Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
1
С10 29859 001
1990, дата записи: 1960 - 1970 гг.
admin / 2011-11-05 09:43:17 / Редакция № 8: 2018-03-02 15:16:23
Изображение
01. Благослави, душе моя Господа
02. Блажен муж
03. Свете тихий
04. Ныне отпущаеши (С. Рахманинов - «Всенощное бдение»)
05. Христос воскрес (С. Рахманинов - Д. Мережковский)
06. Девушка пела в церковном хоре (С. Василенко - А. Блок)
07. Покаянное трио (Д. Бортнянский)
08. Разбойника благоразумнаго (П. Воротников)
09. В молитвах неусыпающую (обработка Илиодора)
10. Придите, последнее целование
11. Разбойника благоразумнаго (П. Чесноков)
12. Ис пола, деспота (старинный распев)
***
Государственная республиканская академическая
русская хоровая капелла под управлением А. Юрлова (1 - 4)
Академический симфонический оркестр
Московской государственной филармонии
Дирижер И. Гусман (5, 6)
Б. Яганов, тенор (7, 9); А. Красовский, дискант (7)
Б. Штоколов, бас (7, 8); А. Кулешов, дискант (8)
А. Гелева, бас (9); Л. Вернигора, бас (9)
В. Отделенов, баритон (10); О. Птуха, бас (10)
М. Златопольский, бас (10); А. Клейменов, тенор (10)
Большой хор Всесоюзного радио
Художественный руководитель К. Птица (10 - 12)
Записи Всесоюзного радио, 1960 - 1970-е гг.
Звукорежиссёры: И.Вепринцев, Е.Бунеева
Редактор Л.Абелян
На лицевой стороне конверта: Портрет И.С.Козловского
Оформление художника А.Григорьева
Фото из архива И.С.Козловского
admin / 2011-11-05 09:43:17 / Редакция № 4: 2018-03-02 12:22:36
Изображение
С10 29859 001

КОЗЛОВСКИЙ Иван Семенович (тенор)
Благослови, душе моя, Господа. Блажен муж. Свете тихий. Ныне отпущаеши (С. Рахманинов-"Всенощное бдение": Соч. 37 N 2-5).
Христос воскрес (С. Рахманинов-Д. Мережковский, инструм. В. Юровского).
Василенко С. Девушка пела в церковном хоре (сл. А. Блока);
Покаянное трио (Д. Бортнянский);
Разбойника благоразумного (П. Воротников);
В молитвах неусыпающую (Обраб. Илиодора);
Приидите, последнее целование;
Разбойника благоразумного (П. Чесноков),
Ис пола, эти деспота: Старин. распев
Орк. Большого театра СССР, дир. И. Гусман (1), Большой хор ВР, худ. рук. К. Птица (5, 7).
Alder / 2013-01-05 11:23:55 / Редакция № 1: 2013-11-03 18:03:27
Изображение
melodist / 2013-12-29 17:58:33
Изображение
melodist / 2013-12-29 17:58:44
Изображение
melodist / 2016-03-06 20:36:07 / Редакция № 1: 2016-03-06 20:36:36
Изображение
mvaleryi / 2018-03-02 12:24:37
Изображение
ЛЗГ, ГОСТ-88, вып. 1990
mvaleryi / 2018-03-02 12:25:15
Изображение
mvaleryi / 2018-03-02 12:25:23
Изображение
ЛЗГ, 5.10.90

Имя Ивана Семеновича Козловского знают миллионы людей, даже далеких от музыки, и его искусство не нуждается в рекомендациях. Давно признанное и любимое самой широкой аудиторией, оно являет собой огромный мир прекрасного, и каждая новая сделанная артистом грамзапись еще и еще раз вводит в этот бесконечно многообразный мир, даря нам и счастье соприкосновения с сокровищами мирового музыкального искусства, и радость познания неизведанных еще его страниц.
Дискография Козловского огромна (двадцать три полные записи опер и почти триста пластинок — обычных и долгоиграющих — с произведениями концертного репертуара артиста), и все же настоящая пластинка займет в ней особое место и вызовет, без сомнения, повышенный интерес любителей музыки, поскольку знакомит с той частью репертуара Козловского, которая, к сожалению, менее известна, — с русской духовной музыкой. Эти записи были сделаны артистом в разные годы и с различными исполнительскими коллективами. Здесь они впервые собраны воедино.
Духовная музыка в России имеет такие же многовековые традиции, как и древнерусское зодчество, древнерусская живопись, как сама православная церковь, в недрах которой сложилась эта удивительная по богатству и строгой красоте мелодий-распевов культура хорового пения. Развиваясь от сурового унисонного хорового склада a cappella, от древнейших, так называемых знаменных распевов XI—XII веков к более сложным формам вокального многоголосия, к духовным концертам XVII—XVIII веков, церковная музыка в России на протяжении столетий постоянно взаимодействовала с народно-песенной культурой, обогащаясь ею и все более обретая глубоко русский национальный характер, высокое этическое содержание своего образного мира. Не случайно такой большой интерес к отечественной духовной музыке проявляли русские композиторы-классики — М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, неоднократно обращавшиеся к интонационному строю древнерусского культового мелоса (достаточно вспомнить «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского или «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова); мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях и советские композиторы — Н. Я. Мясковский, Г. В. Свиридов, Ю. М. Буцко.
Произведения культовой хоровой полифонии требуют особого исполнительского искусства. Эта музыка сдержанна в выражении чувств, строга в своей красоте, чиста и возвышенна в озвучиваемых ею текстах. Она не допускает никаких исполнительских «вольностей», никаких вокальных «украшений», никакой «романтической свободы» в пении, но требует абсолютной чистоты интонирования, точности агогики, нюансировки, безупречного чувства ансамбля. Козловский обладает этими драгоценными качествами, и, быть может, именно в произведениях духовной музыки, с их плавным движением голосов, диатоническими мелодиями, своеобразным ладово-гармоничес'ким языком с преобладанием плагальных оборотов, певец достигает той максимальной степени естественности и пластичности фразировки, слиянности слова и звука, при которой только и создается ощущение высшей простоты, столь редко и с таким трудом достигаемой в вокальном искусстве.
Открывают пластинку четыре номера из «Всенощной» Рахманинова — «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши», в которых Козловский, как и в большинстве других записанных произведений, выступает солистом. Всенощная, или всенощное бдение — богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресенья или праздника и объединяющее службы вечерню и утреню. Всенощные как единое циклическое произведение писали П. И. Чайковский, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Ребиков, П. Г. Чесно-ков и многие другие русские композиторы. «Всенощная» Рахманинова по праву считается вершиной русской церковной музыки, «произведением, непревзойденным по глубине проникновения в строй древних напевов», по словам крупнейшего знатока древнерусского певческого искусства Н. Д. Успенского; «хоровым эпосом, возникшим из крепких корней народной древней русской культуры», назвал «Всенощную» Рахманинова академик Б. В. Асафьев. Написанная композитором в январе — феврале 1915 года, «Всенощная» была впервые исполнена 10 марта того же года в Москве в Большом зале Благородного собрания, а сборы с последующих ее исполнений пошли на нужды жертв войны.
2 марта 1965 года Козловский дал в Большом зале Московской консерватории памятный для любителей музыки концерт из произведений Рахманинова, среди которых исполнил названные выше четыре номера из «Всенощной» с Республиканской русской хоровой капеллой под управлением А. Юрлова. Это было первое после смерти композитора в 1943 году исполнение «Всенощной» на его родине. Впечатление от того концерта незабываемо!.. Это исполнение воспроизведено в настоящей грамзаписи.
Более скромны по масштабам, но равно проникновенны чистотой и целомудренностью музыкального выражения «Покаянное трио» классика русской церковной музыки XVIII века Д. С. Бортнянского, умевшего сочетать в своих духовных партитурах возвышенную философскую лирику с теплым человеческим чувством; выдержанное в стиле старинных распевов аскетически суровое песнопение «Разбойника благоразумнаго» П. М. Воротникова, ныне почти забытого русского композитора и хорового дирижера XIX века, но в свое время пользовавшегося широкой известностью благодаря своим духовным сочинениям (таким, как «На реках Вавилонских», «Свете тихий», «Благообразный Иосиф»); анонимные «В молитвах неусыпающую» и «Приидите, последнее' целование» —- произведение редкой мелодической выразительности и с весьма развитой полифонической фактурой; «Разбойника благоразумнаго» П. Г. Чеснокова — сочинение совсем иного, нежели трио П. Воротникова на тот же текст, лирического характера и в другой вокальной оркестровке — здесь Козловский солирует на фоне полного хора; также с хором исполняет Козловский старинный распев неизвестного автора «Ис пола, эти деспота», где в финале неожиданно и необычайно красиво (свежая тембровая краска) звучат введенные артистом в хоровую партитуру колокола — единственный музыкальный инструмент, допускаемый в православном богослужении.
На пластинке записаны также два произведения светской музыки, которые, однако, органично соседствуют с музыкой духовной — настолько они близки ей и вложенным в поэтические тексты чувством осознания трагического смысла жизни, и чисто музыкальным выражением этого чувства: исполненный глубокого драматизма и одновременно гражданственного звучания, скорбно-суровый романс-монолог Рахманинова на прекрасные слова Д. Мережковского «Христос воскрес» и не менее драматичный, хотя музыкально решенный в совсем ином, грустно-просветленном ключе романс С. Н. Василенко на не менее прекрасные стихи А. Блока «Девушка пела в церковном хоре». Оба эти произведения глубоко созвучны художественному мировосприятию Козловского и являются подлинным украшением постоянного концертного репертуара артиста; оба записаны в сопровождении оркестра — так, как обычно исполняет их Козловский.
Настоящая грамзапись посвящается 90-летнему юбилею Героя Социалистического Труда, народного артиста Советского Союза, лауреата Государственных премий СССР Ивана Семеновича Козловского — певца, артиста, художника-просветителя, неутомимого «сеятеля разумного, доброго, вечного», чьим талантом, волей и трудом миллионы людей приобщены к прекрасному миру музыки, чье творчество проникнуто высоким этическим началом, делающим искусство Козловского таким близким, дорогим и нужным нам — тем, кому выпало счастье быть его современниками.
П. Пичугин
mvaleryi / 2018-03-02 12:26:04
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка