14 дней
О сайте5 4 | М10 45313 004 1983 |
ФИГНЕР Николай, тенор Сторона 1 1. Дж.Мейербер. Речитатив и романс Рауля, «Гугеноты», 1 д. 2. Д.Ф.Э.Обер. Баркарола Маркиза , «Фра-Дьяволо», 2 д. 3. Дж.Верди. Прощание со славой , «Отелло», 2 д. 4. П.Масканьи. Сицилиана Туридду , «Сельская честь» 5. Дж.Пуччини. Ария Рудольфа , «Богема», 1 д. 6. Дж.Пуччини. Ария Каварадосси , «Тоска», 3 д. 7. Р.Леонкавалло. Ариозо Канио , «Паяцы», 1 д. 8. Ш.Гуно. Ария Ромео , «Ромео и Джульетта», 2 д. 9. Р.Шуман. Во сне я горько плакал (из вокального цикла «Любовь поэта»), соч. 48 № 13(Г. Гейне) Оркестр общества "Gramophone" Петербург, 1901 (2,3,5), 1902 (4), 1903 (1), 1907 (6-9) Сторона 2 10. П.Чайковский. Ария Андрея , «Опричник», 2 д. 11. Ариозо Германа , «Пиковая дама», 2 к. 12. Э.Направник. Романс Владимира , «Дубровский», 1 д. 13. П.Чайковский. Страшная минута , соч. 28 № 6 (слова автора) 14. П.Чайковский. Отчего , соч. 6 № 5 (Г. Гейне, перевод Л. Мея) 15. Ц.Кюи. Я помню вечер (Н. Жандр) 16. К.Давыдов. Оставь меня (Дж. Г. Байрон, перевод Г. Кочуры) 17. М.Глинка. Северная звезда (Е. Растопчина) 18. Последний нонешний денёк (русская народная песня) Петербург, записи 1901(1,2,4), 1902(3),1907(6-9), 1909(5). Пластинка из серии "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (вокалисты)". |
Фортепиано (1-5,9) Оркестр общества "Gramophone" (6-8) Записи "Gramophone and Typewriter", Петербург, 1901 (2,3,5,10,11,13), 1902 (4,12), 1903 (1), 1907 (6-9,15-18) "Zonophone", Петербург, 1909 (14) Реставраторы Е:.Дойникова, А.Осипов, В.Шифф, Г.Матвеев Реставрировано при содействии ИРЛИ АН СССР (9-16) Редактор П.Грюнберг Художник Б.Белов |
В истории не только русской, но и мировой оперы Николаю Николаевичу Фигнеру принадлежит особое, почетное место. Для музыкального театра конца прошлого века Фигнер был по словам выдающегося дирижера Николая Малько, „эпохой, школой, реформистом, может быть революционером". Лучшие годы сценической жизни Фигнера предварили и подготовили почву для реалистического искусства Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и их современников. Свое credo оперного артиста Николай Фигнер лаконично изложил в 1907 году, когда прощался со сценой Мариин-ского театра: „Певец должен хорошо спеть, что ему полагается, во-первых; сыграть не что-нибудь вообще, а то самое, что ноет, во-вторых; всей своей внешностью производить гармоническое впечатление, в-третьих". В годы, когда появление певца-актера Фигнера на крупнейших сценах Европы произвело подлинную сенсацию, подобных задач перед собой не ставил еще ни один артист, в жертву „прекрасному пению" приносилась элементарная достоверность сценических образов и драматургического содержания спектаклей. Искусство Николая Фигнера стало переломным, переходным этапом в истории оперного театра на пути от спектаклей типа „костюмированного концерта" к реалистическому направлению, объединившему задачи музыкальные, вокальные и сценические в единую систему оперного действия. Биография Н. Н. Фигнера могла бы послужить основой для приключенческого романа, настолько необычно, романтично совершилось восхождение артиста из неизвестности к вершинам мастерства, к редкой прижизненной славе, настолько бурно прошла его богатая событиями жизнь. Николай Николаевич Фигнер родился 29 января 1857 года в маленьком имении своего отца, лесничего, Никифоровка в Казанской губернии. Из его семьи вышли еще несколько известнейших деятелей. Сестра Николая Вера Фигнер — русская революционерка, была в числе активных народовольцев. В 1883 году она была осуждена на пожизненное заключение в Шлиссельбурге. Лишь через двадцать лет Николаю Фигнеру удалось добиться ее освобождения. Еще три сестры артиста, также связанные с народовольческим движением, провели долгие годы в сибирской ссылке. Среди предков артиста (по боковой линии) — герой Отечественной войны 1812 года Александр Самойло-вич Фигнер (1786—18131, чьи подвиги и некоторые личностные черты отразились в эпопее Л. Н. Толстого „Война и мир"; со знаменитым партизаном 1812 года у Николая Фигнера ряд общих „семейных" черт — тот же огромный темперамент, отвага и „лицедейские", актерские способности. В детстве Фигнер был отчаянным сорванцом, „провалил" переходные экзамены в гимназии, после чего был отдан в морской корпус в Петербурге, стал морским офицером (участвовал в кругосветном путешествии) и, по собственному признанию, не помышлял о сцене. Его музыкальные упражнения не шли дальше исполнения популярных романсов в кругу товарищей по службе. Если бы не „семейные неисправности" (так Фигнер назвал свою женитьбу на бонне-итальянке, что было запрещено в сословно ограниченной офицерской среде), возможно, он не стал бы артистом. Годы учения и начала певческой карьеры до сих пор остаются „белым" пятном в биографии Фигнера, в целом хорошо исследованной. Достоверно известно, что он занимался в Петербурге у выдающегося певца и педагога И. Прянишникова, затем попал в класс Камилло Эверарди, другого знаменитого педагога, в Петербургскую консерваторию Эверарди дал понять Фигнеру, что вокальных данных у него нет, но тот упрямо верил, что может стать певцом. Благодаря материальной поддержке меценатов, Фигнер с женой отправляется в Италию. Итальянский период своей жизни сам артист настолько „затемнил" и романтизировал, что полностью прояснить его не удается и сейчас. Наиболее вероятно, что Фигнер был в Италии дважды, до занятий у Прянишникова и после изгнания из класса Эверарди, так как дважды в разное время он пользовался субсидиями разных лиц. Известно, что в Италии он занимался у многих педагогов, в том числе у знаменитого Франческо Ламперти. которого вместе с семьей спас во время пожара в театре. Но ..неблагодарный" Ламперти расстался с ним, как и другие учителя. В итоге Фигнер оказался в безвыходной ситуации; деньги у него кончились, с женой он разошелся, перспектив на будущее не было никаких. По версии самого артиста, ему помог случай. Когда в кафе он обдумывал наиболее дешевый и безболезненный способ самоубийства, к нему обратился человек, оказавшийся не только хорошим физиономистом-психологом, но и оперным антрепренером. Случайный благодетель определил его к своему знакомому, некоему Де Роксасу (полагают, что он был хормейстером), который взялся учить Фигнера бесплатно. Вскоре состоялся дебют Фигнера в опере Ш. Гуно „Филемон и Бавкида" в Неаполе, в спектакле, поставленном в частном кругу. Затем в открытом спектакле молодой артист успешно исполняет партию Фауста в одноименной опере Ш. Гуно. Так в 1882 году начался пятилетний зарубежный период артистической карьеры Фигнеча. Сначала он выступает в театрах Италии, как крупных, так и незначительных, затем поет в Испании. Он выступает на тех же подмостках, где поют такие корифеи бельканто и любимцы публики, как X. Гайярре и Дж. Мазини, исполняет труднейшие главные партии в таких операх, как „Фаворитка" Г. Доницетти и „Пуритане" В. Беллини, и завоевывает авторитет в музыкальных кругах Италии. Его узнают и видные композитопы (А. Каталани. в премьере его оперы „Эдмея" Фигнер пел в „Ла Скала"), и сам великий Дж. Верди. В первое же турне в Южную Америку Фигнер отправляется в одной труппе с Ф. Таманьо и М. Мей. Пресса уже тогда обращала внимание на высокий артистизм Фигнера, великолепное владение вокальной техникой, хотя о самой природе голоса Фигнера отзывы противоречивы. В 1887 году Фигнера и обладательницу исключительного голоса и столь же великолепной внешности Медею Мей приглашают в Петербург, где 13 апреля они с триумфом выступают в „Гугенотах" Дж. Мейербера, через четыре дня Фигнер успешно исполняет партию Радамеса в „Аиде" Дж. Верди. Затем артисты выступают в лондонском "Ковент-Гарден", а осенью 1887 года возвращаются в Петербург, где подписывают контракт и становятся ведущими солистами Мариинского театра. Через два года Фигнер и Медея Мей становятся мужем и женой. Их "семейный" сценический дуэт почти двадцать лет пользовался исключительной славой. Супруги Фигнер были участниками премьер опер П. И. Чайковского „Пиковая дама (1890 г) и "Иоланта" (1892 г), опер Э.Ф. Направника „Дубровский" (1895 г.) и „Франческа да Римини" (1902 г). Ансамбль Николая и Медеи Фигнер был украшением таких спектаклей Мариинского театра, как "Кармен" Ж. Бизе, „Гугеноты" Дж. Мейербера, „Вертер" Ж. Массне, ,Мефистофель" А.Бойто и "Сельская честь" П. Маскаяьи. Вместе выступали Фигнеры и в операх Чайковского "Опричник" и "Евгений Онегин". Фигнер был настолько уверен в надежности своей вокатьной школы, что брался за партии как сугубо лирические (правда, сильно драматизируя их) Альфред в "Травиате" Дж. Верди и Ленский в „Евгении Онегине" П. Чайковского, так и считавшийся привилегией „громоподобных" голосов вроде Таманьо. Он был убедителен в Пророке" Дж. Мейербера, а партия Отелло в одноименной опере Верди, которую Фигнер исполнил первым в России (1887 г), была одним из вершинных достижений Фигнера, певца-актера. Неотразим был артист и в опере Д.Обера "Фра-Дьяволо". В Мариинском театре Фигнер не был одинок в своей новаторской направленности. Его окружали такие выдающиеся мастера, как Ф. Стравинский, Е.Мравина, М.Славина. Следует отметить, что Фигнеру не были свойственны профессиональная ревность и зависть, столь распространенные среди артистов в те годы. В эпоху, когда Фигнер безраздельно владычествовал в Мариинском театре, там утвердились и расцвели дарования гениального И. В. Ершова и А. М. Давыдова, выступавших нередко в тех же париях, что и Фигнер. Фигнеру принадлежит инициатива приглашения на гастроли в Петербург молодого Собинова, нанесшего ему поражение в партии Ленского. Наконец, Фигнер способствовал Шаляпину в поступлении в Мариинский театр. Появление новой плеяды артистов нанесло удар высокому реноме Фигнера. Упадку артистической формы певца способствовал и разрыв с Медеей Мей-Фигнер. После прощания со сценой Мариинского театра (28 декабря 1907 года, партия Ромео в опере Ш. Гуно „Ромео и Джульетта") Фигнер совмещает гастрольную деятельность с антрепренерской. В 1910—1915 годах артист становится во главе оперной труппы Петербургского Народного дома, где обращает особое внимание на режиссуру спектаклей, привлекает в число сотрудников А. А. Санина, сподвижника Станиславского в Художественном театре, смело выдвигает молодые таланты, в частности дирижера С. А. Самосуда. И сам Фигнер создает несколько новых ролен, в том числе Самозванца в „Борисе Годунове" М. Мусоргского. В последние годы жизни Фигнер был также председателем совета „Русского акционерного общества граммофонов", противостоявшего могущественной английской компании ..Gramophone". . Скончался Фигнер 13 декабря 1918 года в Киеве, где оказался оторванным от родных бурными событиями и работал педагогом в консерватории. Часто Фигнера критиковали за „отсутствие голоса". Действительно, в эпоху, когда звучали такие прекрасные голоса, как у Мазини, Ансельми, поражал мощью и беспредельным дыханием Таманьо. голос Фигнера сам по себе не представлял ничего исключительного. Лишь у такого мастера, как Фигнер, артиста эмоционального и вместе с тем рационально мыслившего, природные данные не приобрели самодовлеющего значения. Фигнер еще в начале своей карьеры понял, что „ахиллесовой пятой" современного ему оперного театра является пренебрежение сценической реализацией образован выиграл соперничество у ..голосистых" певцов за счет того, что стал едва ли не первым среди теноров „поющим актером", опираясь на совершенное и рациональное владение вокалом. Не будучи учеником только одного педагога или одной школы, Фигнер самостоятельно объединил достоинства итальянской вокальной школы с выразительностью пения русской. Как оперный артист Фигнер не был еще полностью артистом реалистического направления, но мог настолько ярко и убедительно передавать смену состояний своих героев, что его ходили не только слушать, но и „смотреть". Искусство Фигнера стимулировало развитие творческого мышления современных ему оперных артистов, быстро взявших на вооружение его опыт и опередивших его еще при жизни. Вместе с тем роль Фигнера в истории оперного театра еще окончательно не оценена, и его феномен не изучен с той полнотой, которую он заслуживает. Пластинки Фигнера, казалось бы, подтверждают мнение его противников об „отсутствии голоса". Они сделаны на заре грамзаписи (всего около сорока, включая дуэты с М. Мей-Фигнер) компанией ..Gramophone and Typewriter", лишь последние для ..Zonophone . Но эти записи свидетельствуют об исключительной пластичности фигнеровекого вокала, о точности интонирования. По этим же записям можно судить и о темпераменте певца (ариозо Канио), о его строго продуманной интерпретации (ариозо Германа). В целом записи Фигнера подтверждают высокое исполнительское и вокальное мастерство великого артиста, друга Чайковского и Направника, Верди и Пуччини, первого исполнителя их опер. При реставрации использованы записи из фондов Центрального государственного архива звукозаписей СССР. Центрального государственного театрального музея имени А. А. Вахрушина, из собрания Ю. Б. Перепелкина. |