6 дней
О сайте4 2 | R10 00193-4, Русский Диск 1991, дата записи: 1980 |
Сторона 1 Господи, помилуй — 1.59 Единородный Сыне — 1.19 Приидите, поклонимся; Святый Боже — 1.43 Херувимская; Яко да царя — 5.08 Верую — 3.15 Сторона 2 Милость мира — 1.51 Тебе поем — 2.24 Достойно есть — 2.21 Отче наш — 1.15 Хвалите Господа с небес — 2.35 Благословен грядый; Да исполнятся уста наша — 3.13 Ленинградская академическая капелла имени М. Глинки Художественный руководитель и дирижер Владислав Чернушенко Звукорежиссер Г. Цес. Редактор Л. Абелян Оформление художника Л. Воробьевой Фото А. Якубовича-Ясного © МП "РУССКИЙ ДИСК". 1991 Тип. АЗГ. Зак. 93. Тир. 15000 Переиздание пластинки С10-15473-4 |
Первым духовным произведением П. И. Чайковского была Литургия Св. Иоанна Златоуста, сочиненная в конце весны 1878 года, вскоре после возвращения из-за границы. В это время он гостил у Н. Ф. фон Мекк в Браилове. Приступая к работе над Литургией, Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: "...хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки. В этом отношении у композитора огромное и еще едва тронутое поле деятельности. Очень может быть, что я решусь положить на музыку всю Литургию Иоанна Златоустого". В середине июля Литургия была полностью закончена и отослана П. И. Юргенсону для печати. Она вышла в свет в начале 1879 года. Впервые Литургия была исполнена в Киевской университетской церкви, к большой радости для композитора, опасавшегося, что его Литургию не будут петь в церкви из-за того, что она идет вразрез с традициями. Открытое публичное исполнение Литургии состоялось 18 декабря 1880 года в концерте Русского музыкального общества в Москве (хор под управлением П. И. Сахарова). Однако в печати против Литургии выступил целый ряд духовных лиц, протестовавших против "светского" использования форм православной музыки. Московский викарий Амвросий, отдавая должное таланту Чайковского, упрекнул композитора в "посягновении" на чуждую ему область, а устроителей концерта разбранил за концертное исполнение культовой музыки, которая должна звучать только в храме. Его письмо в редакцию газеты "Русь" задело и огорчило Чайковского и несколько охладило его веру в возможность реформы церковного пения. Литургия Чайковского состоит из ряда номеров различного содержания; в основном стиль музыки строго гармонический, но без стремления ввести в гармонизацию хроматизмы или какие-либо красочные, экспрессивные гармонии. Лишь в некоторых номерах введены полифонические имитации голосов, впрочем, не перегружающие прозрачной в целом фактуры. Музыка Литургии ясно показывает желание Чайковского возродить русский характер пения, но не древнего слоя, а скорее раннего партесного стиля, и противопоставить свою гармонизацию стилю музыки Бортнянского. Чайковский использовал диатонические лады, ввел плавные, поступенные мелодические обороты, в гармонии опирался на так называемые "побочные” ступени. В целом Литургия, написанная в строгой манере, свидетельствует о намерении композитора придать музыке "большой план", своеобразную "фресковость". |