12 час.
О сайте8 2 | Д 024253-4 1969 |
ЛЕВКО Валентина (контральто). 1. Ария Дидоны («Дидона и Эней» — Г. Перселл); 2. Речитатив и ария Альмирены («Ринальдо» — Г. Гендель); 3. Ария «Dignare» из кантаты «Dettingen Те Deum» (Г. Гендель); 4. Ария из Рождественской оратории, В. 248 № 4 (И. С. Бах); 5. Арнетта (А. Фальконьери); 6. Ария «Pieta, Signore!» (А. Страделла); 7. Ариетта (Дж. Россини); 8. Если любишь (Дж. Перголези); 9. Восторг любви (Ж. Мартини); 10. Ария (Б. Марчелло). На английском (1), итальянском (2, 5 — 8, 10), латинском (3), немецком (4) и французском (9) яз. _____________________________________________________ Purcell-Didona Aria; Handel-Recitative and aria Almerena; aria "Dignare" Bach-Aria "bereite dich, Zion"; Falconieri- Arietta "Bella rosa"; Stradella- Aria "Pieta, Signore!" Rossini-Arietta "Vado pen spesso"; Pergolesi-If you love; Martini, Marcello |
Д-024253-4. Валентина Левко, контральто. Старинные арии 01 01.Ария Дидоны (Дидона и Эней) (Г.Перселл) 02.Речитатив и ария Альмирены (Ринальдо) (Г.Гендель) 03.Ария Dignare из кантаты Dettingen Те Deum (Г.Гендель) 04.Ария из Рождественской оратории (И.С.Бах) 05.Ариетта Bella rosa (А.Фальконьери) 02 06.Ария Pieta, Signore! (А.Страделла) 07.Ариетта Vado pen spesso (Дж.Россини) 08.Если любишь (Дж.Перголези) 09.Восторг любви (Ж.Мартини) 10.Ария Quella fiamma che m'accende (Б.Марчелло) На английском (1), итальянском (2,5-8,10), латинском (3), немецком (4) и французском (9) яз. Камерный ансамбль солистов оркестра Московской государственной филармонии |
Широкое признание завоевало в последние годы искусство народной артистки РСФСР Валентины Левко. Ее артистическая карьера началась в 1957 году в Музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Несколькими годами раньше Левко окончила Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу альта. Незаурядное вокальное дарование, музыкальный профессионализм и огромная целеустремленность позволили ' Левко самостоятельно подготовить ряд оперных арий и партии Ратмира, Нежаты, Кончаковны, а несколько позже, уже на сцене театра, выступить в партиях Элен и Дуэньи («Война и мир», «Обручение в монастыре» Прокофьева). Большую роль в творческой судьбе Валентины Левко сыграла встреча с Марией Петровной Максаковой, чьи дружеские советы и помощь много дали начинающей певице. В конце 1959 года В. Левко получила приглашение на пробу в Большой театр и 4 декабря того же года дебютировала в партии Ратмира («Руслан и Людмила» Глинки). С этого времени Валентина Левко — солистка Большого театра СССР. Певица исполнила в спектаклях театра партии Вани («Иван Сусанин» Глинки), Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Марфы («Хованщина» Мусоргского), Графини («Пиковая дама» Чайковского), Княгини («Русалка» Даргомыжского), Элен («Война и мир» Прокофьева), миссис Куикли («Фальстаф» Верди). Уже работая в театре, В. Левко в 1962 году экстерном окончила вокальный факультет Московской консерватории. Большое признание слушателей получили и многочисленные выступления Валентины Левко на концертной эстраде, по радио и телевидению. В программы ее вокальных вечеров входят произведения русских и зарубежных классиков, советских композиторов, народные песни. Чрезвычайно красив голос певицы — сочное, насыщенное по тембру меццо-сопрано широкого диапазона. Искусству Валентины Левко присущи многие черты, характерные для русской вокальной школы: исключительное внимание к слову, гибкая рельефная фразировка, богатство эмоционально-смысловых оттенков, обаяние, простота и искренность. Валентина Левко много гастролирует в городах Советского Союза, успешно выступала в Польше, ГДР, Финляндии, Италии, США, Австралии и других странах. * * * Генри Перселл (1659—1695) — крупнейший английский композитор и органист. Его перу принадлежит большое число хоровых, органных, клавесинных произведений, песен, вокальных и инструментальных ансамблей. Но главная область его творчества — музыкальный театр. Перселл является родоначальником классической национальной английской оперы. Наиболее известна из них — «Дидона и Эней». Опера сочетает в себе черты английской и шотландской бытовой музыки с традициями европейского оперного стиля той эпохи. В этом произведении Перселл выступает как своеобразный и тонкий художник. Его музыка воплощает глубокие и сильные чувства, от нежной одухотворенной лирики до драматической экспрессии. Ария Дидоны («Прощание Дидоны») из оперы «Дидона и Эней» — образец лирического стиля Перселла. По словам Р. Роллана, «сцены прощания и смерти Дидоны было бы достаточно, чтобы сделать произведение бессмертным». Георг Фридрих Гендель (1685—1759) — великий немецкий композитор XVIII века, автор более сорока опер, нескольких десятков ораторий, оказавших огромное влияние на развитие мирового вокального искусства. «Этот гениальный импровизатор,— писал Ромен Роллан,— ...