2 дня
О сайте9 | SUCD 11 00321 1991, дата записи: 1970, 1982 |
П. ЧЕСНОКОВ (1877 — 1944) 1 Теплится зорька, соч. 28 (К. Гребенский) — 2.05 2 Лес, соч. 28 № 3 (А. Кольцов) — 4.50 3 Ночь, соч. 31 № 1 (М. Коханский) — 1.50 4 Не цветочек в поле вянет, соч. 29 № 3 (Из музыки к комедии А. Островского "Бедность не порок", слова народные) — 2.27 5 Сама садик я садила, соч. 55 № 3 (слова народные) — 4.16 6 Дубинушка, соч. 31 № 3 (Л. Трефолев) — 5.30 С. ТАНЕЕВ (1856 — 1915) 7 Восход солнца, соч. 8 (Ф. Тютчев) — 3.10 8 Алели, соч. 24 № 2 (А. Пушкин ) — 1.50 9 Серенада, соч. 1877 г. (А. Фет) — 1.37 10 Сосна, соч. 1877 г. (М. Лермонтов) — 1.47 11 Звезды, соч. 15 № 1 (А. Хомяков) — 4.50 12 Альпы, соч. 15 № 2 (Ф. Тютчев) — 3.03 Из цикла на стихи Я. Полонского, соч. 27 13 На могиле (№ 1) — 3.52 14 Вечер (№ 2) — 2.09 15 Развалину башни, жилище орла (№ 3) — 4.12 16 На корабле (№ 5) — 3.55 17 Прометей (№ 8) — 5.40 Общее время звучания — 57.03 Валентина Козырева, сопрано (5) Анатолий Александрович, тенор (5) Хор Ленинградского телевидения и радио. Дирижер Григорий Сандлер Записи 1970 (1 — 10, 14, 15) и 1982 (11 - 13, 16, 17) гг. Звукорежиссер Ф. Гурджи Редактор К. Иванова На обложке буклета: И. Левитан. Озеро Оформление художника А. Белова |
Павел Чесноков известен главным образом как автор духовной музыки. Его творчество тесными узами связано с Московским Синодальным училищем, которое он окончил в 1895 году и где проработал двадцать пять лет. В 1920 году Чесноков окончил Московскую консерваторию (класс М. Ипполитова-Иванова). Превосходный знаток хора, он руководил Московским Государственным хором (1917-1922), возглавлял Московскую академическую капеллу (1922-1928), вёл большую педагогическую работу ( с 1921 г. – профессор Московской консерватории). Им написано свыше пятидесяти хоровых произведений. В этот диск вошли некоторые светские хоры П. Чеснокова: лирические пейзажные картинки «Теплица зорька» и «Ночь», выдержанные в народном духе «Лес» и «Дубинушка», обработки народных песен «Не цветочек в поле вянет» и «Сама садик я садила». Мастерски выполненные партитуры Чеснокова отличаются мелодическим богатством, великолепным использованием выразительных возможностей хорового пения. Выдающийся русский композитор Сергей Танеев в своём творчестве много обращался к хоровому жанру. Им создано около семидесяти хоров a capella и три кантаты. Уже в ранних хорах («Восход солнца», «Серенада») намечаются черты, характерные для стиля Танеева: серьёзность и глубина замысла, стройность и законченность композиции, полифоничность в сочетании с ясностью и прозрачностью фактуры. Эти черты в полной мере раскрываются в цикле на стихи Я. Полонского (двенадцать хоров, соч. 27 – одной из вершин хорового творчества Танеева. Каждый из пяти хоров, соч. 27, вошедших в этот диск, маленький шедевр, где хор звучит ка «вокальный оркестр». В репертуаре Ленинградского хора телевидения и радио русская хоровая классика занимает ведущее место. В этом – великая заслуга заслуженного деятеля искусств Г. Сандлера, возглавившего коллектив в 1954 году. Его темперамент, талант и опыт хормейстера, умение работать увлечённо и страстно способствовали творческому росту хора, помогли добиться удивительной слаженности звучания, выразительной фразировки, чистоты интонации – качеств, без которых невозможно профессиональное исполнение труднейших хоровых партитур русских композиторов. |