Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
2
MEL CO 0550
дата записи: 1979
melodist / 2020-12-27 15:21:33 / Редакция № 2: 2022-11-23 21:54:50
Изображение
ГИЯ КАНЧЕЛИ
1 Симфония № 4 «Памяти Микеланджело» (1975) 24.56
2 Симфония № 5 (1976) 25.34

Общее время: 50.30

Государственный симфонический оркестр Грузии
Дирижер - Джансуг Кахидзе
Записи 1978 г.
Звукорежиссер - Михаил Килосанидзе
Ремастеринг - Елена Барыкина

винил С10—12551-2
переиздание на CD см. SUCD 10 00130
melodist / 2020-12-27 15:23:02 / Редакция № 2: 2022-11-23 22:01:47
Изображение
буклет
-------
Среди советских композиторов, получивших широкую известность в последние годы, Гия Канчели занимает одно из первых мест, как музыкант исключительной одаренности, создавший самобытный симфонический стиль. Творческие интересы Канчели реализуются в двух в какой-то мере полярно противоположных и одновременно тесно взаимосвязанных жанрах – симфонии и кинотеатральной музыки. Именно в кино и драме обострялось его чувство конкретного характера, протяженности времени, драматической ситуации, именно там оттачивалось его мастерство монтажа. Десятки кинокартин и театральных постановок (среди них музыка к «Кавказскому меловому кругу» Брехта, «Ричарду III» Шекспира, мюзиклу «Ханума» Цагарели, фильмам «Не горюй», «Кавказский пленник», «Необыкновенная выставка», «Мимино» и другим) – бесконечное множество образов, жизненных ситуаций, возможно, воздействовавших и на симфонии композитора. В пяти симфониях Канчели возникает своеобразный мир, наполненный возвышенными мыслями и сильными страстями, в котором история и современность не просто дополняют друг друга, а составляют единое целое. Музыка композитора – как бы оттиск нашего времени. Искусство Канчели обладает внутренней гармонией, удивительной пластичностью.
Четвертая симфония «Памяти Микеланджело» написана в 1975 году. В ней композитор отдал дань глубочайшего уважения великому художнику Возрождения, запечатлевшему в своих творениях мощь человеческого гения, величие его духа, страдания и борьбу во имя торжества разума. Симфония переносит нас в ту отдаленную эпоху (в какой-то мере даже воссоздавая ее звуковой колорит), но пронизана она тревогой за судьбы современного мира и искусства. Отсюда игра светотени, тональность глубочайшей печали и озаренности, которая сохраняется на протяжении всего сочинения.
Симфония № 4 одночастная. Все линии развития в ней возникают из нескольких звуковых характеристик, порою образующих многоплановые наслоения, сближающихся между собою или контрастирующих друг с другом. Из колокольного звона рождается главная тема симфонии (мелодия скрипок), в колокольных же звонах она и растворяется. Задумчивую главную тему дополняют другие характерные мотивы: это, в частности, хорал струнных, соединенный с мотивом арфы. Однако самый впечатляющий интонационный образ симфонии – очаровательный мотив челесты на фоне переборов арфы, утонченная стилизация лютневой музыки.
Пятая симфония написана в 1976 году и посвящена памяти родителей композитора. Среди сочинений Г. Канчели она выделяется сумрачным тоном, сгущенным драматизмом. Ее можно было бы назвать симфонией-монологом, окрашенным в трагедийные тона.
И тем не менее, хотя симфония и завершается траурной музыкой и недозвучавшим до конца мотивом светлой мечты, тяжести испытаний в ней противостоит непреклонный дух, стремление к красоте. Два полюса симфонии обнаруживаются в заглавной же антитезе, сопоставлении хрупкого мотива челесты, ассоциирующегося с наивными детскими песнями, и судорожного всплеска струнных, знаменующего смятение, состояние крайней тревоги. Каждый из образов дополняется рядом других, углубляющих контраст между ними.
Форма симфонии отмечена цельностью и гибкостью, в ней своеобразно претворены черты рондо с двумя взаимоконтрастными рефренами лейтмотивами. Композитор и в этом сочинении демонстрирует блестящее мастерство монтажа, придавая симфонии яркость театрального спектакля, но прежде всего восхищает своей глубиной, энергией мысли.
Четвертая и Пятая симфонии Г. Канчели записаны на пластинку народным артистом Грузинской ССР, лауреатом премии имени Шота Руставели Джансугом Кахидзе. Он обрел славу превосходного музыканта, тонкого интерпретатора музыки разных эпох и стилей. В репертуаре дирижера более тридцати опер и балетов, творения Гайдна и Прокофьева, Бетховена и Шостаковича, Берлиоза и Стравинского, Р. Штрауса и Малера. Исполнение Кахидзе изобилует тонкими нюансами, отличается глубиной и естественностью, самая же значительная черта его искусства – цельность и продуманность замысла, ясность формы, скульптурная вычерченность образов.
Думается, что Кахидзе в совершенстве постиг музыку Гии Канчели оттого, что любит ее и по достоинству ценит ее красоту. Их содружество основано на глубочайшем творческом доверии. Оба они нарушают довольно распространенное представление о неуемности южного темперамента: напротив, их искусство строгое, в нем нет преувеличенного пафоса. Оба музыканта, каждый в своей сфере, обращает на себя внимание не только исключительной силой воображения, но не менее значительным даром обуздывать фантазию, подчинять ее идее, концепции, рожденной их собственным отношением к миру.
Кахидзе великолепно воплощает в своих интерпретациях ясность, отточенность и красоту формы, присущие музыке Канчели.
Г. Орджоникидзе

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН
РЕДАКТОР – ТАТЬЯНА КАЗАРНОВСКАЯ
РЕМАСТЕРИНГ – ЕЛЕНА БАРЫКИНА
ДИЗАЙН – ИЛЬДАР КРЮКОВ
ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ
ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН
melodist / 2022-11-23 22:00:54 / Редакция № 2: 2022-11-23 22:07:46
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка