Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
3
2
2 участника имеют этот альбом
М10 49219 000
1990
Alder / 2013-01-05 11:30:41 / Редакция № 4: 2021-12-08 21:00:18
Изображение
Сторона 1
М. ГЛИНКА (1804 — 1857)
Победитель (В. Жуковский) — 2.33
А. ДАРГОМЫЖСКИЙ (1813—1869)
Баба старая (А. Тимофеев) — 4.00
Застольная песнь (А. Дельвиг) — 3.40
Р. ШУМАН (1810 — 1856)
Идальго, соч. 30 № 3 (Э. Гайбель) — 3.03
Братья-враги, соч. 49 № 2 (Г. Гейне) — 3.05
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840— 1893)
Минула страсть, соч. 46 № 5 (А. К. Толстой) — 5.00

Сторона 2
А. АРЕНСКИЙ (1861 — 1906)
Менестрель, соч. 17 № 1 (А. Майков) — 5.12
Ц. КЮИ (1835 — 1918)
Желание, соч. 57 № 25 (А. Пушкин) — 2.06
Сожженное письмо, соч. 33 № 3 (А. Пушкин) — 3.00
Ю. ШАПОРИН (1887 — 1966)
Заклинание, соч. 10 № 4 (А. Пушкин) — 2.35
АН. АЛЕКСАНДРОВ (1888— 1982)
Воспоминание, соч. 24 № 4 (В. Ходасевич) — 2.53
Д. ТАРХОВ (1890 — 1966)
Подснежник (И. Бунин) — 1.14
Цыганка (А. Блок) — 2.39
Менуэт (Д. Тархов)— 4.00

Мужской хор Всесоюзного радио (3)
Софья Киселева, сопрано (6)
Наум Вальтер (1, 2, 4 — 11),
Дмитрий Тархов (12— 14), фортепиано

Реставратор О. Гурова. Редактор П. Грюнберг
Художник Б. Столяров
Записи Всесоюзного радио 1948 г. (1, 2, 4, 5), 1949 г. (3), 1950 г. (6), 1956 г. (7—14). Записи из архива исполнителя 1956 г. (12— 14)
Из серии «Музыкальное наследие. Исполнительское искусство»
Alder / 2013-01-05 11:30:41 / Редакция № 5: 2021-12-08 21:01:14
Изображение
Настоящая пластинка представляет искусство выдающегося советского артиста Дмитрия Федоровича Тархова в камерном репертуаре. В нее вошли все записи романсов, сделанные певцом для фонда Всесоюзного радио, а также несколько «домашних» фонограмм, на которых записаны романсы Д. Ф. Тархова в авторском исполнении.
Творчество Д. Ф. Тархова — оперного исполнителя — хорошо известно. Такие его записи, как партия Гришки Кутерьмы в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова (пластинки были удостоены премии Академии звукозаписи имени Шарля Кро в Париже), Дон Жуан в «Каменном госте» А. Даргомыжского, де Грие в «Манон Леско» Дж. Пуччини, принадлежат к лучшим образцам музыкально-драматического искусства. Создатель незабываемых оперных образов, замечательный певец-художник, Д. Ф. Тархов был и превосходным исполнителем камерного репертуара, классических русских романсов, вокальной лирики зарубежных и советских композиторов. Многогранное дарование Тархова проявилось и в его собственных сочинениях. Написанные им романсы на слова А. Блока, И. Бунина, А. Ахматовой и других поэтов, а также на собственные тексты привлекают тонким ощущением поэтической основы стиха, искренностью, выразительностью мелодики.
Биография Дмитрия Федоровича Тархова не имеет черт стандартных биографий «оперных звезд». Его путь в искусстве был нелегким.
Будущий певец родился 30 марта 1890 года в Пензе в семье инженера-путейца, начальника участка Сызрано-Вяземской железной дороги. В доме Тарховых царила атмосфера преклонения перед искусством, перед музыкой. Первые крупные музыкальные впечатления мальчика были связаны с гастролями в Пензе видных артистов русской оперы, в том числе баритона Л. Г. Яковлева, затем с посещением Москвы и Большого театра. Уже в детстве Тархов проявил большие музыкальные способности, «исполняя» к удовольствию взрослых по памяти целые оперы. Затем в его жизнь вошел граммофон: мальчик заучивал с пластинок музыку и слова неизвестных ему произведений. Основательного музыкального образования все же он в детстве не получил. После смерти отца семья переехала в Москву, где по окончании гимназии Тархов поступил в 1910 году на юридический факультет университета. Все это время он не прекращал музицировать как любитель. Считая свой голос баритоном, юноша исполнял в концертах соответствующий репертуар. Основными музыкальными впечатлениями, отразившимися на формировании его артистической личности, в это время были спектакли Большого театра и оперы С. И. Зимина, в которых пели первоклассные артисты. По рекомендации органиста Большого театра А. Ф. Морозова Тархов начал заниматься у бывшего певца С. Т. Шацкого, определившего его голос как тенор. Вскоре, благодаря выдающейся певице театров Мамонтова и Зимина Е. Я. Цветковой, включившей в свой репертуар несколько романсов молодого Тархова, он знакомится с М. М. Ипполитовым-Ивановым и его супругой, певицей В. М. Зарудной. Тархов поступает в Московскую консерваторию, в класс Варвары Михайловны Зарудной. Помимо основных занятий, он некоторое время обучался у Надежды Павловны Давыдовой, также бывшей оперной певицы. Именно у Давыдовой, как вспоминал певец, он получил навыки правильной вокальной школы.
Первые выступления Тархова на сцене состоялись в 1918 году в Саратове, где он был в труппе «Рабочей оперы». Начинающий артист имел значительный успех в роли Канио в «Паяцах» Р. Леонкавалло. Его пригласил в свою профессиональную труппу, работавшую в Саратове («Советская опера»), Михаил Ефимович Медведев, в прошлом знаменитый артист Большого театра, первый исполнитель партии Ленского. В труппе М. Е. Медведева Тархов исполнял ответственные партии. Он пел Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Берендея в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, Князя в «Русалке» А. Даргомыжского, Синодала в «Демоне» А. Рубинштейна, Владимира Игоревича в «Князе Игоре» А. Бородина, Самозванца в «Борисе Годунове» М. Мусоргского. Среди его партнеров были тогда такие замечательные певцы, как бас Н. И. Сперанский, баритон В. Ф. Любченко, тенор Ю. С. Кипоренко-Даманский. Работа под руководством М. Е. Медведева и режиссера Н. Н. Богомолова, безусловно, во многом способствовали развитию артистического таланта Тархова. Уже в пору своих театральных дебютов он принимал участие в концертах совместно с Н. И. Сперанским и другими премьерами Саратовской оперы. Концертная и театральная работа Тархова начались одновременно, но впоследствии деятельность оперного певца заняла большее место в его биографии.
По возвращении в Москву Тархов некоторое время не имел артистической практики (до 1922 года).
Затем наступили годы активной работы в московских театрах (в «Свободной опере», а впоследствии в театре К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко) и преимущественно в лучших периферийных театрах. На сценах Свердловска, Перми, Астрахани, Саратова, Баку и других городов Тархов исполнял обширный репертуар, в основном партии драматического тенора. Он участвовал в постановках видных советских режиссеров, в том числе В. А. Лосского. Придавая большое значение драматургической правде создаваемых образов, Тархов с присущей ему изобретательностью работал над сценической стороной ролей.
Со второй половины тридцатых годов наступает самый значительный этап творческой биографии артиста. В 1936 году он становится ведущим солистом оперного коллектива Всесоюзного радио. С его участием осуществляют концертные постановки и радиоисполнения опер лучшие советские дирижеры — Самуил Самосуд, Николай Голованов, Александр Орлов, Василий Небольсин. Среди работ Тархова с коллективом радио следует отметить постановки «Орестеи» С. Танеева (партия Эги-ста), «Ночи перед Рождеством» (Вакула), «Майской ночи» (Левко) и «Сказания о невидимом граде Китеже» Н. 'А. Римского-Корсакова, «Франчески да Римини» С. Рахманинова (Паоло), «Фиделио» Л. ван Бетховена (Флорестан), «Джоконды» А. Понкьелли (Энцо), «Бала-маскарада» Дж. Верди (Ричард), «Манон Леско» Дж. Пуччини (де Грие), «Аскольдовой могилы» А. Верстовского (Торопка), «Купца Калашникова» А. Рубинштейна (Кирибеевич), «Каменного гостя» А. Даргомыжского (Дон Жуан). В ряде постановок звучал великолепный ансамбль Дмитрий Тархов — Наталия Рождественская, сохранившийся в нескольких превосходных по художественным достоинствам записях. Солистом Всесоюзного радио Тархов был вплоть до окончания своей певческой работы в 1958 году.
В годы войны он находился в Астрахани, где вместе с народной артисткой СССР М. П. Максаковой возглавлял оперную труппу, работал в ней режиссером и солистом.
Талант Тархова проявился и в области перевода оперных либретто. В его переводах были поставлены на радио «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера и «Бал-маскарад» Дж. Верди. Тархову принадлежат также переводы текстов ряда песен Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
В репертуаре артиста всегда были редкие, мало-, известные или совсем забытые произведения, такие, как кантата Д. Бортнянского «Певец во стане русских воинов» на слова В. Жуковского.
Педагогическая деятельность Тархова началась в 1948 году в институте имени Гнесиных, где он трудился на протяжении восемнадцати лет. Скончался выдающийся артист в Москве 5 октября 1966 года.
Фонд записей Д. Ф. Тархова довольно обширен. Всесоюзное радио записало в 1940 —1950-х годах несколько опер (полностью или фрагментарно) с его участием. Некоторые из них были выпущены на пластинках. Камерные записи певца были забыты, не звучали около тридцати лет. Теперь, изданные на этой пластинке, они дополняют творческий портрет замечательного артиста.
mvaleryi / 2015-03-19 13:15:53
Изображение
mvaleryi / 2015-03-19 13:15:13 / Редакция № 1: 2021-12-08 21:01:33
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка