3 дня
О сайте9 | С10 29863 004 1990, дата записи: 1986 |
Симфония до мажор, Hob. I № 48 «Мария Терезия»; Симфония фа минор, Hob, I № 49 «La Passione». Камерный оркестр «Orpheus» По лицензии Poiydor International Gmbn, Гамбург (ФРГ) |
АОЛЗ, ГОСТ 88 год выпуска 1990 сторона 1 |
В необъятном наследии Йозефа Гайдна центральное место принадлежит симфонии. Создатель классического симфонизма обращался к этому жанру на протяжении всего своего длительного творческого пути. 1 сентября 1773 года в Эстерхаз - роскошный замок, построенный в Венгрии князем Николаем I Эстерхази, на службе у которого Гайдн состоял многие годы, прибыла с визитом австрийская императрица Мария Терезия. Знатной гостье был оказан пышный прием, на устроенных в ее честь празднествах исполнялись опера Гайдна «Обманутая неверность», а также одна из его симфоний, очевидно, до мажор, Hob. I No 48, за которой укрепилось название «Мария Терезия». Автограф симфонии не сохранился, и предполагаемой датой ее возникновения считался 1773 год. Однако не так давно в Словакии в Зай-Угроце - замке, принадлежавшем венгерским графам Зай фон Чёмёр, была обнаружена рукописная копия произведения, сделанная рукой секретаря и переписчика Гайдна Йозефа Эльслера, датированная 1769 годом. Следовательно, Симфония была написана не позднее этого времени (быть может, годом раньше) и только использована на торжествах по случаю приезда императрицы. Впервые ее опубликовало парижское издательство Зибера в 1784 году. К традиционному оркестровому составу - струнные, два гобоя, две валторны - в некоторых копиях добавлены две трубы и литавры. Возможно, их партии внесены не Гайдном (в копии Эльслера их нет), хотя не исключено, что композитор добавил их в 1773 году, чтобы усилить парадность звучания. Симфония являет собой типичный образец музыки для праздничных торжеств. Однако с шумной жизнерадостностью и нарядным блеском в ее музыке соседствуют проникновенная лирика и кое-где драматические контрасты, яркость тематизма и динамичная напряженность его развития. Многое в этом произведении нашло отражение в симфонизме В. А. Моцарта. Первая часть, Allegro, отличается мелодическим изобилием и в то же время четкостью драматургии. Уже в главной партии сопоставлены энергичные фанфарные мотивы гобоев и валторн и напевные фразы струнных с неожиданным минорным омрачением. Еще более многосоставна побочная партия. Начальную тему с ее шумными тремоло и героическими тиратами в басах сменяет контрастная лирическая мелодия струнных; возвращение праздничного звучания вновь перемежается лирической интермедией. Проникнутая мощной энергией разработка развивает элементы как главной, так и побочной партий, преломляя их в бурном, не лишенном драматизма аспекте. Секвентное развитие мотивов-тират из первой побочной темы перекликается с разработкой первой части моцартовской Симфонии No 41, КV 551 «Юпитер». Вторая часть, фа-мажорное Adagio в сонатной форме, овеяна идиллической безмятежностью. Исследователи видят в ней предвестник медленной части Симфонии Моцарта No 36, KV 425 «Линцской», написанной в той же тональности и в том же размере 6/8. Музыка Adagio лишена контрастов — главная и побочная темы проникнуты нежной лирической задушевностью, бархатное звучание засурдиненных скрипок колоритно соче- тается с репликами гобоев и валторн, появляющееся в аккомпанементе триольное движение постепенно переходит в мелодическую линию. Обрамляющие разделы третьей части, Menuetto. Allegretto, вновь пронизаны праздничной динамичной приподнятостью. Воинственные фанфарные унисоны в заключительном построении предвещают знаменитые сигналы во второй части «Военной» симфонии, Hob. 1 No 100. До-минорное Trio вносит драматический контраст: мрачные унисоны tutti чередуются с тихим, затаенно тревожным звучанием струнных. Финальное Presto в сонатной структуре представляет собой огненное, быстрое perpetuum mobile. Главная и побочная партии не контрастируют друг с другом, охваченные буйным стремительным движением (один из мотивов, мелькающий в побочной и заключительной партиях, лежит и в основе финала моцартовской Симфонии No 28 до мажор, KV 200, близкого по облику финалу «Марии Терезии»). Минорные тени и заостренные хроматизмы в разработке не омрачают праздничного и жизнерадостного колорита. Жизнеутверждающее и оптимистическое в целом, искусство Гайдна содержит немало страниц, полных страстной патетики, вдохновенного драматизма, глубокой скорби. О широте круга образов гайдновского творчества свидетельствует высказывание В. А. Моцарта: «Ни один из нас не может всего так, как отец Гайдн; по-детски резвиться и потрясать душу, вызывать смех и заставлять плакать, и все одинаково хорошо». Симфония фа минор, Hob. I No 49 "La Passione" написана во время «романтического кризиса» - так музыковед Теодор де Визева охарактеризовал период творчества Гайдна конца 60-x- начала 70-х годов XVIII столетия. Наряду с яркой индивидуализацией музыкального языка композитора (примером может служить возникшая в те же годы «Мария Терезия»), этот период отличает резкая интенсификация драматического начала, великолепными образцами которой могут служить Соната для фортепиано до минор, Hob. XVI минор, Ноb. XVI No 20, многие страницы квартетов, соч. 17, Hob. III No 25 - 30 и соч. 20, Hob. III No 31 — 36, симфонии, Hob. I No 26, 39, 44, 45, 49, 52. Неизвестно, было ли причиной этого внезапного «омрачения» какое-то событие в личной жизни Гайдна или же композитор, подобно большинству великих художников, чутко реагировал на тревожный «дух времени» (хотя непосредственное знакомство с литературой «бури и натиска», возникшей в те годы, едва ли возможно). Первоначально Симфонию No 49 приблизительно датировали 1773 годом, однако обнаруженный автограф позволил установить точную дату — 1768 год (впервые она опубликована в 1771 году Зибером в Париже). Имеющееся в некоторых рукописных копиях название "La Passione" свидетельствует о том, что симфония предназначалась для страстной недели. Название "Il Quakuo di bel' humore" в других копиях до сих пор не объяснено. Стилевые особенности Симфонии свидетельствуют влиянии некоторых черт музыки эпохи барокко, уже не встречавшихся в 70-х годах. Это произведение - последняя из шести симфоний Гайдна, где, по сравнению с классическим строением симфонического цикла, первые две части как бы меняются местами: за медленной частью следует сонатное allegro (своеобразная модификация старинного цикла типа «церковной сонаты» - sonata da chiesa). Строение тем быстрых сонатных частей (второй и четвертой), словно складывающихся из цепи кратких мотивов, также родственно музыке «доклассического» периода. Оркестр — традиционного маленького состава (струнные, два гобоя, две валторны). И тем не менее Симфония No 49 современна в лучшем смысле этого слова, потрясая необычайной силой драматического пафоса, глубиной выразительностью музыкальных образов. Лейтинтонация «до -ре-бемоль - си-бемоль-до» слышна в начальных темах всех четырех частей, придавая циклу цельность и единство. «Центром тяжести» произведения является первая часть, Adagio в сонатной форме, - вдохновенная трагическая поэма, вызывающая в памяти многие страницы баховских «Пассионов». Главная тема - воплощение глубокой, но сдержанной мужественной скорби. Мажорная побочная партия чередует взрывы страстной экспрессии с горестными трепетными вздохами, прерываемыми выразительными паузами. Драматические краски сгущаются в разработке и в репризе. Траурные интонации «вздохов» завершают Adagio, оттеняя предшествующую трагедийную кульминацию. Мощная энергия, бурная стремительность господствуют во второй части, Allegro di molto. Грозная и напряженная главная тема с ее властными начальными ходами на широкие интервалы, упрямыми повторами мотивов сменяется двумя более спокойными, напевными мелодиями побочной партии, которым, однако, сообщают драматический оттенок полифоническое изложение (имитации, бесконечный канон) и внезапные вторжения tutti. Третья часть, Menuet, далека от своего танцевального прообраза. Суровая поступь музыки крайних разделов сближает ее с траурным шествием. Резкий контраст вносит фа-мажорное Trio - единственное светлое интермеццо во всем произведении, где ласковая безмятежность, мажорный вариант лейтинтонации, колоритные тембры валторн еще сильнее подчеркивают трагическую силу обрамляющих построений. Великолепная главная тема предельно лаконичного финального Presto в сонатной форме словно предвещает патетические мелодии Бетховена. Быстро проносящаяся побочная тема подобна краткому развивающему эпизоду - взволнованная мелодия главной партии определяет эмоциональный тонус заключительной части одного из самых прекрасных и вдохновенных творений Гайдна. Камерный оркестр "Orpheus" был основан в Нью-Йорке в 1972 году. В его состав входят шестнадцать музыкантов-струнников и десять духовиков, выступающих без дирижера. Первое выступление оркестра состоялось в Линкольновском центре искусств в Нью-Йорке в 1974 году и прошло с большим успехом. Все музыканты оркестра — выпускники таких известных музыкальных учебных заведений Америки, как Джульярдская школа в Нью-Йорке, Институт Кертиса в Филадельфии. Большинство артистов является лауреатами различных конкурсов музыкантов-исполнителей и периодически выступают в качестве солистов. Помимо выступлений в США, оркестр "Orpheus", в настоящее время признанный лучшим камерным оркестром Америки и одним из ведущих коллективов подобного типа на мировой концертной эстраде, совершил серию гастрольных поездок по странам Южной Америки, Ближнего Востока, побывал в Индии. В Европе оркестр посетил ряд крупных музыкальных центров в Италии, Австрии, Англии, Франции, ФРГ, гастролировал также в Дании и Турции. В 1980-х годах наступает расцвет творчества оркестра, к нему приходит международное признание. В 1985 году "Orpheus" впервые принимает участие в крупнейших музыкальных фестивалях в Зальцбурге и Люцерне. Еще раньше, в 1984 году с коллективом из США заключает контракт одна из крупнейших компаний звуковой индустрии "Deutsche Grammophon" - "Polydor". Уже первые грампластинки и компакт-диски оркестра получили высокую оценку музыкальной критики. На них звучит лишь незначительная часть обширного репертуара оркестра, исполняющего как произведения классиков XVIII — XIX веков, так и современную музыку. Записи избранных серенад В. А. Моцарта, симфоний Й. Гайдна, балета Л. ван Бетховена «Творение Прометея» и ряд других свидетельствуют об исключительно высоком профессиональном уровне коллектива и его огромных творческих возможностях. Интерпретации оркестра "Orpheus" отличает безупречное владение стилем различных авторов, будь то Гайдн или Моцарт, Чайковский или Григ, Барток или Стравинский. Совершенство ансамблевого музицирования, изящество и насыщенность звучания, виртуозный блеск сочетаются в искусстве американских артистов с подлинно вдохновенной передачей шедевров прошлого и современности. |