1 день
О сайте7 4 | М10 45173 001 1983 |
СТЕПАНОВА Елена (сопрано) Сторона 1 1. А. ПАВЛОВ. Любовь (Т. Щепкина-Куперник) — 2.40 2. Дж. ВЕРДИ. Ария Виолетты («Травиата», 3 д.) — 2.38 3. М. ГЛИНКА. Рондо Антониды («Иван Сусанин», 1 д.) — 3.25 Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ: 4. Ария Снегурочки («Снегурочка», 1 д.) Архивные записи 1912 г. 5. Ария Марфы («Царская невеста», 2 д.) Архивная запись 1931 г. 6. Колыбельная Волховы («Садко», 7 к.) Архивная запись 1937 г. 7. Ария Царевны Лебедь («Сказка о царе Салтане», 2 д.) Архивная запись 1937 г. Фортепиано (1), Оркестр (2—5) Дирижёр Михаил Ипполитов-Иванов (5) ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР Дирижёр Лев Штейнберг (6,7) Сторона 2 1 (8). Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. Сцена Шемаханской царицы и Додона («Золотой петушок», 2 д.) Василий Лубенцов, бас 2 (9). Р. ГЛИЭР. Ария Шахсенем («Шахсенем», 3 д.) — 6.28 Архивные записи 1937 г. ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР Дирижёр Лев Штейнберг (1) ОРКЕСТР ВСЕСОЮЗНОГО РАДИО Дирижёр Александр Гаук (2) Пластинка из серии "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (вокалисты)". |
25 ноября 1912 года на сцене московского Большого театра дебютировала в партии Антониды («Иван Сусанин» М. Глинки) одна из лучших артисток, когда-либо выступавших на его подмостках, — Елена Андреевна Степанова. И хотя в этой партии безраздельно господствовала в то время А. В. Нежданова, критика единодушно оценила редкое дарование молодой дебютантки, предвестив ей блестящее будущее. Елена Андреевна Степанова родилась 17 мая 1891 года в Москве. Первым ее педагогом был отец, учитель пения. После окончания гимназии она выдержала конкурсные испытания и была зачислена в состав хора Большого театра. В 1910 году Степанова начала заниматься у педагога /Максимилиана Полли, который за два года подготовил ее к успешному дебюту. С Большим театром связана вся тридцатилетняя творческая деятельность певицы. Уже в свой первый сезон она зарекомендовала себя как одна из лучших исполнительниц партии Антониды, а 21 октября 1914 года выступила в этой партии на сцене петроградского Мариин-ского театра; в спектакле, шедшем под управлением Э. Ф. Направника, ее партнерами были Ф. И. Шаляпин, Д. А. Смирнов и Е. И. Збруева. Кроме Антониды, молодая певица в свой первый сезон на сцене Большого театра привлекла внимание живым и выразительным исполнением роли Микаэлы в «Кармен» Ж- Бизе, созданной ею под руководством режиссера В. А. Лосско-го. В следующем сезоне артистка спела две партии в операх самого любимого ею композитора — Н. А. Рим-ского-Корсакова: Волхову в «Садко» под управлением В. И. Сука и Царевну Лебедь в «Сказке о паре Сал-тане» (премьерный спектакль 13 ноября 1913 года). О Царевне Лебедь Степанова вспоминала: «Долго, в течение ряда лет бессменно пела я эту трудную, но чудесную партию — над ней мне пришлось работать под руководством другого крупного художника, дирижера Эмиля Купера. У него я многому научилась». После премьеры «Сказки о царе Салтане» к певице за кулисы пришла с благодарностью вдова композитора Надежда Николаевна Римская-Корсакова. Впоследствии артистка создала в операх Римского-Корсакова целую галерею незабываемых образов: Снегурочки («Снегурочка»), Марфы («Царская невеста»), Вещей птицы Сирин («Сказание о невидимом граде Китеже»), Царевны Ненаглядной Красы («Кащей бессмертный»), Шемаханской царицы («Золотой петушок»). Несмотря на то, что все эти образы были воплощены на спене такими выдающимися предшественницами Степановой, как Н. И. Забела-Врубель, А. И. Добровольская, А. В. Нежданова, певица внесла в их трактовку нечто новое, сокровенное, глубоко постигнув существо авторского замысла. Исключительно большое внимание уделяла Степанова сценической трактовке образа. Плодотворным было ее творческое общение с К. С. Станиславским. В 1919 и в 1921 годах, будучи уже признанной артисткой, она участвовала в ученических спектаклях студии великого режиссера, — пела в поставленных им отрывках из опер «Риголетто» (Джильда) и «Евгений Онегин» (Татьяна). За свою сценическую жизнь Степанова исполнила свыше тридцати оперных партий. Кроме уже названных, в числе ее лучших достижений — Людмила («Руслан и Людмила» М. Глинки), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Лакме (одноименная опера Л. Делиба). Лейла («Искатели жемчуга» Ж- Бизе). Она прекрасно пела Эльзу в «Лоэнгрине» Р. Вагнера, Маргариту в «Гугенотах» Дж. Мейербера, Розину в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, с огромным успехом исполнила в Ленинградском Малом театре оперы и балета партию Констанцы в «Похищении из сераля» В. А. Моцарта. В 1924—1926 годах Степанова часто выступала на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (ныне имени С. М. Кирова), где в «Руслане и Людмиле» делила успех с великим И. В. Ершовым, прославленным исполнителем партии Финна. Искусство певицы на протяжении всего ее творческого пути очень высоко оценивалось критикой. В 1925 году, например, рецензент «Рабочего театра» писал: «Филируя почти неощутимо для слуха, нюансируя легко и четко, сверкая фиоритурными блестками, она пленяет прежде всего безыскусственностью и отсутствием всякой позы...» Выдающаяся оперная певица уделяла большое внимание и камерному репертуару. В программах се концертов было представлено творчество Глинки, Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Гречанинова, Моцарта, Грига, Дебюсси, Р. Штрауса. Она активно пропагандировала музыку советских композиторов — Глиэра, Мясковского, Василенко, Аракишвили, Чем-берджи и других. Камерное исполнительство было ценно для Степановой еще и тем, что позволяло переключиться от колоратурных «излишеств» ее оперных партий к иной вокальной и эмоциональной стилистике. «После «Колокольчиков» Делиба («Лакме») я пела «Забыть так скоро» Чайковского, — вспоминала певица. — Успех был и там и тут, но влекло к раскрытию человеческих чувств, а не щегольство техникой». Степанова неоднократно выступала в симфонических концертах с крупнейшими музыкантами. Она была участницей московской премьеры поэмы С. В. Рахманинова «Колокола», состоявшейся 8 февраля 1914 года; 14 апреля 1925 года артистка солировала в финале Девятой симфонии Л. Бетховена, исполненной под управлением Отто Клемперера в Большом зале Ленинградской филармонии. Неоднократно гастролировала Степанова на сценах Киева, Одессы, Тбилиси, Баку. Оперные спектакли с ее участием и концерты проходили и в других городах страны. Последнее выступление Степановой состоялось в начале Великой Отечественной войны в филиале Большого театра СССР. Последние годы жизни она посвятила помощи художественной самодеятельности в качестве консультанта, педагога, доброго советчика. «Мне радостно, — говорила Степанова, — что в росте самодеятельности есть и скромная доля моего личного участия. Помогать, чем только можешь, своему народу всегда было самой большой для меня радостью». Выдающаяся певица была удостоена звания народной артистки СССР (1937 г.), дважды награждена орденом Трудового Красного Знамени. Скончалась Елена Андреевна Степанова 26 мая 1978 года в Москве. Фонографическое наследие Е. А. Степановой, к сожалению, невелико. В 1912 году московская студия «Метрополь» записала в ее исполнении романс А. Павлова «Любовь» и арию Виолетты, которые открывают программу этой пластинки, а затем еще четыре оперных фрагмента. В 1931 году «Музтрестом» были записаны семь арий и романсов. Наконец, в 1934—1936 и в 1937 годах «Грампласттрест» выпустил еще пять записей Е. А. Степановой. В 1937 году было записано несколько оперных фрагментов на тонфильм для Всесоюзного радио. Большая часть этих записей впервые публикуется на данной пластинке. Ю. Перепелкин Елена Андреевна Степанова вписала блистательную страницу в историю русского и советского вокального исполнительства. Ее голос — удивительной красоты, хрустально чистый, звонкий, ослепительный в колоратурных пассажах — одинаково пленял как в лирико-колоратурных оперных партиях, так и в камерном репертуаре. Младшая современница А. В. Неждановой, Степанова никогда и ни в чем не повторяла великую певицу. Выступая в одно и то же время с такими выдающимися певицами (исполнявшими однотипный репертуар), как Е. К- Катульская и В. В. Барсова, Елена Андреевна создавала образы, отличавшиеся исключительной самобытностью. С особой пленительностью раскрывалось дарование, индивидуальность артистки в сказочных операх Н. А. Римского-Корсакова. Ее Снегурочка была глубоко лирична, наивна, шаловлива, грациозно кокетлива, Волхова — поэтична, таинственна. Пение Степановой в партии Царевны Лебедь поражало щедростью вокальных красок, широким «разливом» кантилены, блеском, величием и, одновременно, человечностью. Истинным шедевром стала в ее исполнении Шемаханская царица. Представленная на этой пластинке запись сцены Шемаханской царицы и Додона является драгоценным документом. Интерпретацию Степановой можно изучать такт за тактом — настолько богата она тончайшими интонационными оттенками, вскрывающими сложный психологический подтекст роли. Замечательна способность Степановой своеобразно и точно интонировать каждое слово, каждый фрагмент текста. Ее Шемаханская царица загадочна, иллюзорна и вместе с тем осязаема, реальна. Орнаментальный восточный рисунок партии исполнительница обогащает изысканным, едва уловимым «акцептом», подчеркивающим «иноземное», чуждое происхождение этой женщины — воплощенного символа. Через всю творческую биографию певипы проходит образ Марфы из «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова. Вопреки общепринятой традиции, Степанова трактовала ААарфу как натуру страстную и сильную, сломленную лишь цепью роковых обстоятельств. Ее героиня трагична, даже мятежна. Уже в первой арии артистка достаточно ярко раскрывала волевую целеустремленность Марфы, ее ощущение полноты счастья. Марфа Степановой воспринималась как бы продолжением, развитием того русского женского характера, который певица с такой убедительностью воссоздала в партии Антониды в «Иване Сусанине» М. И. Глинки. Одним из лучпгах созданий Степановой ■— лирической актрисы и певицы — была Людмила в «Руслане и Людмиле» М. Глинки (к сожалению, певица не записала ни одного фрагмента этой партии). Грациозную непосредственность и ласковый юмор, задумчивую непреклонность, всю изменчивость душевного состояния героини Степанова раскрывала с неповторимым обаянием. При всем блеске техники, гибкой и пластичной колоратуры певица неизменно сохраняла русскую пе сенную основу глинкинской музыки. Творчество Степановой пробуждает бесконечное число восторженных и благодарных воспоминаний для всех, кому посчастливилось слышать незабываемую артистку. О. Б о ш н я к о в и ч При реставрации использованы записи из фондов Всесоюзного радио, Центрального государственного архива звукозаписей СССР и из собрания Ю. Б. Перепелкина. |