Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
7
1
1 участник имеет этот альбом
С10 29859 001
1990, дата записи: 1960 - 1970 гг.
admin / 2011-11-05 09:43:17 / Редакция № 9: 2022-01-10 22:06:13
Изображение
Сторона 1
1. Благослови, душе моя. Господа — 4.55
2. Блажен муж — 5.45
3. Свете тихий — 3.00
4. Ныне отпущаеши — 3.20
(С. Рахманинов — «Всенощное бдение», соч. 37 № 2 — 5)
5. Христос воскрес (С. Рахманинов — Д. Мережковский, инструментовка В. Юровского) — 3.08
Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла под управлением А. Юрлова (1 — 4)
Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер И. Гусман (5)

Сторона 2
1. Девушка пела в церковном хоре (С. Василенко — А. Блок) — 4.20
2. Покаянное трио (Д. Бортнянский) — 5.43
3. Разбойника благоразумнаго (П. Воротников) — 2.10
4. В молитвах неусыпающую (обработка Илиодора) — 2.25
5. Приидите, последнее целование — 3.20
6. Разбойника благоразумнаго (П. Чесноков) — 2.30
7. Ис пола, эти деспота (старинный распев)— 1.55

Б. Яганов, тенор (2, 4); А. Красовский, дискант (2)
Б. Штоколов, бас (2, 3); А. Кулешов, дискант (3)
A. Гелева, бас (4); Л. Вернигора, бас (4)
B. Отделенов, баритон (5); О. Птуха, бас (5)
М. Златопольский, бас (5); А. Клеймёнов, тенор (5)
Большой хор Всесоюзного радио. Художественный руководитель К. Птица (5 — 7)
Оркестр Большого театра СССР. Дирижер И. Гусман (1)

Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева. Редактор Л. Абелян
На лицевой стороне конверта: Портрет И. С. Козловского
Оформление художника А. Григорьева
Фото из архива И. С. Козловского
Записи Всесоюзного радио, 1960—1970-е гг.

1990 Зак. 460. Тир. 4650
admin / 2011-11-05 09:43:17 / Редакция № 9: 2022-05-23 21:19:40
Изображение
ЛЗГ, 5.10.90

Имя Ивана Семеновича Козловского знают миллионы людей, даже далеких от музыки, и его искусство не нуждается в рекомендациях. Давно признанное и любимое самой широкой аудиторией, оно являет собой огромный мир прекрасного, и каждая новая сделанная артистом грамзапись еще и еще раз вводит в этот бесконечно многообразный мир, даря нам и счастье соприкосновения с сокровищами мирового музыкального искусства, и радость познания неизведанных еще его страниц.
Дискография Козловского огромна (двадцать три полные записи опер и почти триста пластинок — обычных и долгоиграющих — с произведениями концертного репертуара артиста), и все же настоящая пластинка займет в ней особое место и вызовет, без сомнения, повышенный интерес любителей музыки, поскольку знакомит с той частью репертуара Козловского, которая, к сожалению, менее известна, — с русской духовной музыкой. Эти записи были сделаны артистом в разные годы и с различными исполнительскими коллективами. Здесь они впервые собраны воедино.
Духовная музыка в России имеет такие же многовековые традиции, как и древнерусское зодчество, древнерусская живопись, как сама православная церковь, в недрах которой сложилась эта удивительная по богатству и строгой красоте мелодий-распевов культура хорового пения. Развиваясь от сурового унисонного хорового склада a cappella, от древнейших, так называемых знаменных распевов XI—XII веков к более сложным формам вокального многоголосия, к духовным концертам XVII—XVIII веков, церковная музыка в России на протяжении столетий постоянно взаимодействовала с народно-песенной культурой, обогащаясь ею и все более обретая глубоко русский национальный характер, высокое этическое содержание своего образного мира. Не случайно такой большой интерес к отечественной духовной музыке проявляли русские композиторы-классики — М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, неоднократно обращавшиеся к интонационному строю древнерусского культового мелоса (достаточно вспомнить «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского или «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова); мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях и советские композиторы — Н. Я. Мясковский, Г. В. Свиридов, Ю. М. Буцко.
Произведения культовой хоровой полифонии требуют особого исполнительского искусства. Эта музыка сдержанна в выражении чувств, строга в своей красоте, чиста и возвышенна в озвучиваемых ею текстах. Она не допускает никаких исполнительских «вольностей», никаких вокальных «украшений», никакой «романтической свободы» в пении, но требует абсолютной чистоты интонирования, точности агогики, нюансировки, безупречного чувства ансамбля. Козловский обладает этими драгоценными качествами, и, быть может, именно в произведениях духовной музыки, с их плавным движением голосов, диатоническими мелодиями, своеобразным ладово-гармоничес'ким языком с преобладанием плагальных оборотов, певец достигает той максимальной степени естественности и пластичности фразировки, слиянности слова и звука, при которой только и создается ощущение высшей простоты, столь редко и с таким трудом достигаемой в вокальном искусстве.
Открывают пластинку четыре номера из «Всенощной» Рахманинова — «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши», в которых Козловский, как и в большинстве других записанных произведений, выступает солистом. Всенощная, или всенощное бдение — богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресенья или праздника и объединяющее службы вечерню и утреню. Всенощные как единое циклическое произведение писали П. И. Чайковский, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Ребиков, П. Г. Чесно-ков и многие другие русские композиторы. «Всенощная» Рахманинова по праву считается вершиной русской церковной музыки, «произведением, непревзойденным по глубине проникновения в строй древних напевов», по словам крупнейшего знатока древнерусского певческого искусства Н. Д. Успенского; «хоровым эпосом, возникшим из крепких корней народной древней русской культуры», назвал «Всенощную» Рахманинова академик Б. В. Асафьев. Написанная композитором в январе — феврале 1915 года, «Всенощная» была впервые исполнена 10 марта того же года в Москве в Большом зале Благородного собрания, а сборы с последующих ее исполнений пошли на нужды жертв войны.
2 марта 1965 года Козловский дал в Большом зале Московской консерватории памятный для любителей музыки концерт из произведений Рахманинова, среди которых исполнил названные выше четыре номера из «Всенощной» с Республиканской русской хоровой капеллой под управлением А. Юрлова. Это было первое после смерти композитора в 1943 году исполнение «Всенощной» на его родине. Впечатление от того концерта незабываемо!.. Это исполнение воспроизведено в настоящей грамзаписи.
Более скромны по масштабам, но равно проникновенны чистотой и целомудренностью музыкального выражения «Покаянное трио» классика русской церковной музыки XVIII века Д. С. Бортнянского, умевшего сочетать в своих духовных партитурах возвышенную философскую лирику с теплым человеческим чувством; выдержанное в стиле старинных распевов аскетически суровое песнопение «Разбойника благоразумнаго» П. М. Воротникова, ныне почти забытого русского композитора и хорового дирижера XIX века, но в свое время пользовавшегося широкой известностью благодаря своим духовным сочинениям (таким, как «На реках Вавилонских», «Свете тихий», «Благообразный Иосиф»); анонимные «В молитвах неусыпающую» и «Приидите, последнее' целование» —- произведение редкой мелодической выразительности и с весьма развитой полифонической фактурой; «Разбойника благоразумнаго» П. Г. Чеснокова — сочинение совсем иного, нежели трио П. Воротникова на тот же текст, лирического характера и в другой вокальной оркестровке — здесь Козловский солирует на фоне полного хора; также с хором исполняет Козловский старинный распев неизвестного автора «Ис пола, эти деспота», где в финале неожиданно и необычайно красиво (свежая тембровая краска) звучат введенные артистом в хоровую партитуру колокола — единственный музыкальный инструмент, допускаемый в православном богослужении.
На пластинке записаны также два произведения светской музыки, которые, однако, органично соседствуют с музыкой духовной — настолько они близки ей и вложенным в поэтические тексты чувством осознания трагического смысла жизни, и чисто музыкальным выражением этого чувства: исполненный глубокого драматизма и одновременно гражданственного звучания, скорбно-суровый романс-монолог Рахманинова на прекрасные слова Д. Мережковского «Христос воскрес» и не менее драматичный, хотя музыкально решенный в совсем ином, грустно-просветленном ключе романс С. Н. Василенко на не менее прекрасные стихи А. Блока «Девушка пела в церковном хоре». Оба эти произведения глубоко созвучны художественному мировосприятию Козловского и являются подлинным украшением постоянного концертного репертуара артиста; оба записаны в сопровождении оркестра — так, как обычно исполняет их Козловский.
Настоящая грамзапись посвящается 90-летнему юбилею Героя Социалистического Труда, народного артиста Советского Союза, лауреата Государственных премий СССР Ивана Семеновича Козловского — певца, артиста, художника-просветителя, неутомимого «сеятеля разумного, доброго, вечного», чьим талантом, волей и трудом миллионы людей приобщены к прекрасному миру музыки, чье творчество проникнуто высоким этическим началом, делающим искусство Козловского таким близким, дорогим и нужным нам — тем, кому выпало счастье быть его современниками.
П. Пичугин
mvaleryi / 2018-03-02 12:26:04
Изображение
АОЛЗ, ГОСТ 88
год выпуска 1990
Alder / 2013-01-05 11:23:55 / Редакция № 3: 2022-05-23 21:16:46
Изображение
melodist / 2013-12-29 17:58:44 / Редакция № 1: 2022-01-10 22:07:05
Изображение
mvaleryi / 2018-03-02 12:24:37
Изображение
ЛЗГ, ГОСТ-88, вып. 1990
mvaleryi / 2018-03-02 12:25:15
Изображение
mvaleryi / 2018-03-02 12:25:23
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка
Изображение
Россия. Апрелевский завод. 1964-1989 (ВФГ «Мелодия») — 1953-1991. Министерство культуры СССР — ГОСТ 5289-88
Белая