3 дня
О сайте3 1 | С10-15239-40 1981, дата записи: 1980 |
I сторона Текст А. Гладкова „ВАРВАРА АСЕНКОВА" сюита из музыки к к/ф „Зеленая карета" 1. ПЕТЕРБУРГ 1832 г. У ТЕАТРАЛЬНОГО РАЗЪЕЗДА. ЗЕЛЕНАЯ КАРЕТА — 4.35 2. ГУСАР-ДЕВИЦА, водевильные куплеты — 4.20 3. ВСТРЕЧА С ГЛЕБОВЫМ — 2.50 4. БАЛ В ДОМЕ ЭНГЕЛЬГАРДТА — 4.50 5. МАСКИ. У ДОМА ПУШКИНА (февраль 1837 г.) — 3.00 6. НА СЦЕНЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ТЕАТРА — 2.58 7. ПРОЩАНИЕ АСЕНКОВОЙ С ТЕАТРОМ — 4.48 АСЕНКОВА—Е. ДРИАЦКАЯ (2, 6). ДЮР — И. ДМИТРИЕВ (2,6). МУЖ — В. ЧИСТЯКОВ (6) II сторона ШТРАУС В ПЕТЕРБУРГЕ, сюита из музыки к к|ф „Прощание с Петербургом Текст А. Пушкина 1. ПЕТЕРБУРГСКАЯ КАДРИЛЬ - 2.55 2. В ПАВЛОВСКОМ ПАРКЕ — 2.25 3. ПОЛЬКА «ОЛЬГА» — 1.15 4. ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ — 3.25 5. РОМАНС ОЛЬГИ — 2.40 6. ПРОЩАНИЕ С ПЕТЕРБУРГОМ — 5.15 ОЛЬГА - Л. СЕНЧИНА (5) Ленинградский концертный оркестр (I) Симфонический оркестр Ленинградской гос. филармонии (II) Дирижер В. Федотов Звукорежиссер - Ф. Гурджи Редактор - Т. Базилинская Художники: В. Жуйко, 3. Столярова В творчестве ленинградского композитора Владлена Чистякова важное место занимает работа над киномузыкой. Об этом свидетельствует не только количество фильмов, снятых с его участием, но, главное, отношение самого композитора к этому виду искусства. Поначалу может показаться странным, что среди длинного перечня художественных, документальных, научно- популярных фильмов с музыкой В. Чистякова нет ни одной чисто музыкальной ленты, где музыка являлась бы главным и всевластным героем, подчиняющим себе и сюжет, и драматургию, и развитие образов... Наоборот, композитора привлекают фильмы, в которых музыка на первый взгляд носит прикладной, вспомогательный характер. Однако стоит вслушаться в нее, задуматься над тем, какую роль она играет в фильме, и сразу становится ясным, что задачи, которые ставит перед собой композитор, намного сложнее, интереснее и перспективнее. Ведь отношение к киномузыке, как и к элементу второстепенному — отношение ошибочное, устаревшее, идущее от таперского сопровождения немых лент на заре кинематографии. В современном кино композитор — один из равноправных участников создания полноценного произведения искусства, столь же важный, как сценарист, режиссер, оператор, художник. Первым сочинением Чистякова (в то время выпускника Ленинградской консерватории), получившим широкую известность, стала кантата «Песнь труда и борьбы» (1953 г.) — произведение яркого гражданственного звучания, живой, искренний отклик на волнующие проблемы современности. Гражданская тема с ее широтой и многообразием, тема трудового и боевого подвига, легла в основу почти всех произведений Владлена Чистякова тех лет. С этой же темой композитор пришел и в кинематограф. Его первая работа — музыка к фильму одного из ведущих документалистов советского кино Е.Учителя. Это были фильмы «Подвиг Ленинграда», трилогия Русский характер, «Женщины России», «Мир дому твоему». И в художественном кинематографе композитора интересуют темы современности, таковы картины «Знакомьтесь, Балуев», «Все остается людям», «Иду на грозу» хорошо известные, нашим зрителям. Это картины «Автомобиль и немного статистики», «Да здравствует кино!», «Как вычислить удачу» и другие. « Сюиты из музыки к кинофильмам «Зеленая карета» и «Прощание с Петербургом», которые представлены на пластинке. Знакомят с еще одним направлением творчества Владлена Чистякова. Эта картины мы с полным правом можем назвать музыкальными, поскольку главные герои не только связаны с музыкой, — она является частью их жизни. У этих фильмов (о русской актрисе и о знаменитом австрийском композиторе); есть и один общий герой — Петербург пушкинской и послепушкинской поры. Его архитектурные ансамбли, его дворцы, загородные парки, «державное теченье» Невы — музыка застывшая (как называют архитектуру) и Живая музыка - природы как бы обрамляют образы героев, полнее раскрывают их. События, происходящие в фильмах, относятся к прошлому столетию, однако вы услышите здесь не только тонкую стилизацию музыки XIX века, но и музыку современную, созданную современным композитором, выражающую мысли и чувства героев, понятные сегодня каждому. Обе сюиты воспринимаются как законченные произведения: каждая из них создает музыкально развитый, многогранный образ художника и человека. В фильме «Зеленая карета» рассказывается о судьбе замечательной русской актрисы Варвары Асенковой. Ее светлый талант, ее ранняя смерть (она умерла в 24 года) невольно соединяют для нас ее имя с другим бессмертным и дорогим именем... «Помню похороны, — писал Некрасов в воспоминаниях об Асенковой, — похоже, говорили, на похороны Пушкина...» Они были современниками — поэт Александр Пушкин и артистка императорского театра Варвара Асенкова. И оба испытали на себе страшную гибельную силу эпохи, которую Герцен назвал «одной из самых темных эпох николаевского гонения». И не случайно в фильме и в сюите, которую автор назвал «Варвара Асенкова». Мы встречаем актрису в трагический февральский день 1837 года у дома поэта на Мойке. Есть сведения, что она была там одной из первых. В траурной скорбной музыке этого номера вы ясно услышите тёму Асенковой. Изменяясь, варьируясь, тема эта проходит через всю сюиту, создавая светлый и чистый облик замечательной русской актрисы. Начинает и заканчивает сюиту музыкальная тема, которую сам композитор назвал «отбивкой времени» — мы как бы слышим куранты и пушку Петропавловской крепости; мерная «поступь» словно воссоздает цокот копыт и стук колес зеленой кареты, развозившей по домам актеров императорского театра, на сцене которого играла и (если верить молве) умерла Варвара Асенкова. Вторая сюита носит название «Штраус в Петербурге». Это музыкальная новелла, повествующая о приезде в Россию знаменитого австрийского композитора, о его гастролях в Петербурге, о любви «короля вальсов» к молоденькой русской аристократке и о неизбежно печальном финале этой любви. Племянница великого князя не может стать женой простого венского музыканта, хотя имя его известно во всем мире. Предполагают, что эта грустная история вдохновила Штрауса на создание вальса «Прощание с Петербургом». Музыкально-драматургической разработкой вальса и заканчивается сюита. Подлинная тема штраусовского вальса звучит здесь то с нежной грустью, то, как яркое воспоминание о счастье, то, как печальное прощание... Вальс властно царит в сюите. Автор разрабатывает, и подлинные темы Штрауса и создает свои в стиле и манере той эпохи. Вальс чисто танцевальный и вальс-пейзаж, вальс-прогулка... Встречаем мы здесь и польку, столь любимую Штраусом. Она звучит на концерте, в котором соизволил принять участие сам великий князь, старательно исполнивший соло на виолончели. Образ Ольги — возлюбленной Штрауса — раскрывается в лирическом романсе на стихи А. С. Пушкина. Автор назвал первый номер сюиты «Петербургская кадриль». Перед нами как бы разворачиваются яркие меняющие друг друга картины окраинного Петербурга, докрывающиеся глазам молодого Штрауса, впервые посетившего российскую столицу. Музыка создает почти зримый образ. Знакомые напевы, танцевальные и плясовые мотивы предстают в несколько измеленном виде, а в одиноком голосе скрипки мы узнаем одну из популярнейших мелодий тех лет. (Как известно, Штраус дирижировал, своими концертами со скрипкой в руках. Возможно скрипка Иоганна Штрауса пела, порой, и па концертах в Павловске)... Сюиты В. Чистякова как бы составляют своеобразную дилогию, дополняя друг друга в рассказе о Петербурге 30— 50-х годов прошлого столетия. Они повествуют о людях, живших в ту эпоху, о судьбах ,художников, связавших — навсегда или на, короткое время — свою судьбу с удивительным чудом — русским искусством XIX века. Г. Левашова |