6 дней
О сайте3 1 | С60 31433 006 1991, дата записи: 1990 |
Владимир ОКСИКОВСКИЙ «Шоу с Ревеккой» Сторона 1: 1. Врубель. «Демон» — 4:14 2. Ван Гог. «Автопортрет» — 3:03 3. Гойя. «Сон разума» — 2:52 4. Феофан Грек — 3:25 5. Шоу с Ревеккой — 3:18 6. Дюрер. «Автопортрет» — 3:35 Сторона 2: 7. Микеланджело. «Страшный суд» — 3:55 8. Рафаэль. «Сикстинская мадонна» — 2:43 9. Брейгель. «Падение Икара» — 3:46 10. Гоген — 3:10 11. Сестра милосердия — 3:58 12. Гамлет (по Пастернаку) — 2:22 Владимир Оксиковский — пение, гитара Звукорежиссёр А. Самовер Редактор Е. Платонов Художник В. Воронин Фото из архива В. Оксиковского О чем, кажется, могут петь сегодня барды? Ведь все, что раньше было под запретом, печатается в наши дни на страницах газет и журналов, звучит по радио и телевидению. Не то что в былые времена. С каким волнением внимали мы в те далекие 60-е, когда бардовское движение только начиналось, Окуджаве, Высоцкому, Галичу... Это были голоса нашей надежды, исторической памяти, нашего отчаяния и протеста. Так о чем же барду петь сегодня? Владимир Оксиковский вроде бы и не спорит: да, конечно же, все уже было, и не только с нами, но и во все времена. И все же ему есть что сказать. Песни, звучащие на этой пластинке, убеждают в этом. Цикл посвящен художникам. Врубель, Ван Гог, Гойя, Феофан Грек, Дюрер, Микеланджело, Рафаэль, Брейгель, Поль Гоген... Великие имена, трагические судьбы. Гений — всегда трагедия (эта мысль является для автора как бы отправной точкой). И еще гений — это всегда одиночество, сознание на грани распада, а может быть, высота знания и рождает чувство одиночества и трагедии? Для того чтобы подняться до такого понимания, нужно, очевидно, самому глубоко проникнуть в природу творчества. Перед мысленным взором предстают картины великих мастеров с такой явственной силой, будто видишь их впервые. Уже первая песня цикла — «Врубель» убедила меня в этом. Мы знаем, что художник страдал неизлечимым недугом, и его отчаяние звучит в знаменитом полотне «Демон поверженный». Я рисую Демона и вижу, что это я. Рыжие волосы, стесанный клык, сумрак белков. Моя однотонная, допотопная семья Отреклась от меня, а может, от него. Я рисую Демона и вижу, что это я... Песни Оксиковского, во всяком случае большинство из них, написаны в форме монологов. Речь героев порой смутна и прерывиста, будто строка не поспевает за мыслью. И вдруг возникает догадка, а может быть, они вовсе и не о художниках (об этом я подумала, услышав его прекрасную песню о Марке Шагале — «Шоу с Ревеккой», давшую название пластинке), художники и их судьбы для автора лишь повод полнее выразить себя? И еще хотелось бы отметить поразительную отзывчивость его таланта. Умение чувствовать чужую боль как свою с особой силой звучит в песне «Ван Гог»: Я не знал, что моим отчаянием Возгордятся аукционы, И будут бросать меня нечаянно Жертвой на алтарь Мамоны. Песни Оксиковского как удар кастета, крик боли, и, наверно, именно поэтому с такой остротой воспринимается его лирическое откровение — образ Мадонны в песне «Рафаэль». Она о творце и его модели, о любви и вечности, о природе творчества, где есть вот такие пронзительные строки: Не шевелись... Облака не стареют. Стареют натурщицы и вещей конвой. Я люблю... И запало семя В тело душой... Удивительна пластика его стихов — упругая, лаконичная, к тому же он прекрасно схватывает деталь, дающую представление о целом. Вот песня о Гогене, умершем в безвестности на Таити. Одиночество и гибель — дань, заплаченная за свободу творчества: Быть далеким и быть далеко — не одно и то же. Кто это понял, тот больше не верит глазу. Я миром менялся своею кожей, А он мне всучил проказу. Или другая песня — «Гойя», клубящиеся ночные кошмары «Капричос»: Разве есть время в сутках мудрей, Ночь — богиня воров и талантов... Набирай же в пригорошни ночь, А тем более вот такую! Подожди, я тебя нарисую, Липко-черно-блестящая ночь... Большинство его песен окрашено в трагические тона, но все же в них есть прорыв, есть катарсис, очищение страданием: да, мир трагичен по сути своей, трагичен исход человеческой жизни. Но дух человека бессмертен, как бессмертен дар истинного художника. И, стало быть, не напрасны земные страдания, если дарят последующим поколениям образцы прекрасного. Не знаю, как складывается творческая атмосфера на концертах Володи Оксиковского, но думается, что аудитория у него не должна быть очень широкой: слишком строг и возвышен образный строй его песен. Впрочем, как знать, ведь о чем бы он ни пел, он поет о том же: о извечной борьбе добра и зла, о стремлении человека к счастью и красоте, о краткости и мимолетности земного бытия. В заключение — несколько слов о самом авторе: ему тридцать два года. Игре на гитаре обучался в музыкальной школе в Баку, выступал с различными ансамблями, сменил множество профессий. Работал художником-оформителем. Может быть, отсюда любовь к живописи? — Да нет, — говорит Владимир. — Живопись в моих песнях лишь повод. У меня есть и другие циклы. Так мне проще выразить себя. Писать собственные песни начал лет пять назад, до этого пел чужие. Как это началось, сказать трудно. Просто однажды я понял, что могу писать стихи. Теперь у меня более четырехсот песен. Кроме цикла о художниках мною написаны циклы «Поэты и писатели» (кстати, одна из песен этого цикла — «Гамлет», посвященная знаменитому пастернаковскому стихотворению, вошла в пластинку). Есть цикл «Диктаторы», а также четыре авторские моноспектакля: «Старец» — о Григории Распутине, рок-опера «Крестоносцы», фолк-оперы: «Староверы», постановку которой мечтаю осуществить вместе с ансамблем Покровского, и «Махно». Но пока реализовать эти замыслы мне не удалось. Все мои песни написаны в форме монологов. Мне интересно проникать в мысли героя при экстремальных ситуациях. Достоевский, к примеру, запечатлен в момент казни, когда его арестовали по делу петрашевцев. Или шестнадцатилетний Маяковский — в тюрьме. Умирающий Петрарка. Франсуа Вийон перед изгнанием. Я так вжился в образ Вийона, что представил его себе живым. Да так явственно, что если бы был художником, мог бы нарисовать его по памяти, ведь портретов Вийона нет на свете. Вообще работаю много. Но не всегда удовлетворен результатами, видимо, необходимо определенное состояние. Я никогда заранее не знаю, что из этого получится: если придумаю, как начать и чем закончить песню, — это, как правило, обречено на провал. Пишу на одном дыхании, пока не закончу. Помните, как Боттичелли писал свои картины? Однажды целую ночь писал песню о Брейгеле. Мне казалось, что ничего не получилось, а утром, когда взял в руки гитару, увидел, что все встало на свои места. Музыка и стихи в моих песнях неотделимы, уж такой это жанр. — А как воспринимает ваши песни аудитория? — С пониманием. Зал напряжен до предела, и его энергия передается мне. Пока выступал в основном в Москве, клубная аудитория, всевозможные НИИ и тому подобное. Сейчас предложили зарубежную поездку. Завязывается отношение с кино. Вот такой Володя Оксиковский. Признаюсь, меня его песни взволновали, и очень надеюсь, что у него найдется вскоре огромный круг единомышленников. Н. Михайлова © ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1991 Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1990 г. 1991 Зак. 778. Тираж 10000 |
Апрелевский завод ГОСТ 5289-88 Сторона 1 Год выпуска 1991 |
Апрелевский завод ГОСТ 5289-88 Сторона 2 Год выпуска 1991 |