обладал, как античные ораторы, чувством формы и инстинктом непосредственного воздействия на слушателей. Музыкальное красноречие Генделя имело что-то общее с искусством ораторов античного мира, оно умело находить путь к душе народа». Музыкальному стилю Генделя свойственна героическая величавость и в то же время исключительная простота и пластичность выражения. Недаром Бетховен говорил: «Гендель — несравненный мастер всех мастеров. Идите к нему и учитесь создавать великое столь простыми средствами». Именно возвышенной простотой, гармоничностью и красотой лирического образа восхищает музыка арии «Dignare» из кантаты Генделя «Dettingen Те Deum». Вторая ария Генделя — знаменитая ария Альмирены «Lascia ch'io pianga» («Дайте мне слезы») из оперы «Ринальдо». Стиль арии Lamento—жалобы выражен здесь в проникновенной, экспрессивной мелодии, воплощающей глубину чувств, скорбь и страдания героини. В огромном творческом наследии Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) два рода сочинений представляются как бы центральными, наиболее полно воплотившими высокие гуманистические идеалы, философский строй, красоту и демократизм искусства великого композитора. Это произведения для органа и вокально-инструментальные композиции. Среди последних три названы Бахом ораториями: «На вознесение Христово» (1732), «Рождественская» (1734) и «Пасхальная» (между 1734 и 1736). Оратории предназначались для исполнения во время церковных служб в дни больших религиозных праздников. Из трех ораторий «Рождественская» отличается масштабностью, монументальностью композиции. В ней шесть частей (соответствующих шести дням, в течение которых шли рождественские службы) и шестьдесят четыре номера. Каждая часть представляет собой небольшую кантату из хоров, речитативов и сольных ариозных номеров. Рождественский сюжет воплощен очень скромно и жизненно: это картины опоэтизированного немецкого быта, расцвеченные маленькими легендами и лирическими соло. В музыке много теплоты, юмора, радости жизни. Арии родственны по характеру игровым, застольным, любовным, колыбельным песням той эпохи. Некоторые написаны в стиле, близком оперному. Ария «Bereite dich, Zion» (№ 4) воспринимается как откровение души и сердца. Она проникнута светлым, возвышенно-созерцательным настроением, вдохновенной философской патетикой. Андреа Фальконьери (1586—1656) — итальянский лютнист и композитор. Он был родом из Неаполя, но много путешествовал и по другим городам Италии (Флоренции, Риму), выступал за границей — в Испании, Франции. Ему принадлежат мадригалы, мотеты, виланеллы, инструментальные пьесы. Фальконьери — прекрасный мелодист. Его музыка, светлая и грациозная, выражает радостное безмятежное мироощущение. Примером может служить записанная на пластинке ариетта «Bella rosa». Вторую сторону пластинки открывает ария «Pieta, Signore!» Алессандро Страделлы (1642—1682). Жизнь его была коротка, но очень богата романтическими событиями, которые послужили источником многих легенд о композиторе. Творчество А. Страделлы весьма разнообразно, это — десять опер, шесть ораторий (из которых наиболее значительна «Иоанн Креститель»), более двухсот светских и духовных кантат, восемнадцать симфоний и другие сочинения. Ария «Pieta, Signore!» — одно из популярных произведений Страделлы — пленяет редкой по выразительности и красоте мелодией, большой эмоциональной теплотой. Ариетта «Vado pen spesso» принадлежит Джоаккино Россини (1792—1868). Ее музыка носит характер стилизации в духе итальянских арий XVII века. Она была опубликована под именем Сальваторе Розы, итальянского живописца, поэта и музыканта, которому ошибочно приписывались сочинения других композиторов. Джованни Баттиста Перголези (1710 — 1736) — итальянский композитор, скрипач, капельмейстер, выдающийся представитель неаполитанской оперной школы. Его имя вошло в историю музыки, как имя родоначальника жанра итальянской оперы-buffa. Перголези принадлежит свыше десяти опер (самая знаменитая из них — «Служанка-госпожа»), оратории, мессы, трио-сонаты, духовная кантата «Stabat mater» — одно из самых прекрасных произведений композитора. Стиль Перголези отличается большой гибкостью, свободой, близостью народно-бытовой музыке. Песня «Если любишь» пленяет своей обаятельной мелодией, искренностью лирического чувства. Родственна ей по настроению и следующая песня — «Восторг любви». Ее автор — французский композитор Жан Поль Мартини (1741—1816). Его настоящая фамилия Шварцендорф, он был родом из немецкого города Фрейштадта. В начале 1760-х годов он переехал во Францию, где служил придворным музыкантом в Нанси, а позже — в Париже. С 1798 по 1802 год Мартини являлся профессором композиции в Парижской консерватории. Перу композитора принадлежат 12 опер, пьесы для духового оркестра, кантаты, мессы, реквием. Наибольший интерес представляют шесть сборников песен. Завершает программу драматическая ария «Quella fiamma che m'accende» («Это пламя души») Бенедетто Марчелло (1686— 1739). По своей форме, развернутой композиции эта ария приближается к небольшой вокальной кантате. Ее автор — итальянский композитор, поэт, педагог, музыкальный писатель — большую часть жизни провел в Венеции. Из музыкальных сочинений Марчелло известны около 170 кантат, оперы, мессы, оратории, концерты, сонаты и др. Т. СОКОЛОВА |