3 дня
О сайте5 2 | М10 49429 008 1991, дата записи: 19 и 29 ноября 1961 г |
И. С. БАХ (1685 — 1750) Сторона 1 — 28.39 Партита № 2 для скрипки соло ре минор, BWV 1004 1. Allemande 2. Courante 3. Sarabande 4. Gigue 5. Chaconne Сторона 2 — 24.08 Соната № 3 для скрипки соло до мажор, BWV 1005 1. Adagio 2. Fuga 3. Largo 4. Allegro assai Записи с концертов в Большом зале Московской консерватории 19 (1) и 29 (2) ноября 1961 года Реставратор Т. Бадеян. Редактор П. Грюнберг. Художник А. Григорьев Из серии «Музыкальное наследие. Исполнительское искусство» |
В замечательной плеяде скрипачей XX столетия Генрик Шеринг (1918—1988) занимает почетное место. Шеринг родился в Варшаве. В раннем детстве он обучался игре на фортепиано (его первой учительницей музыки была мать), затем его увлекла скрипка. Путь к артистической карьере маленькому Генрику указал один из известных скрипачей первой половины века Бронислав Губерман. Услышав игру десятилетнего мальчика, он рекомендовал ему заниматься в Берлине у Карла Флеша, выдающегося музыканта и педагога. Подобная рекомендация сама по себе была признанием исключительной одаренности Шеринга. Занятия у К. Флеша намного продвинули Генрика, и в тринадцать лет он с блеском исполнил в публичных концертах под управлением Джордже Джорджеску концерт И. Брамса, одно из труднейших произведений скрипичного репертуара. В 1936 — 1937 годах Шеринг в Париже занимается у Габриеля Буйона (по рекомендации Жака Тибо) и посещает класс композиции Нади Буланже в консерватории. Уже после первого года обучения скрипач завоевывает первую премию на традиционном консерваторском конкурсе. Во время второй мировой войны Шеринг дает концерты на фронте, в частях войск союзников, а получив известие о гибели в Польше отца, убитого нацистами, уезжает в США, затем в Мексику, где получает предложение организовать класс скрипки в университете Мехико-Сити и принимает мексиканское гражданство. Некоторое время молодой музыкант ведет интенсивную педагогическую деятельность, пока не произошло его «второе открытие». Решающую роль в судьбе Шеринга сыграла встреча с прославленным пианистом Артуром Рубинштейном, гастролировавшим в послевоенные годы в Мексике. Пораженный совершенством игры скрипача, Рубинштейн делает его своим партнером в сонатных дуэтах и камерных ансамблях, представляет видным импресарио. Перед Шерингом открывается широкая перспектива концертной деятельности в Америке и Европе, с ним заключают контракты крупнейшие граммофонные фирмы, Жак Тибо предлагает ему занять место постоянного члена жюри конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. Трудно назвать страну, где не было известно имя выдающегося музыканта. Дважды (в 1961 и 1965 годах) Шеринг гастролировал в СССР. Искусство Шеринга, соединившего традиции различных европейских (польской, немецкой, французской) школ, необычайно своеобразно и привлекательно. Мало кто из скрипачей может соперничать с Шерингом в совершенстве владения инструментом, всеми секретами скрипичной техники Шеринг покорял глубиной и искренностью музицирования, сочетающего классическую простоту и благородство с романтической взволнованностью. В его репертуаре буквально вся скрипичная литература трех столетий. Шеринг умел поражать слушателей виртуозным блеском в пьесах Паганини и Сарасате, увлекал динамичной трактовкой сочинений Прокофьева, страстностью и темпераментом в концертах Чайковского и Сибелиуса, возвышенной одухотворенностью в творениях Моцарта и Бетховена. Шеринг всегда был и замечательным камерным исполнителем. Участник трио в ансамбле с пианистом Вильгельмом Кемпфом и виолончелистом Пьером Фурнье, скрипач много времени отдавал сонатному музицированию. Так сложился его дуэт с австрийской пианисткой Ингрид Хеблер, с которой они записали сонаты Моцарта и Бетховена. Но наиболее совершенным был ансамбль скрипача с Артуром Рубинштейном. Их интерпретация скрипичных сонат Бетховена и Брамса — одна из лучших в обширной дискографии этих произведений. |