Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
4
2
2 участника имеют этот альбом
R10 00193-4, Русский Диск
1991, дата записи: 1980
Alder / 2013-01-05 11:36:51 / Редакция № 4: 2024-03-22 11:39:45
Изображение
Сторона 1
Господи, помилуй — 1.59
Единородный Сыне — 1.19
Приидите, поклонимся; Святый Боже — 1.43
Херувимская; Яко да царя — 5.08
Верую — 3.15

Сторона 2
Милость мира — 1.51
Тебе поем — 2.24
Достойно есть — 2.21
Отче наш — 1.15
Хвалите Господа с небес — 2.35
Благословен грядый; Да исполнятся уста наша — 3.13

Ленинградская академическая капелла имени М. Глинки
Художественный руководитель и дирижер Владислав Чернушенко

Звукорежиссер Г. Цес. Редактор Л. Абелян
Оформление художника Л. Воробьевой
Фото А. Якубовича-Ясного
© МП "РУССКИЙ ДИСК". 1991
Тип. АЗГ. Зак. 93. Тир. 15000

Переиздание пластинки С10-15473-4
Valera1194 / 2015-02-13 04:50:49 / Редакция № 2: 2024-03-22 11:39:36
Изображение
Первым духовным произведением П. И. Чайковского была Литургия Св. Иоанна Златоуста, сочиненная в конце весны 1878 года, вскоре после возвращения из-за границы. В это время он гостил у Н. Ф. фон Мекк в Браилове. Приступая к работе над Литургией, Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: "...хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки. В этом отношении у композитора огромное и еще едва тронутое поле деятельности. Очень может быть, что я решусь положить на музыку всю Литургию Иоанна Златоустого".
В середине июля Литургия была полностью закончена и отослана П. И. Юргенсону для печати. Она вышла в свет в начале 1879 года. Впервые Литургия была исполнена в Киевской университетской церкви, к большой радости для композитора, опасавшегося, что его Литургию не будут петь в церкви из-за того, что она идет вразрез с традициями. Открытое публичное исполнение Литургии состоялось 18 декабря 1880 года в концерте Русского музыкального общества в Москве (хор под управлением П. И. Сахарова). Однако в печати против Литургии выступил целый ряд духовных лиц, протестовавших против "светского" использования форм православной музыки. Московский викарий Амвросий, отдавая должное таланту Чайковского, упрекнул композитора в "посягновении" на чуждую ему область, а устроителей концерта разбранил за концертное исполнение культовой музыки, которая должна звучать только в храме. Его письмо в редакцию газеты "Русь" задело и огорчило Чайковского и несколько охладило его веру в возможность реформы церковного пения.
Литургия Чайковского состоит из ряда номеров различного содержания; в основном стиль музыки строго гармонический, но без стремления ввести в гармонизацию хроматизмы или какие-либо красочные, экспрессивные гармонии. Лишь в некоторых номерах введены полифонические имитации голосов, впрочем, не перегружающие прозрачной в целом фактуры. Музыка Литургии ясно показывает желание Чайковского возродить русский характер пения, но не древнего слоя, а скорее раннего партесного стиля, и противопоставить свою гармонизацию стилю музыки Бортнянского. Чайковский использовал диатонические лады, ввел плавные, поступенные мелодические обороты, в гармонии опирался на так называемые "побочные” ступени.
В целом Литургия, написанная в строгой манере, свидетельствует о намерении композитора придать музыке "большой план", своеобразную "фресковость".
Valera1194 / 2015-02-13 04:50:31 / Редакция № 2: 2024-03-22 11:38:45
Изображение
YAR / 2024-03-29 16:44:07
Изображение
YAR / 2024-03-29 16:44:13
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка