является и «Лунная соната». Название дано сонате отнюдь не композитором. Это поэт Людвиг Рельштаб сравнил ее первую часть с пейзажем Фирвальштедского озера в лунную ночь. Антон Рубинштейн горячо возмущался этим поверхностным «пейзажным» сравнением. «Лунный свет, — писал он, — требует в музыкальном изображении чего-то мечтательного, меланхолического, задумчивого, мирного, вообще нежно светящегося. Первая же часть сонаты ciss-moll трагическая с первой до последней ноты (...), последняя часть бурная, страстная и, следовательно, выражающая нечто совершенно противоположное кроткому свету». Называя эту сонату «мрачной и пламенной», Ромен Роллан говорил, что в ней «видно больше страдания и гнева, чем любви». Прав был и Б. Асафьев, отмечая, что «глубокая сердечность, присущая описываемой сонате, делает ее одной из любимейших и доступнейших. Трудно не поддаться воздействию столь искреннейшей музыки — выразительницы непосредственного чувства». Да, именно в 'глубоком реализме, в правде ярких переживаний— источник вдохновенности бетховенского шедевра. Первая часть (Adagio sostenuto) полна сосредоточенного размышления. Композитор как бы вслушивается с затаенной тревогой в трудную повесть своей жизни. В книге «Бетховен» А. Альшванг называет эту часть сонаты «первым ноктюрном XIX века». На фоне мерных триолей скорбный голос поет о страданиях любви и ее утратах, надеждах на счастье и разочарованиях. Двойственность образа—эмоциональная насыщенность, скрытая за внешней сдержанностью выражения, — составляет ее противоречивую сущность. Это Adagio определяет логику драматического развития всей сонаты. Вторая часть (Allegretto). Музыка как бы воссоздает образ грациозной Джульетты, дразнящей своей обманчивой привлекательностью. За ее нежной ласковостью таится игривое кокетство, за чарующей улыбкой — жестокое равнодушие. Этой части в структуре цикла отведено место «передышки» после больших раздумий и переживаний предшествующего Adagio, а также — роль традиционного скерцо. Третья часть (Presto agitato) — финал, реализация тревожных предчувствий первой части. По форме — это сонатное аллегро. Главная партия — порыв яростной стихии, «дикая ночная буря» (Ромен Роллан) — выражает крайнюю степень возбуждения человека. В побочной партии назревает волевое начало, но еще в большей степени — трагическое. Схватки страсти и страдания, а в конечном счете— человека с судьбой (основная тема всего бетховенского творчества!) выявляются здесь со- всей мощью неукротимого духа композитора. Схватка не заканчивается ни поражением, ни победой — борьба будет продолжаться... В. Дельсон *** В течение семилетия (1795—1802) Бетховен создал множество разнообразных сочинений. Это были Первая и Вторая симфонии, балет «Творения Прометея», оратории, 19 фортепианных сонат; среди них — Восьмая («Патетическая»), сочиненная в 1798 году. Соната эта — примечательное творение молодого Бетховена. Название сонаты — «Патетическая», принадлежащее самому автору, раскрывает творческие намерения Бетховена, замысел сонаты, Уже первые звуки вступления рисуют четко определенный, точно вылепленный образ. Словно льется мужественная речь, драматический монолог, прочувствованное слово к слушателю; несомненно, это — монолог Героя, человека больших и благородных страстей, высоких помыслов (этот же образ господствует во второй части сонаты)... Следующее за вступлением сонатное аллегро своей мятежной главной темой и близкой ей по характеру второй (так называемой «побочной темой» или «побочной партией») развивает образы, мысли и настроения вступления. Но внимательно вслушиваясь и сравнивая мелодии вступления и сонатное аллегро, мы обнаружим между ними мелодическую связь — так, первый, начальный мотив вступления составил основу для тем первой части (и главной и побочной) и, кроме того, главной темы финального Рондо. Это яснее выявляет и подчеркивает единство замысла, строгую подчиненность всех частей общей идее, одному строю мыслей; принцип тематического единства, последовательно выдержанный в «Патетической»,— один из новаторских принципов Бетховена. Слушая музыку «Патетической сонаты», мы не перестаем ощущать биение мужественного сердца, дух революционной re- f ройки. Недаром название «Патетическая» дано инструментальному произведению, в котором утверждалась новая выразительность, новое содержание, новая система образов. «Патетическая соната» среди ранних произведений Бетховена — взгляд в будущее, провозвестница таких «инструментальных драм», как Пятая симфония, увертюры «Кориолан», «Эгмонт» и, отдаленно, величайшего творения бетховенского гения — Девятой симфонии. Е. Мнацаканова |
АОЛЗГ типография Внешторгиздат. Заказ № 006271Р |
АЗ, ТУ Ф-16 (экспортное издание) сторона 1 |
Ленинградский завод грампластинок Лицевая сторона |
Ленинградский завод грампластинок Обратная сторона |
Ленинградский завод, ГОСТ 68, знак скорости внутри треугольника, сторона 1 |
Ленинградский завод, ГОСТ 68, знак скорости внутри треугольника, сторона 2 |
Ленинградский завод грампластинок Лицевая сторона |
Ленинградский завод грампластинок Обратная сторона |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-73 |
АОЛЗ, ГОСТ 73, Другое расположение и шрифт |