5 дней
О сайте7 3 | С10-16169-70 1981 |
Архивные записи 1964, 1967 Design – Б. Белов Liner Notes – В. Тимохин Supervised By – П. Грюнберг Московский опытный завод «Грамзапись» |
Криста ЛЮДВИГ, меццо-сопрано 1. Ф.ШУБЕРТ. Пастух на скале, соч. 129, D. 965 (В. Мюллер и Г. фон Шези) 2. И.БРАМС. Умиротворенная тоска, соч. 91 № 1 (Ф. Рюккерт) 3. И.БРАМС. Духовная колыбельная, соч. 91 № 2 (Лопе де Вега, перевод Э. Гайбеля) 4. И.БРАМС. Верное сердце, соч. 3 № 1 (Р. Райник) 2.14 5. И.БРАМС. Ода Сафо, соч. 94 № 4 (Г. Шмидт) 2.26 6. Г.ВОЛЬФ. Песня Венлы (Э. Мёрике) 1.40 7. Р.ШТРАУС. Ночь, соч. 10 № 3 (Г. фон Гильм) 3.06 8. С.РАХМАНИНОВ. Не пой, красавица, соч. 4 № 4 (А. Пушкин) 4.44 9. С.РАХМАНИНОВ. Уж ты, нива моя, соч. 4 № 5 (А. К. Толстой) 4.25 На немецком и русском (8, 9) языках Партия фортепиано: Джеффри Парсонс (1-3, 8, 9), Джералд Мур (4-7), Джервас Де Пейер, кларнет (1); Херберт Даунс, альт (2, 3) Пластинка из серии "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (вокалисты)". |
С10-16169-70. Криста Людвиг, меццо-сопрано (Christa Ludwig) Из сокровищницы мирового исполнительского искусства Часть IV. Вокалисты 01 01.Пастух на скале, соч. 129, D. 965 (Ф.Шуберт – В.Мюллер и Г. фон Шези) 02.Умиротворённая тоска, соч. 91 № 1 (И.Брамс – Ф.Рюккерт) 03.Духовная колыбельная, соч. 91 № 2 (И.Брамс – Лопе де Вега, пер. Э.Гайбеля) 02 04.Верное сердце, соч. 3 № 1 (И.Брамс – Р. Райник) 05.Ода Сафо, соч. 94 № 4 (И.Брамс – Г. Шмидт) 06.Песня Венлы (Г.Вольф – Э.Мёрике) 07.Ночь, соч. 10 № 3 (Р.Штраус – Г. фон Гильм) 08.Не пой, красавица, соч. 4 № 4 (С.Рахманинов – А.Пушкин) 09.Уж ты, нива моя, соч. 4 № 5 (С.Рахманинов – А.К.Толстой) На немецком и русском (8,9) языках Партия фортепиано: Джеффри Парсонс (1-3,8,9), Джералд Мур (4-7) Джервас Де Пейер, кларнет (1) Херберт Даунс, альт (2,3) Архивные записи 1964 (4-7), 1967 (1-3,8,9) гг. Реставратор И.Скрынник Редактор П.Грюнберг Художник Б.Белов |
Криста Людвиг принадлежит к числу наиболее ярких и разносторонних художников в современном вокальном искусстве. Она родилась в Берлине в артистической семье. Ее родители были оперными певцами. В конце 20-х годов они открыли в Аахене школу пения. Сама Криста вспоминала: «С четырех-пяти лет я почти постоянно присутствовала на всех уроках, которые давала моя мать. При мне часто проходилась с учениками какая-либо партия или отдельные сцены из опер. Когда ученики расходились, я начинала повторять — петь •и играть все, что мне удавалось запомнить. Затем я начала ходить в театр, где у отца была своя ложа, так что я могла посещать спектакли, когда хотела. Еще девочкой я знала наизусть многие партии». Кристе было всего шесть лет, когда она довольно отчетливо выводила сложные пассажи в ариях Царицы ночи и могла петь дуэты с матерью. С восьми лет девочка уже аккомпанировала себе на рояле. Мать осталась, по сути дела, единственным вокальным педагогом Кристы; впоследствии она пользовалась также консультациями известной певицы Фелиции Хюни-Михачек. «С семнадцати лет я начала выступать, сначала на концертной эстраде, а затем и б опере, — говорит Людвиг. — К счастью, у меня нашли очень хороший голос, и я пела все, что мне предлагали любую роль, если в ней была хотя бы одна или две реплики». В сентябре 1946 года Людвиг стала солисткой театра во Франкфурте-на-Майне, дебютировав в роли Орловского в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь». Впервые певица обратила на себя внимание в ноябре 1947 года, когда на конкурсе, организованном Франкфуртским радио, получила первую премию. Тогда Кристе было всего девятнадцать лет, артистический путь ее только начинался, но тем не менее жюри конкурса (его председателем был известный пианист Вальтер Гизекинг) признало в ней настоящее дарование. Во Франкфурте Криста пела почти исключительно эпизодические роли. Но трудолюбие и упорство, с которыми она добивалась пусть маленьких, но важных д\я себя побед, несомненно, явились предпосылкой ее будущего быстрого художественного развития. Нечасто случается, чтобы певица, выступающая лишь в маленьких ролях, сумела затем всего за три сезона спеть такие центральные партии, как Эболи («Дон Карлос»), Амнерис («Аида»), Розина в оригинальной меццо-сопрановой редакции («Севильский цирюльник»), Дорабелла («Так поступают все»), Кармен, Золушка, пять вагнеровских ролей— Ортруда («Лознгрин»), Вальтраута («Гибель богов»), Фрикка («Валькирия»), Венера («Тангейзер») и Кундри («Парсифаль»). Именно так произошло с Кристой Людвиг. Все эти роли она подготовила и исполнила во время работы в оперных театрах Дармштадта (1952—1954) и Ганновера (1954—1955), выдвинувшись в число наиболее одаренных молодых певиц немецкой оперной сцены. Вскоре знаменитый дирижер Карл Бём пригласил ее в Венскую государственную оперу. Настоящее признание пришло к артистке в дни Венского музыкального фестиваля 1960 года, когда она приняла участие в концертной постановке оперы Р. Вагнера «Риенци». Заглавную партию пел знаменитый тенор Сет Свангольм, дирижировал Йозеф Крипе. Но героиней вечера стала именно Криста Людвиг в партии Адриано. В каждой спетой ею фразе чувствовался пламенный темперамент, а вокальных трудностей для нее, казалось, не существовало. После большой арии Адриано, исполненной Людвиг с виртуозным блеском и необыкновенным душевным подъемом, зал устроил певице восторженную овацию. В историю вокальной культуры XX века вошли выдающиеся работы К. Людвиг — оперной артистки: Ортруда («Лоэнгрин»), Кундри («Парсифаль»), Фрикка («Валькирия»), Маршалыпа и Октавиан («Кавалер роз»), Леонора («Фиделио»). Она пела эти партии на сценах крупнейших оперных театров мира — миланского «Ла Скала» и нью-йоркской «Метрополитен опера», парижской «Гранд опера» и буэнос-айресского театра «Колон», Баварского национального театра и чикагской «Лирической оперы». В 1971 году в составе труппы Венской государственной оперы К. Людвиг гастролировала в Москве. На сцене Кремлевского Дворца съездов гости показали «Кавалера роз» Р. Штрауса, где Людвиг исполнила одну из коронных ролей своего репертуара (Октавиан), покорив слушателей отточенностью и совершенством вокально-сценического мастерства. С конца 50-х годов Людвиг зарекомендовала себя также выступлениями на концертной эстраде. Уже в первые годы работы в Венской опере певица принимала участие в исполнениях Девятой симфонии и «Торжественной мессы» Бетховена, «Реквиема» Моцарта и «Реквиема» Верди, пассионов и Мессы си минор Баха. Именно как концертная певица Людвиг дебютировала во многих крупных музыкальных центрах Европы и Америки: в ноябре 1957 года она выступила в лондонском зале «Фестивал-холл» под управлением Отто Клемперера, в феврале 1958 года по приглашению Фрица Райнера участвовала в исполнении симфонии-кантаты «Песнь о земле» Малера в Чикаго, осенью того же года впервые пела в «Ла Скала» в «Торжественной мессе» Бетховена (дирижировал Джордж Сэлл). Если в начале своей артистической карьеры К. Людвиг не очень часто выступала в камерном репертуаре, то в дальнейшем эта сфера деятельности начала увлекать ее все сильнее и снискала ей славу одной из самых выдающихся камерных певиц современности. Основное место в ее сольных программах заняли произведения Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, Р. Штрауса и Малера. В 1978 году в ознаменование 150-летней годовщины со дня смерти Шуберта она выступила с исполнением вокального цикла «Зимний путь» (кроме Лотты Леман еще ни одна из певиц не решалась «вторгнуться» в эту исконно «мужскую» область шубертовского песенного наследия). Криста Людвиг — оперная и камерная певица — художник многоплановый. Ей доступны самые сокровенные поэтические глубины музыки Шумана и Брамса, Шуберта и Гуго Вольфа, ее искрометное комедийное дарование ярко проступает в произведениях Моцарта, Рихарда Штрауса, Россини (достаточно вспомнить хотя бы ее исполнение каватины Розины или «Венецианской регаты»), она тонкий вокальный художник-акварелист (какой выразительнейшей звукописью отмечена, например, ее трактовка «Мадагаскарских песен» Равеля). Но, пожалуй, ее подлинной стихией является сфера возвышенно-романтического, эпического, трагического искусства. И здесь в первую очередь должны быть названы высочайшие образцы постижения музыки Баха, Вагнера, Малера. Один из критиков писал: «Когда встречаешься с Кристой — этой веселой, жизнерадостной, необыкновенно элегантной женщиной, каждый раз спрашиваешь себя: где, в каких тайниках ее души сокрыт этот драматизм художественного видения мира, позволяющий ей услышать в безмятежной шубертовской «Баркароле» щемящую скорбь, превратить, казалось бы, светлую элегическую песню Брамса «Твои глаза» в напряженнейший экспрессивный монолог или передать все отчаянье и сердечную боль малеровских «Песен об умерших детях»?» В декабре 1980 года музыкальная общественность Вены торжественно отметила 25-летний юбилей Кристы Людвиг — солистки Венской государственной оперы. Ей было присвоено звание почетного члена Венской оперы; Венская филармония удостоила певицу высшей награды — специального приза «Серебряная роза»; Людвиг были вручены медали Малера и Вольфа за выдающиеся достижения в пропаганде творчества этих композиторов. В одном из интервью Криста Людвиг сказала: «Мне приходится бывать во многих странах мира, часто выступать перед публикой, и неизменно меня охватывает волнение. Каждый раз я как бы проверяю себя — удалось ли мне выполнить задачу, ради которой я выхожу к своим слушателям? Ведь мы, исполнители — посредники между композитором и аудиторией. Выступая на сцене, я испытываю огромную радость от того, что в меру своих сил стараюсь сделать великие образцы мировой музыки неотъемлемой частицей духовной жизни людей». Эти слова можно считать своего рода художественным кредо выдающейся певицы. В. Тимохин |