6 дней
О сайте11 1 | A10 00711 004 1990, дата записи: 17 июня 1986 г. |
Л.ВАН БЕТХОВЕН Тридцать три вариации на вальс А.ДИАБЕЛЛИ, соч.120. 01 Theme. Vivace Variation I. Alla Marcia maestoso Variation II. Poco Allegro Variation III. L'istesso tempo Variation IV. Un poco più vivace Variation V. Allegro vivace Variation VI. Allegro, ma non troppo e serioso Variation VII. Un poco più Allegro Variation VIII. Poco vivace Variation IX. Allegro pesante e risoluto Variation X. Presto Variation XI. Allegretto Variation XII. Un poco più moto Variation XIII. Vivace Variation XIV. Grave e maestoso Variation XV. Presto scherzando Variation XVI. Fllegro Variation XVII Variation XVIII. Poco moderato Variation XIX. Presto 02 Variation XX. Andante Variation XXI. Allegro con brio. Meno Allegro Variation XXII. Molto Allegro alla "Notte e giorno faticar" di Mozart Variation XXIII. Assai Allegro Variation XXIV. Fughetta. Andante Variation XXV. Allegro Variation XXVI Variation XXVII. Vivace Variation XXVIII. Allegro Variation XXIX. Adagio, ma non troppo Variation XXX. Andante, sempre cantabile Variation XXXI. Largo, molto espressivo Variation XXXII. Fuga. Allegro. Poco Adagio Variation XXXIII. Tempo di Menuetto, moderato (ma non tirarsi dietro) Святослав Рихтер, фортепиано Запись с концерта из зала "Concertgebouw", Амстердам, 17 июня 1986 года Редактор Л.Абелян Художник А.Дьячков Фото В.Герман |
АОЛЗ, ГОСТ 88 сторона 1 год выпуска 1991 |
ЛЗГ, 12.05.91 Среди фортепианных произведений Людвига ван Бетховена наиболее важное место после сонат принадлежит вариациям. К этому жанру композитор обращался постоянно: от Девяти вариаций на тему марша Э. К. Дресслера (1782) —первого из дошедших до нас сочинений Бетховена — до Тридцати трех вариаций на тему вальса А. Диабелли (1823) —одного из его позднейших шедевров. В этих произведениях (перу Бетховена принадлежит около двадцати вариационных циклов для фортепиано) композитор новаторски преображает уже давно сложившуюся вариационную форму, усиливая сквозное драматургическое развитие, придавая ей невиданные ранее масштабы и многоплановость образного содержания. Одни вариационные циклы Бетховена написаны на собственные темы, иные, согласно существующей и поныне традиции, па темы других композиторов. К последним принадлежа! Тридцать три на риации на тему вальса А. Диабелли до мажор, соч. 120 одно из самых замечательных творений композитора, венчающее дли тельную эволюцию вариационной структуры в его музыке. Это произведение создавалось в 1819— 1823 годах. Поводом к его возникновению явилось предложение венского издателя и композитора Антона Диабелли пятидесяти австрийским композиторам написать по одной вариации на тему сочиненного им вальса, чтобы опубликовать их в сборнике как единый цикл. Бывший в их числе Бетховен не пожелал участвовать в коллективном сборнике, а написал отдельный цикл из тридцати трех вариаций, который был издан в 1823 году с посвящением приятельнице композитора Антонии Брентано. Вариации же остальных авторов, в том числе Ф. Шуберта, И. Гуммеля, К. Черни, И. Мошелеса, юного Ф. Листа, Диабелли опубликовал в следующем году в качестве второй части сборника. Написанные в годы работы над Торжественной мессой и Девятой симфонией, Тридцать три вариации представляют собой великолепный пример позднего бетховенского стиля и один из самых замечательных образцов трактовки вариационной формы. Безыскусная тема вальса Диабелли, выдержанная в духе бытового австрийского лендлера с острохарактерными нарочито грубоватыми синкопами, развита Бетховеном с неистощимой фантазией в граидиознейшем как по масштабам, так и по широте крута настроений цикле вариаций, подвергаясь многообразнейшим трансформациям. Изменяя темп, размер, фактуру, мелодический рисунок, композитор превращает каждую вариацию в самостоятельную пьесу с индивидуальной жанровой окраской, в то же время органично сливающуюся со своими соседями в стройную монументальную композицию с четко выраженной линией развития. Здесь и энергичный марш (вариация I), и задорное скерцо (вариация V), и величавое шествие (вариация XIV). и лирическое интермеццо (вариация XVIII), и тихий торжественный хорал (вариация XX), и даже шутливая парафраза» на начальную реплику Лепорелло из интродукции моцартовского Дон Жуана» (вариация XXII). В большей части цикла господствуют мажорные краски — поначалу лишь до-минорная вариация IX вносит на момент легкий тревожный оттенок. Но кульминация сочинения ознаменована тремя вариациями в одноименном миноре (XXIX — XXXI), где постепенно нарастает скорбное чувство, достигающее апогея в вариации XXXI — импровизационном трагедийном монологе, вызывающем в памяти многие страницы баховских фантазий и составляющем резчайший контраст с последующей фугой. Как и в других поздних сочинениях Бетховена, в Тридцати трех вариациях велика роль полифонических приемов — от отдельных канонических имитаций и камерно-лирической фугетты (вариация XXIV) до блестящей и динамичной двойной фуги (вариация XXXII) с совместной экспозицией энергичной, упругой первой темы и контрапунктирующей ей второй. По блеску полифонического мастерства, дерзновенной смелости и мощи развития эта вариация перекликается с финальными фугами Двадцать девятой фортепианной и Пятой виолончельной сонат. Большой фугой для струнного квартета. Финальная вариация XXXIII, Tempo di Menuetto, и примыкающая к ней кода сочетают грациозную танцевальность с нежной умиротворенностью. Интонации мелодии, колоритная фигурационная расцветка спокойного и просветленного завершения цикла сближают его с Ариеттой Тридцать второй фортепианной сонаты. |