2 дня
О сайте5 2 | М10—44441-2 1982, дата записи: 1950-е гг. |
Из сокровищницы мирового исполнительского искусства Дирижёр Юджин ОРМАНДИ (Eugene Ormandy, 1899–1985) Сергей РАХМАНИНОВ (1873–1943) Сторона 1: «Колокола», поэма для симф. оркестра, хора и солистов, соч. 35 (слова Эдгара По, на английском языке) 1. I. Allegro ma non tanto – Дэвид Ллойд / David Lloyd, тенор (5:58) 2. II. Lento – Фрэнсис Йинд / Frances Yeend, сопрано (9:24) 3. III. Presto (8:02) Сторона 2: 4. IV. Lento lugubre – Мэк Хэррел / Mack Harrell, баритон (10:40) Хор Темплского университета Филадельфийский оркестр 5. «Остров мёртвых», симф. поэма по картине А. Бёклина, соч. 29 (9:12) = Isle Of The Dead, symphonic poem after A. Boeckin's picture, Op. 29 Филадельфийский оркестр Архивные записи 1950-х годов Реставратор И. Скрынник Редактор П. Грюнберг Художник Б. Белов *** Ленинградский завод грампластинок |
Имя Юджина Орманди неразрывно связано со знаменитым Филадельфийским оркестром, на протяжении многих лет считавшимся едва ли не лучшим симфоническим оркестром США. Сорок пять лет Орманди возглавлял «филадельфийцев» (своеобразный «мировой рекорд» среди дирижеров по продолжительности руководства одним коллективом). Орманди и его оркестр — музыканты широчайшего творческого диапазона, трудно переоценить их достижения в исполнении огромного репертуара, включавшего едва ли не всю классическую литературу, многие произведения эпохи барокко и множество сочинений новейших авторов. Особое место в репертуаре Орманди и его оркестра занимает русская и советская музыка. И дирижер, и оркестр тесно связаны также и с русскими и советскими исполнителями. среди которых выделяются имена Сергея Рахманинова, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Леонида Когана. Юджин Орманди (настоящее имя дирижера Ойген Блау) родился 18 ноября 1899 года в Будапеште. В детстве он успешно занимался в классе известного венгерского скрипача Енё Хубая и уже в девятилетием возрасте впервые принял участие в публичном концерте. В 1917 году молодой музыкант занял место концертмейстера в оркестре Блютнера в Берлине. В это время он начинает концертировать как скрипач-солист. Дирижером Орманди стал почти случайно. В 1921 году он попал в Нью-Йорк, и, оказавшись жертвой авантюриста импрессарио, остался без средств и без каких-либо перспектив на будущее. С трудом ему удалось устроиться в «Театральный» симфонический оркестр на место за последним пультом скрипок, однако вскоре он уже занял пост концертмейстера, а уже через год Орманди впервые дирижировал (его первой работой была Четвертая Симфония Чайковского). Музыкант сразу же понял, что дирижирование является его истинным призванием. Орманди не имел возможности получить соответствующую его таланту подготовку у кого-либо из крупных дирижеров-педагогов. Высшую школу дирижирования ему заменили концерты великих мастеров тех лет — Тосканини, Менгельберга,Фуртвенглера, Стоковского. Будучи по должности «четвертым дирижером» «Театрального» оркестра, Орманди имел возможность на практике проверять результаты своего «самообразования». Его талант быстро получил признание. В 1926 году Орманди предложили должность руководителя только что основанного оркестра радио. Еще через пять лет удачное стечение обстоятельств позволяет молодому дирижеру в полной мере проявить свое мастерство: ему поручают заменить Артуро Тосканини в нескольких концертах Филадельфийского оркестра. Успех Орманди был настолько велик, что его прямым следствием явилось приглашение на пост главного дирижера симфонического оркестра в Миннеаполисе. В это же время Орманди начинает работу в студиях фирмы «Victor», положившую начало его обширнейшей дискографии. В 1936 году Орманди приходит в Филадельфийский оркестр, разделяя должность руководителя с Леопольдом Стоковским, а два года спустя, когда Стоковский окончательно расстался с Филадельфийским оркестром, уже не возникало вопросов о его преемнике (к тому же Орманди рекомендовали С. Рахманинов и Ф. Крейслер). С тех пор Орманди был на протяжении более четырех десятилетий шефом знаменитого оркестра и неизменно пользовался любовью его замечательных музыкантов. Под руководством Орманди Филадельфийский оркестр проделал поистине титаническую работу: обширные и разнообразные концертные программы, длительные турне, участие в многочисленных фестивалях, работа в студиях фирмы «Columbia» (в фонографическом наследии Орманди сотни произведений всех эпох, стилей и жанров). Наконец, Орманди был великолепным партнером многих великих инструменталистов и певцов, среди них скрипачи йожеф Сагети, Фриц Крейслер, Зино Франческатти, Исаак Стерн, виолончелисты Григорий Пятигорский, Эмануэль Фойерман, пианисты Клаудио Аррау, Рудольф Серкин, контральто Мариан Андерсон, тенор Лауритц Мельхиор; плодотворным было и сотрудничество выдающегося дирижера с Давидом Ойстрахом. Во время гастролей советского скрипача в США ими была осуществлена редкостная по совершенству запись шедевров скрипичной литературы, в их числе концерты Вивальди, Мендельсона, Моцарта, Сибелиуса, Чайковского. В 1958 году Филадельфийский оркестр под управлением Орманди дал серию концертов в СССР, исполнив обширнейшую программу, включавшую произведения Гайдна, Бетховена, Брамса, Дебюсси, Прокофьева, Р. Штрауса, Шостаковича и современных американских композиторов. Оркестр Орманди произвел прекрасное впечатление безупречной ансамблевой слитностью и богатством тембровых красок, законченностью в интерпретации разнообразных партитур, как современных, так и классических. Убедительная дирижерская манера Орманди, сдержанная, без всякой аффектации, но выразительная и ясная, она в равной мере понятна музыкантам и доступна слушателям. В настоящее время Орманди — старейшина среди дирижеров. Недавно он передал руководство Филадельфийским оркестром молодому талантливейшему итальянскому дирижеру Риккардо Мути, но еще периодически появляется за пультом в концертах, продолжает записываться для грампластинок. Его долголетняя, счастливая жизнь в искусстве — замечательная страница в истории музыкального исполнительства нашего столетия. Среди обширнейших творческих контактов Орманди с современниками-музыкантами выделяется сотрудничество с великим русским композитором и пианистом Сергеем Васильевичем Рахманиновым, продолжавшееся около десяти лет. Их первое совместное выступление в концерте состоялось 8 января 1932 года в Миннеаполисе. Рахманинов исполнил свой Второй фортепианный концерт в ансамбле с молодым тогда дирижером; Орманди дирижировал также Второй симфонией Рахманинова, чью музыку он всегда высоко ценил. Очевидно, исполнение Орманди вполне удовлетворило строгого Рахманинова, и в последующие годы их совместные выступления участились. Так, в январе 1937 года они вместе с Филадельфийским оркестром совершили турне по пяти городам США (всего шесть концертов) с авторским исполнением Второго концерта и «Колоколами» под управлением Орманди. Можно предположить, что к этому времени артисты достигли полного взаимопонимания. Последние годы жизни Рахманинова насыщены их совместной работой. С Орманди за дирижерским пультом Рахманинов исполнил все свои Четыре концерта и «Рапсодию на тему Паганини», а также Первый концерт Бетховена. В 1939 году великий композитор и Орманди с «филадельфийцами» дают в Нью-Йорке цикл концертов, посвященных творчеству Рахманинова, един ственный «рахманиновский фестиваль» при жизни композитора. 26 ноября. 3 и 10 декабря были исполнены первые три концерта, Вторая и Третья симфонии, «Остров мертвых». а также «Колокола» под управлением автора. Кроме популяризации рахманиновского творчества в концертах, Орманди принадлежит большая заслуга в обогащении фонографического наследия великого композитора и пианиста. Он возглавлял Филадельфийский оркестр при записи Рахманиновым Первого, Третьего и Четвертого концертов. Таким образом, во многом благодаря Орманди, удалось сохранить для будущего исполнение Рахманиновым всех его сочинений для фортепиано с оркестром. Последнее совместное выступление Орманди и Рахманинова состоялось в Энн Арборе 9 мая 1942 года, в программе были Второй концерт, «Остров мертвых», «Симфонические танцы», последнее произведение Рахманинова, посвященное Филадельфийскому оркестру и Орманди и впервые исполненное ими в Филадельфии 3 января 1941 года. Можно смело говорить о подлинной «рахманиновской» традиции Филадельфийского оркестра и его дирижера в интерпретации музыки великого композитора, неоднократно руководившего исполнением своей музыки и в качестве дирижера. Известно, что предполагалась и запись «Колоколов» Филадельфийским оркестром под управлением Рахманинова. Запись этого знаменитого произведения, осуществленная Орманди более чем десятилетие спустя после смерти Рахманинова, бесспорно, отражает благоговейное отношение дирижера к памяти автора, глубокое проникновение в масштабный замысел; возможно, запись несет и следы непосредственного воздействия рахманиновского исполнения, которое Орманди неоднократно слышал. Среди участников записи «Колокола» следует выделить видного американского баритона, солиста «Метрополитен опера» Мэка Хэррелла (1909—1960), участника всех пяти последних исполнений «Колоколов» в США самим Рахманиновым (8 и 9 декабря 1939 года в Филадельфии. 10 декабря того же года в Нью-Йорке с Филадельфийским оркестром и Вестминстерским хором и 13 и 14 марта 1941 года в Чикаго с местным симфоническим оркестром). |