6 дней
О сайте4 | SUCD 11 00320 1991, дата записи: 1978, 1981 гг. |
ДЕСЯТЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН Обработки для хора, солистов и фортепиано Д.Шостаковича 01. Грянул внезапно гром над Москвою 2.32 02. За горами, за долами 2.13 03. Из-за леса, леса копий и мечей 2.14 04. Ночи темны, тучи грозны 1.53 05. Кукушка кукует 4.49 06. Лучина 3.30 07. Ельник мой, ельник 1.37 08. Как у батюшки в зеленом саду 3.00 09. Говорила я другу милому 4.17 10. Что за песни... 2.20 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ 11. Как меня младешеньку (обработка Д.Шостаковича) 1.10 12. Не одна во поле дороженька (обработка П.Богданова) 5.40 13. На горушке, на горе (обработка О.Коловского) 1.23 14. Двенадцать разбойников (слова Н.Некрасова) 6.28 15. В темном лесе (обработка А.Пащенко, А.Новиков, слова народные) 2.57 16. Барыня (П.Чесноков, слова Л.Трефолева) 2.00 17. Дубинушка, соч. 32 № 3 5.20 Исполнители: Геннадий Беззубенков, бас (1-3, 14) Евгений Попов, тенор (2, 17) Евгений Бортников, баритон (4) Жанна Полевцова, меццо-сопрано (5) Кира Герасимова, контральто (6) Нина Кузнецова, сопрано (7) Юлия Антонова, сопрано (9) Александр Селезнев, бас (10) Людмила Богомолова, фортепиано (1-10) Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки, дирижер Владислав Чернушенко Общее время звучания — 53.23 Записи 1978 г. (14—16) и 1981 г. (1—13, 17) Звукорежиссер Ф. Гурджи Редактор К. Иванова Художник К. Баташева |
Русский песенный фольклор – богатейшая сокровищница самобытной культуры России. Профессиональный интерес к его сохранению возник не более ста лет назад и с годами развивался всё интенсивнее. Композиторы чаще стали обращаться к обработкам русских народных песен, создавая нередко самостоятельные произведения, в которых песня предстаёт обогащённой фантазией автора-аранжировщика. «Десять русских народных песен» для хора, солистов и фортепиано в обработке Д. Шостаковича впервые исполнены и записаны Ленинградской академической капеллой имени М.И. Глинки под управлением В. Чернушенко в 1981 году. При жизни автора это сочинение но было издано и оставалось мало известным. Цикл состоит из двух разделов, контрастных по жанру. Первые четыре песни – строевые, походные, в энергичном маршевом ритме, представляют собой жанр казачьих песен и объединены тематикой Отечественной войны 1812 года. Второй раздел – пять лирических песен о девичьей доле – образуют свой замкнутый ряд. Начало и конец его – печальные рассказы о женской судьбе, а середина – весёлый хоровод. Песня, заключающая цикл («Что за песни…»), снова написана и ритме походного марша, что придаёт законченность форме всего цикла. Чрезвычайно тактично использует Д. Шостакович фортепианное сопровождение: оно сливается со звучанием голосов, не нарушая естественного течения мелодии. Остальные песни, вошедшие в диск, – это обработки для хора a capella, что более характерно для исполнительской традиции русской народной песни. Авторы их – известные мастера этого жанра. Особое место занимает и этой программе «Дубинушка» П. Чеснокова на стихи Л. Трефолева. Это интереснейший образец оригинального сочинения, в котором драматическое развитие происходит как бы на фоне доносящейся издали народной песни. В. Чернушенко |