2 дня
О сайте5 | SUCD 11 00308 1991, дата записи: 1972, 1978 |
Д. ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975) КВАРТЕТ № 1 для двух скрипок, альта и виолончели до мажор, соч. 49 1 1. Moderato — 4.43 2 2. Moderato — 4.32 3 3. Allegro molto — 1.59 4 4. Allegro — 2.59 КВАРТЕТ № 4 для двух скрипок, альта и виолончели ре мажор, соч. 83 5 1. Allegretto — 3.25 6 2. Andantino — 6.42 7 3. Allegretto. 4. Allegretto — 12.23 КВАРТЕТ № 5 для двух скрипок, альта и виолончели си-бемоль мажор, соч. 92 — 32.02 8 1. Allegro non troppo 2. Andante 3. Moderato Общее время звучания — 68.45 Государственный квартет имени Танеева: Владимир Овчарек, Григорий Луцкий, Виссарион Соловьев, Иосиф Левинзон Записи 1972 (2), 1978 (1, 3) гг. Звукорежиссер Г. Цес Редактор К. Иванова Художник М. Волкова |
Камерную музыку Дмитрий Шостакович писал в течение всей своей жизни. Им создано пятнадцать квартетов, фортепианные трио и квинтет, сонаты для скрипки, виолончели и альта с фортепиано. Квартет № 1 до мажор, соч. 49 написан в 1938 году и впервые исполнен в Ленинграде Квартетом имени Глазунова 10 октября того же года. Это сочинение пронизано радостным, безмятежным настроением. Части его кратки, фактура прозрачна. Это своеобразная «проба пера» в квартетном жанре, сделанная с удивительным мастерством и изяществом. Квартет № 4 ре мажор, соч. 83 возник в 1949 году. Первое его исполнение состоялось 3 октября 1953 года в Москве (Квартет имени Бетховена). Он не содержит драматических конфликтов. Его образный строй – это тонкое сопоставление оттенков лирических настроений. Квартет № 5 си-бемоль мажор, соч. 92, написанный в 1951 году, посвящен Квартету имени Бетховена и им же исполнен впервые 13 ноября 1953 года в Москве. Этот квартет создан в непосредственной близости к Десятой симфонии – одному из наиболее сложных и глубоких сочинений Д. Шостаковича. Начиная с этого времени в музыкальную ткань его произведений проникает мотив-монограмма, построенная на первых буквах имени композитора (DSCH в «музыкальном прочтении» – ре – ми-бемоль – до – си). В Пятом квартете этот «лейтмотив» звучит в начале первой части и пронизывает интонационную сферу финала. Квартет имени Танеева впервые выступил в Малом зале Ленинградской консерватории зимой 1946 года. Его участники (тогда еще студенты второго курса) работали много и увлеченно, играли не только любимых ими классиков (Бетховена, Чайковского, Танеева), но и многие новые сочинения ленинградских композиторов. В 1963 году Квартету присвоено имя С.И. Танеева. «…Квартет имени С.И. Танеева обладает высоким художественным мастерством. Его без колебаний можно включить в число лучших ансамблей Советского Союза» (книга «Мастера советского камерного ансамбля»). |